- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О развитии производства беспилотных летательных аппаратов в ОАЭ

Как отмечают обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Вооружение», функционирование вооруженных сил в рамках современного вооруженного конфликта не возможно без применения широко спектра беспилотных летательных аппаратов, которые могут выполнять патрульные и разведывательные полеты, ставить помехи и ретранслировать сигналы управления, а также отвлекать системы ПВО противника от более дорогостоящих самолетов оперативно-тактической авиации.

 

Причины появления собственного производства БПЛА в ОАЭ

В отношении ближневосточного региона китайские специалисты указывают, что главенствующую роль в этом секторе международного рынка вооружений занимают американские и турецкие производители БПЛА, а именно компании «Дженерал Атомикс» и «Кале Байкар». Следует отметить, что далеко не все государства Ближнего Востока соглашаются с условиями американской стороны по вопросам приобретения разведывательно-ударных БПЛА.  Как правило, предприятия ОПК США не поставляют свои разработки за рубеж, поскольку опасаются их нелегального копирования.

Именно по этой причине ведущие государства региона – Королевство Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты ведут поиски поставщиков в других странах или же принимают решение о развитии собственных предприятий, способных разрабатывать и серийно выпускать БПЛА различного назначения. В отношении КСА отметим, что официальный Эр-Рияд выбрал стратегию диверсификации поставщиков и приобретает БПЛА европейского, израильского или китайского производства, тогда как военно-политическое руководство ОАЭ сделало ставку на создание национального производства БПЛА.

Дальновидность официального Абу-Даби проявляется в том, что рынок дронов различного назначения будет расти по всему миру ближайшие 15-20 лет и расширение производственной линейки позволит ОАЭ получать дополнительные доходы от поставок БПЛА для ВС иностранных государств.

Достоверно известно, что разработку и производство БПЛА на территории ОАЭ осуществляет компания ADCOM Systems, которая создана в середине 90-х годов прошлого столетия по решению военно-политического руководства страны и при финансовой поддержке Tawazun Holdings — управляющая компания, которая финансирует значительное количество предприятий оборонно-промышленного комплекса ОАЭ.

По данным китайских источников, компания  ADCOM Systems кроме БПЛА активно работает над созданием радиолокационных станций, систем связи и авиационных средств поражения.  Работы по данным направлениям осуществляются при полной поддержке со стороны иностранных разработчиков, поскольку для руководства ADCOM Systems важно получение лицензии на выпуск, а не многомиллионные иски и суды, которые наносят серьезный ущерб репутации компании.

 

Иностранные партнеры

Основными партнерами аравийской  ADCOM Systems в области разработки БПЛА и их компонентов являются такие известные европейские компании, как: Schiebel (Австрия), CybAero (Швеция), BRP-Rotax (Австрия). Так, благодаря сотрудничеству с этими компаниями эмиратские конструкторы разработали БПЛА вертолетного типа под обозначением Apid-55, который, фактически, представляет собой модифицированную версию известного вертолетного дрона S-100 Camcopter.

Эмиратские конструкторы оснастили БПЛА тремя стойками шасси, однако две из них укомплектованы колесами. Apid-55 предназначен для патрулирования линии государственной границы, несет полезную нагрузку массой 25 кг и способен выполнять полет в течение 6 часов. Данный БПЛА является доказательством того, что при налаживании доверительных партнерских отношений с иностранными поставщиками создание нового производства беспилотной техники вполне посильная задача.

 

Беспилотные мишени  серии Yabhon

«Пробой пера» для эмиратских конструкторов стали низкоскоростные беспилотные мишени под обозначением SAT-400, которые при размахе крыльев 2,75м и турбовинтовом двигателе могли совершать полет со скоростью до 420 км/ч на протяжении 2 часов. Основное предназначения таких беспилотников – подготовка расчетом батареи и дивизионов ПВО. Следует отметить, что конструкторам ADCOM Systems удалось создать достаточно надежный аппарат, который привлек внимание даже специалистов по боевой подготовке ПВО ВС Канады.

