- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О противостоянии Израиля с Ираном на море

Израиль с конца 2019 года организовал не менее десятка атак на танкеры, которые перевозили иранскую нефть в Сирию. Об этом говорится в статье, опубликованной в 8 апреля в электронной версии газеты «Уолл-стрит джорнэл».    По словам источников издания из числа официальных лиц, указанные атаки, в частности, имели место в Красном море. Израильская сторона применяла морские мины и другие вооружения, чтобы повредить данные суда. Не менее двух танкеров вернулись в иранские порты из-за полученных повреждений. Информации о том, что какие-то суда были потоплены, не поступало. По сведениям газеты, в феврале лица, которые, предположительно, действовали в интересах еврейского государства, установили магнитную мину на корпусе иранского судна, когда оно стояло на якоре в районе Ливана. Планировалось, что данное судно доставит нефть из Ирана в Сирию. Какие повреждения оно в итоге получило, не уточняется.   Издание отмечает, что власти Израиля не подтверждают причастность к атакам. Официальные лица США «скрытно поддерживали» эти действия при администрации 45-го президента США Дональда Трампа, уточнили источники газеты. В материале приводится мнение эксперта. Он полагает, что Тегеран не привлекает внимания к происходящему, поскольку считает, что отсутствие реакции со стороны иранских военных может быть воспринято как «проявление слабости».    Как следует из материала, Израиль осуществляет данные атаки, поскольку «опасается, что доходы от [реализации] нефтепродуктов будут использованы для финансирования экстремизма на Ближнем Востоке». Как уточнили официальные лица США, израильская сторона также пытается помешать Ирану в «доставке других грузов, в том числе вооружений, в регионе». В этой связи отметим самый последний по времени эпизод этой тайной войны, когда  иранское судно «Савиз» подорвалось на мине во время плавания в Красном море недалеко от побережья Эритреи. Сам по себе этот факт говорит нам о том, в Эритрее продолжают базироваться израильские подводные лодки, и как полагают американцы, и отряд морского спецназа. Израиль никак не прокомментировал этот инцидент, однако газета «Нью-Йорк таймс», которая используется американскими спецслужбами для организации нужных им утечек, сообщила, что некий американский чиновник уже уведомил свою администрацию о том, что именно Израиль нанесли удар по судну. Полный размер ущерба не был сообщен, а только то, что «Савиз» был поврежден миной, которая была прикреплена к судну. По словам американского чиновника, израильтяне описали нападение как возмездие за предыдущие иранские удары по израильским судам и заявили, что «Савиз» был поврежден ниже ватерлинии. Хотя «Савиз» официально зарегистрирован как грузовое судно, он фактически является военным судном, принадлежащим иранскому Корпусу стражей исламской революции (КСИР) и укомплектован его спецназом. Иранские сайты и социальные сети утверждали, что миссия «Савиза» состояла в борьбе с пиратами, но западные разведывательные источники утверждают, что корабль, как известно, использовался в качестве платформы для иранских разведывательных миссий и выполнения тайных операций. В этой связи есть смысл поправить «Уолл-стрит джорнэл».  Морская война   Израиля против  Ирана началась не в 2019 году, а годом ранее, после того как Дональд Трамп  [1]объявил о выходе США из иранской ядерной сделки и ввел болезненные санкции в отношении Тегерана. Это одностороннее стратегическое решение Вашингтона было и остается серьезным ударом по иранской экономике, особенно по нефти, ее основной экспортной отрасли. В этой связи, кстати, главное условие Тегерана по возобновлению переговоров в Вене по СВПД состоит как раз в снятии американцами именно «нефтяных санкций».  Спад экономики вкупе с этими санкциями   вынудил Тегеран серьезно сократить финансовую поддержку своих шиитских ополченцев, дислоцированных в Сирии, и ливанской «Хизбаллы». По оценкам израильской военной разведки, субсидии Ирана для бюджета «Хизбаллы» — около 700 миллионов долларов в год – значительно сократились с 2018 года. Это привело к сокращению зарплат десяткам тысяч бойцов «Хизбаллы», сокращению выплат семьям погибших или раненых в ходе гражданской войны в Сирии и сокращению числа учений,  что снижает боевую готовность и физическую подготовку. «Хизбалла» и другие проиранские ополченцы нуждались в деньгах, и генерал Касем Сулеймани [2], легендарный командир элитных «сил Аль-Кудс», убитый США в январе 2020 года, реализовал свой план обхода этих санкций. Собственно, ничего нового он не придумал, а просто реанимировал в новом качестве известный алгоритм «экономики сопротивления», который был отработан еще до начала сделки  СВПД.  