- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов возможностей разведывательной авиации ВВС ОАЭ

Обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Вооружения» наблюдают за развитием системы разведки и управления ВВС Объединенных Арабских Эмиратов, функционирование которой в большей степени зависит от применения  самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) Global Eye от шведской компании SAAB.

В качестве основы использован дальнемагистральный пассажирский самолет бизнес класса Global 6000 от канадской компании Bombardier. Стоимость одного такого самолета составляет 62,31 млн долл. США.

Выбор в пользу Global-6000 обусловлен отличными характеристиками этого компактного пассажирского самолета бизнес-класса, который благодаря двум турбовентиляторным двигателям способен на экономической скорости 904 км/ч совершать полеты на дальность 11000 км или находится в воздухе 11 часов.  Минимальный запас топлива после такого полета достаточно для нахождения в воздухе в течение 45 минут.

Полная заправка топливом составляет 20,7 тонны, а максимальная взлетная масса самолета достигает 45 тонн. Необходимо учитывать, что высокие эксплуатационные характеристики данного самолета привлекли внимание американских военных и спецслужб. ВВС США и ЦРУ также используют Global-6000 в качестве воздушного разведчика – указанным самолетам присвоено обозначение ЕА-11G.

Следует отметить, что данные самолеты отличаются высокой надежностью, не требуют сложного и дорогостоящего обслуживания. Global EYE  отличают высокие летные характеристики, которые позволяют применять данные самолеты для управления действиями национальных ВВС, как на Ближнем Востоке, так и в воздушном пространстве африканского континента.

Кроме того, китайские специалисты отмечают высокий уровень комфорта, а именно для удобства экипажа предусмотрено 6 мест, компактная кухня и санузел. По оценкам китайских аналитиков, Global-6000 является одним из лучших пассажирских самолетов по уровню шума в салоне

Специалисты шведской компании SAAB установили на Global-6000 следующие компоненты, благодаря которым пассажирский самолет стал полноценным воздушным разведчиком с широкими функциями управления:

–  радиолокационную станцию ERIEYE-ER увеличенной дальности;

– радиолокационную станцию обнаружения надводных целей Sea Wolf 7500E;

– оптико-электронную систему разведки и наведения 380HD;

– систему радиоэлектронной/радиотехнической разведки HES-21;

– систему шифрованной спутниковой связи;

– многоканальную систему цифровой связи;

– систему спутниковой навигации;

– систему распознавания «свой-чужой»;

– систему самообороны.

В отношении РЛС ERIEYE-ER с фазированной антенной решеткой, работающей в S-диапазоне известно, что шведские специалисты увеличили  угол обзора и дальность обнаружения воздушных целей. Как известно, данная станция устанавливается в плоском кожухе над фюзеляжем самолета. Масса указанной РЛС составляет 900 кг, что вполне приемлемо после усиления отдельных элементов фюзеляжа.

Одна боковая антенна длиной 9 м имеет угол обзора 150 градусов, тогда как предыдущая модель обеспечивала наблюдение за воздушной обстановке в секторе 120 градусов, т.е. мертвая зона составляет всего 60 градусов – по 30 градусов в передней и 30 градусов в задней полусфере.

При  выполнении разведывательного/патрульного полета на высоте 9000 м максимальная дальность обнаружения воздушной цели типа «истребитель» составляет 450 км, тогда как крупноразмерные объекты типа «самолет-заправщик» или «бомбардировщик» могут быть обнаружены на удалении 650 км.  Увеличение дальности обеспечено за счет применения арсенида галлия в приемо-передающих элементах РЛС.

Однако необходимо учитывать, что частично данная проблема решена за счет установки под фюзеляжем РЛС обнаружения надводных целей Sea Wolf 7500E (масса станции составляет 110 кг) которая благодаря работе в Х-диапазоне позволяет с высокой точностью определять координаты и скорость как воздушных, так и надводных целей. По данным китайского издания «Вооружение», данная станция способна достаточно точно распознавать и классифицировать надводные объекты в сложных метеоусловиях благодаря нескольким режима работы – ISAR, SAR, GMTI. Конструкторы повысили скорость работы станции и передачу данных.

В отношении оптико-электронной станции разведки и наведения под обозначением 380HD (пр-во компании FLIR, США), которая установлена под фюзеляжем известно, что она немногим уступает по тактико-техническим характеристикам ОЭСРН под обозначением МХ-20HD, которую устанавливают на самолеты-разведчики Р-8А «Посейдон». Следует отметить, что ОЭСРН модели 380 HD это очень известный продукт компании FLIR, который нашел свое применение в беспилотных летательных аппаратах американского, итальянского и турецкого производства

Система радиоэлектронной/радиотехнической разведки HES-21 позволяет обнаруживать и анализировать сигналы в диапазонах от 0,7 до 2  ГГц,   от 2 до 18 ГГц и от 28 до 40 ГГц, т.е. экипаж рассматриваемого самолета обладает возможностью ведения разведки в отношении РЛС тревожного режима, РЛС управления огнем и ЗРС/ЗРК вероятного противника с обнаружением момента пусков зенитных управляемых ракет, оснащенных активными радиолокационными головными частями наведения.

Благодаря шести антеннам (с разделением по диапазонам) рассматриваемая система РЭР/РТР позволяет выполнять перехват данных, поступающих по каналам радиосвязи вероятного противника, что в совокупности повышает эффективность разведывательных мероприятий в  рамках одного полета.

Информацию, собранную благодаря указанным системам, офицеры ВВС получают благодаря мониторам с диагональю 30 дюймов. Всего оборудовано 5 боевых постов. Китайские специалисты указывают, что благодаря многоканальной цифровой системе связи и дополнительной спутниковой системе связи рассматриваемый самолет является настоящим пунктом управления действиями оперативно-тактической авиации. Кроме того, системы связи обеспечивают высокоскоростную передачу данных на наземные командные пункты.

Для защиты от ракетного обстрела самолет ДРЛОиУ Global Eye оснащен 4 датчиками инфракрасного спектра и 4 лазерными датчиками систем предупреждения о ракетном обстреле систем MAW-300 и LWS-310, которые обнаруживают зенитные управляемые ракеты. В случае возникновения опасности система самообороны самолета может задействовать пусковое устройство ВОР-39 для постановки 160  тепловых ловушек.

Китайские специалисты отмечают, что шведским конструкторам и инженерам удалось компактно разместить 2,55 тонны указанного оборудования, при  этом аэродинамические свойства самолета не были нарушены. Большая часть бортовых компьютеров установлена в кормовой части самолета, что позволило обеспечить их качественное охлаждение – шведские специалисты оптимизировали систему вентиляции, поскольку большое количество оборудования генерирует значительный объем тепла.

Подводя итог, представляется возможным согласится с аналитиками авиастроительных предприятий КНР в том, что самолеты ДРЛОиУ Global Eye ВВС ОАЭ созданные шведскими конструкторами являют собой пример компактного, надежного и эффективного средства разведки и управления действиями авиации.