На основе SAT-400 была разработана новая модель беспилотной мишени под обозначением Yabhon-N, которая может совершать полет продолжительностью до 3 часов, благодаря увеличенной емкости топливного бака. Также на основе SAT-400 был разработан разведывательный БПЛА под обозначением Yabhon-HMD, которые ОАЭ поставила Ливийской национальной армии фельдмаршала Халифа Хафтара. По данным ООН, данные БПЛА активно применялись ЛНА при подготовке наступательной операции на г.Сирт.

Следует отметить, что по мере приобретения новых разработок конструкторы компании ADCOM Systems смогли к 2010 г. разработать высокоскоростную беспилотную мишень под обозначением Yabhon GRN1, которая благодаря компактному турбовентиляторному двигателю способна выполнять полет со скоростью от 0,6 до 0,84 МАХа на протяжении 1,5 часа.  Масса данного БПЛА составляет 220 кг.

Свидетельством эволюции инженерных и производственных возможностей  компании  ADCOM Systems является вторая модель скоростного БПЛА-мишени под обозначением Yabhon GRN2, которая выполняет полет на скорости от 0,6 до 0,79 МАХа на протяжении 2 часов. Указанные модели беспилотных мишеней объединяет особенность конструкции – обратная стреловидность крыла, которая обеспечивает высокую маневренность на дозвуковых скоростях, что крайне важно для подобного рода летательных аппаратов, применяемых  в мероприятиях учебного периода.

По мере накопления опыта конструкторы эмиратской компании разработали высотную БПЛА-мишень под обозначением Yabhon-NSR, которая способна выполнять полет на высотах до 8000 м со скоростью от 0,55 до 0,67 МАХа на протяжении 1 часа, имитируя боевые самолеты третьего поколения. В случае необходимости данный БПЛА можно оснастить оптико-электронной системой разведки и применять в качестве средства тактической разведки.

 

Разведывательные БПЛА серии«Yabhon

Первым образцом разведывательного БПЛА от компании ADCOM Systems стал Yabhon-M, который при массе 256 кг и размахе крыльев 5,7 м мог выполнять полет на высотах до 5500  продолжительностью до 12 часов. Масса полезной нагрузки составляет 52 кг.

В качестве разведывательного оборудования были применены тепловизионная камера, телевизионные камеры дневного и ночного режимов, а также лазерный дальномер и целеуказатель, которые позволяли обнаруживать и подсвечивать цель для авиационных средств поражения. Запуск БПЛА обеспечивала катапульта, а возвращение возможно за счет парашюта. Связь с пунктом управления осуществляется в диапазоне УКВ и на частоте 2,4 ГГц.

Китайские специалисты отмечаю, что БПЛА Yabhon-M стал первым образцом беспилотной техники разведывательного назначения в ВС ОАЭ, однако эти дроны на получили большого распространения, поскольку конструкторы ADCOM Systems продолжили работу по данному направлению и создали более эффективные разведывательные БПЛА под обозначениями Yabhon-R и Yabhon-R2, которые по внешнему виду похожи на китайский БПЛА «Радуга-3». Представляется возможным сравнить некоторые технические характеристики указанных БПЛА, которые позволили эмиратским конструкторам накопить опыт эксплуатации в рамках активных полетов.

Таблица

Сравнение технических характеристик разведывательных БПЛА YabhonR и YabhonR2

Характеристика/модель Yabhon-R «Yabhon-R2»
Взлетная масса (кг) 570 650
Масса пустого (кг) 270 385
Емкость топливного бака (л) 240 270
Максимальная продолжительность полета (ч) 27 30
Мощность двигателя (кВт) 73,5 84,53

Следует отметить, что оба БПЛА оснащают поршневыми двигателями от австрийской компании BRP-Rotax. Разработка данных дронов способствовала накоплению опыта эмиратскими конструкторами, которые впоследствии создали более компактные разведывательные БПЛА тактического уровня – Yabhon-GRX и Yabhon-H массой 160 и 80 кг соответственно.