Он организовал контрабанду и продажу нефти в Сирии, тем самым обойдя международные санкции, наложенные как на Дамаск, так и на Тегеран. При этом использовались все возможные средства для введения в заблуждение западных спецслужб и международных судоходных компаний. Иранскую нефть стали грузить в портах с помощью подставных компаний и вывозить контрабандой на танкерах с недавно измененными названиями. Иранские, сирийские и ливанские торговцы покупали нефть, а взамен платили шиитским боевикам и «Хизбалле» сирийскими лирами. Валюты Сирии и Ливана резко упали за последний год, но, несмотря на их низкую стоимость, они, тем не менее, ликвидны. К этим данным израильских экспертов добавим и сухопутный путь из Ирака через Анбар  в Сирию с помощью бензовозов.  Такая политика вызвала ответ Израиля, который ответил своим собственным планом. Широкая идея заключалась в том, чтобы начать крупномасштабную превентивную кампанию с использованием военных, дипломатических, экономических и психологических инструментов. Это привело к десяткам секретных разведывательных операций, проведенных подразделениями военной разведки и Моссада, наряду с нанесением воздушных ударов по целям, связанным с шиитскими ополченцами, «Хизбаллой» и КСИР. Большинство атакбыло совершено в Сирии, другие — на границе с Ираком, а несколько отдельных, якобы, имели место в Ливане. Так противостояние между Израилем и Ираном перекинулось с земли, воздуха и кибербезопасности на море. Идея состояла в том, чтобы использовать возможности Моссада и военной разведки для получения точной информации, которая позволила бы Израилю атаковать иранские суда, не топя их и не вызывая экологических катастроф. И это не встречало внятного ответа иранцев, пока несколько недель назад Тегеран не решил принять ответные меры. Как полагают сами израильские эксперты, в этом виноват во многом сам Израиль, который регулярно «сливал» в СМИ данные о «своих успехах» в рамках атак морских судов Ирана, что вынудило иранцев пойти на ответные шаги в плане «сохранения своего лица». До тех пор, пока диверсионные миссии проводились тайно, Ирану было удобно игнорировать их, как будто их и не было. Но в тот момент, когда в Израиле началась предвыборная болтовня на эту тему в местных СМИ, это стало опасной игрой с эффектом бумеранга. Рискнем предположить в свою очередь, что это был не основной стимул для Тегерана, речь в данном случае идет о более масштабной игре с точки зрения обозначения предварительных переговорных козырей в рамках возобновления дискуссий вокруг реанимации СВПД. Но как бы то ни было, иранские  силы в прошлом месяце атаковали грузовое судно, частично принадлежащее израильскому торговцу автомобилями и судоходному магнату Рами Унгару, которое перевозило транспортные средства из Восточной Азии в Индию. Унгар — друг главы Моссада Йоси Коэна и даже жертвовал деньги на его синагогу. Через очень короткий промежуток времени спецназ ВМС КСИР устроили диверсию на другом корабле, принадлежащем израильскому бизнесмену Эхуду Ангелу, деловому партнеру семьи Офер.  Семья Офер владеет флотом сингапурских судов и нефтяных танкеров, которые в прошлом вели бизнес с Ираном и в конечном итоге были санкционированы администрацией Барака Обамы. В этой связи эксперты отмечают, что морская диверсионная война — это последнее, что нужно Израилю. Около 90% товаров, которые Израиль импортирует и экспортирует, прибывают и уходят на морских судах. Морские пути-это подбрюшье Израиля. Волна сообщений на эту тему также раздражает судовладельцев, которые закономерно опасаются дестабилизации с автоматическим  увеличением расходов на страхование и убытки. Кроме того, новая администрация США обдумывает свою политику в отношении Ирана и пытается решить, как вернуться к ядерной сделке и снять антииранские санкции, и эта конфронтация на море точно ей не нужна. В конце апреля начальник Генштаба ЦАХАЛа Авив Кохави и Йоси Коэн, скоро покидающий свой пост в Моссаде, намерены отправиться в Вашингтон, чтобы обсудить «озабоченность» Израиля растущей вероятностью того, что США и Иран преодолеют свои трудности и заключат новую ядерную сделку. Но как уже неофициально дали понять американские официальные лица, имея в виду,  что израильская морская кампания саботажа направлена на то, чтобы нанести ущерб будущим ядерным переговорам, «Вашингтон предупредит израильских посланцев о желательности ее прекращения». Этот факт Израиль конечно не остановит, но с большей долей вероятности вынудит его сосредоточится на иных фронтах антииранского саботажа.