В отношении первой модели известно, что ее корпус изготовлен полностью из композитных материалов, а в качестве силовой установки используется поршневой двигатель мощностью 36,75 кВт, которые приводит в движение двулопастной винт. Запаса топлива достаточно для выполнения полета продолжительностью 6 часов. Запуск аппарата осуществляется при помощи катапульты, а возвращение обеспечивает парашют.

Вторая модель беспилотного разведчика создана на основе мишеней, используемых для подготовки расчетов ПВО.

Китайские специалисты также отмечают модель Yabhon Smart Eye, который концептуально очень поход на израильский БПЛА «Херон» и при собственной массе 450 кг, может поднимать нагрузку 550 кг, т.е. полная взлетная масса беспилотника составляет 1000 кг. Китайские аналитики указывают, что хотя конструкторы компании ADCOM Systems разработали такой аппарат, однако воплотить его в реальности не представляется возможным по техническим причинам.

Обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Вооружение» отмечают, что с начала 2000-х гг. ВВС  ОАЭ испытывают недостаток разведывательно-ударных БПЛА средней и большой продолжительности полета. На протяжении 20 лет США отказываются поставлять свои MQ-1 или MQ-9. Кроме того, официальному Абу-Даби не удается достичь понимания с военно-политическим руководством Турецкой Республики по вопросу приобретения «Байрактар-ТВ2».

В данном аспекте отметим, что военно-политическое руководство Королевства Саудовская Аравия ведет переговоры с Анкарой о поставках указанных БПЛА, которые зарекомендовали себя в операциях в Сирии, Ливии и Нагорном Карабахе, как вполне эффективное средство борьбы с наземной техникой.

В таких условиях, военно-политическое руководство ОАЭ всемерно стимулирует работы ADCOM Systems в секторе разведывательно-ударных БПЛА большой продолжительности полета.

 

Разведывательно-ударные БПЛА производства ОАЭ

По данным китайских источников, конструкторы ADCOM Systems еще в 2005 г. начали работу над разведывательно-ударным БПЛА модели United 40. Данный аппарат отличается от большинства дронов зарубежного производства оригинальной S-образной формой фюзеляжа. Для увеличения подъемной силы эмиратские конструкторы применили две пары несущих крыльев.

Передние крылья расположены достаточно высоко над землей, что обусловлено установкой винтов, тогда как задние крылья распложены значительно ниже с расчетом на использование подъемной силы.

По оценкам китайских аналитиков, такое конструктивное решение позволяет разместить больше полезной нагрузки внутри фюзеляжа, однако выбранная компоновочная схема достаточно сложна в расчетах и конструкторам потребовалось почти пять лет, чтобы выпустить масштабную модель  на испытания.

В совокупности такие конструктивные решения позволяют увеличить продолжительность полета за счет размещения большего количества  топлива.  Максимальная взлетная масса United 40 составляет 2000 кг из которых 950 кг это масса самого аппарата, тогда как объем топлива может достигать 1400 литров, что, вероятно, позволяет данному БПЛА находится в воздухе на протяжении 100 часов.

Под передними крыльями разместили два поршневых двигателя модели 914UL от компании BRP Rotax (мощность 84,58 кВт), тогда как на задних крыльях предусмотрены внешние точки подвески для авиационных средств поражения.

По данным китайских источников, на этапе разработки рассматриваемого БПЛА эмиратские специалисты планировали использовать смешанную силовую схему, т.е. взлет и посадку обеспечивали два двигателя 914UL, тогда как при полете на определенной высоте вращение винтов обеспечивал электромотор, который работал благодаря более экономичному третьему двигателю, установленному внутри фюзеляжа. Однако, компьютерное моделирование показало нецелесообразность такого решения.

Следует отметить, что первый полет БПЛА Union-40 совершил в марте 2013 г., а международная премьера данного аппарата состоялась только на авиашоу в г.Москва в августе 2013 г. Некоторые источники сообщали, что российская сторона была заинтересована в приобретении двух БПЛА Union-40, однако контракт не был подписан по неустановленным причинам.

Следует отметить, что такое нестандартное решение резко выделяет United 40 среди всех известных разведывательно-ударных БПЛА американского, израильского и китайского производства. До появления United 40 эмиратские конструкторы в основном придерживались классической компоновочной схемы или схемы «утка». Основным недостатком S-образной формы фюзеляжа БПЛА United-40 стала невозможность размещения авиационных средств поражения внутри корпуса аппарата.

Достоверно известно, что эмиратские оружейники к настоящему моменту смогли разработать только одну модель малокалиберного авиационного боеприпаса для рассматриваемого БПЛА – оперенную планирующую бомбу NAMAD. Однако, основным видов вооружения являются мины калибра 120 мм.  Основное преимущество в применении такого вооружения – малый расходы на боеприпасы в сравнении с интеллектуальными бомбами типа NAMAD надежность которых пока не проверена в ходе реальных боевых действий.

По причине малого веса подобных боеприпасов один рассматриваемый БПЛА может нести на внешних точках подвески до 32 мин, которые не являются высокоточным вооружением и позволяют наносить удары по площадным целям – скоплениям бронетехники и живой силы противника.

Рассматриваемый аппарат может нести под фюзеляжем одну легкую торпеду – авиационный вариант итальянской А244, однако целесообразность применения United-40 в качестве средства противолодочной обороны оставляет больше вопросов, чем ответов.

По оценкам китайских специалистов, конструкторы ADCOM Systems рассчитывают создать на основе United-40 аппарат стратегической разведки под обозначением Smart Eye 2, который будет исключительно добывать информацию.

При всех недостатках и сложностях компании ADCOM Systems периодически удается находить покупателей на свою продукцию среди ВС иностранных государств.

Так, в 2018 г. ВВС Алжира приобрели партию БПЛА United 40, которым присвоили обозначение El-Jazair 54/55. Достоверно известно, что данные БПЛА оснащены оптико-электронной системой разведки и наведения модели 380HD  от американской компании FLIR. Указанная ОЭСРН американского производства позволяет наводить как противотанковые управляемые ракеты, так и модифицированные ракеты класса «воздух-воздух», что и было доказано йеменскими хоуситами в ходе нескольких успешных перехватов самолетов оперативно-тактической авиации ВВС стран аравийской коалиции.

Кроме того, ВВС Республики Беларусь приняли на вооружение несколько разведывательных БПЛА YF-20, которые также известны под обозначением BELAR-YS.

В дополнение к вышесказанному, китайские специалисты отмечают, что хотя компания ADCOM Systems получает финансовую поддержку в значительном объеме от Tawazun Holdings, однако это не позволяет решить те вопросы, которые поставлены военно-политическим руководством ОАЭ. Как известно, до сих эмиратские конструкторы и инженеры, так и не получили для изучения образцы лучших разведывательно-ударных БПЛА американского производства.

Компания  ADCOM Systems испытывает острую необходимость таких компонентах, как:

– системы шифрованной спутниковой связи для увеличения дальности управляемых полетов БПЛА;

– малокалиберные авиационные средства поражения класса «воздух-земля» с лазерными головными частями наведения для борьбы со скоростными наземными целями;

– бортовые радиолокационные станции с синтезированной апертурой для ведения разведки в ночное время;

– многоканальные оптико-электронные системы разведки и наведения для обнаружения наземных замаскированных целей в дневное и ночное время.

Подводя итог следует отметить, что компания ADCOM Systems в настоящее время не может составить конкуренцию даже китайским производителям БПЛА, однако некоторые европейские компании и отдельные специалисты вполне могут пойти на сотрудничество, что позволит исправить сложившуюся ситуацию.