- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О развитии нефтегазового сектора и возобновляемых источников энергии в Иордании

12 апреля издание The National сообщило со ссылкой на Jordan Times о том, что Иордания откроет возможности для разведки углеводородов в девяти концессионных районах королевства, в целях поддержки развития государственной стратегии по снижению своей зависимости от импорта энергоносителей[i] [1]. Министр энергетики и минеральных ресурсов Хала Завати уточнила, что это районы Al Azraq, Sirhan, Sirhan Development, Jafr, West Safawi, Dead Sea, The Northern Highlands, Petra и Rum.

Правительство Иордании решилось на этот шаг, стремясь в долгосрочной перспективе сократить зависимость страны от поставок энергоресурсов из других государств. В настоящее время Иорданское Хашимитское Королевство импортирует около 90% энергоресурсов, и подобные закупки нефти и газа по мировым ценам истощают бюджет страны.

«Разведка скважин может начаться в ближайшее время при условии, что будет проявлен интерес со стороны инвесторов, однако этот процесс займет несколько лет. На данный момент в отрасли нет большого аппетита к разведке, исключение составляют лишь некоторые более перспективные районы», — сказал исполнительный директор Qamar Energy Робин Миллс.

Иордания, которая полагается на иностранную помощь и гранты для финансирования своих фискальных и текущих потребностей, намерена диверсифицировать свой энергетический баланс путем разработки стратегии возобновляемых источников энергии и своей сланцевой программы. По данным Всемирного энергетического совета (Тhe World Energy Council), эта страна занимает восьмое место в мире по запасам горючих сланцев.

Горючий сланец — это полезное ископаемое [2] из группы твёрдых каустобиолитов [3], дающее при сухой перегонке [4] значительное количество смолы [5], близкой по составу к нефти [6] (керогеновой или сланцевой нефти [7]).

Иордания планирует достичь финансового закрытия [8] своей сланцевой программы к 2022 году и может получить около 25000 баррелей в день добычи, заявила Хала Завати в интервью The National[ii] [9].

Робин Миллс, в свою очередь, отметил, что королевство, как ожидается, будет отдавать приоритет разработке своих ограниченных традиционных углеводородных активов над своими сланцевыми месторождениями, поскольку последние «дороги и углеродоемки в разработке». Однако его нефтяные и газовые месторождения, такие как Хамза и Вади-Сирхан, относительно невелики, сказал он.

Увеличение внутреннего производства углеводородов в рамках сланцевой программы и увеличение внутренних газовых мощностей могли бы помочь Иордании справиться с долгами и безработицей, показатели которых значительно выросли в результате пандемии коронавируса. Так, согласно информации Всемирного банка, отношение долга королевства к валовому внутреннему продукту увеличилось с 97,4% в 2019 году до 109% в прошлом году.

Безработица, которая и без того была высокой до пандемии, в четвертом квартале прошлого года составила 25%, а безработица среди молодежи, по данным Международного валютного фонда (the International Monetary Fund), выросла до 55%.

По прогнозам последнего, экономика Иордании может вырасти в этом году на 2% после того, как программа реформ в стране продолжится даже в условиях пандемии, несмотря на ее замедление в прошлом году.

В 2019 году Иордания успешно протестировала [10] скважину, которая может добывать до 3 млн куб. футов газа со своего газового месторождения Риша в 2019 году, и заключила 50-летний контракт с государственной Национальной нефтяной компанией (Тhe National Petroleum Company). ННК также заключила соглашение о разделе продукции, которое охватывает район Восточного Сафави и месторождение Хамза, где она проводит полевые оценки совместно с министерством. Компания произвела около 221 млрд куб. футов газа в период с 1995 по 2017 год, но это едва ли было в состоянии удовлетворить растущие потребности Иордании в потреблении. Отметим, что ежедневное потребление газа в королевстве составляет в среднем 330 млн куб.футов.

В то же время The Arab Weekly информирует о том, что Иордания активно занимается развитием сектора возобновляемых источников энергии: инвестиции в него по данным 2020 года достигли более 5 млрд долларов[iii] [11]. С полупустынной засушливой местностью и 10 солнечными месяцами в году, королевство старается все больше внимания уделять именно этому сектору. Фахед Овейдат, менеджер по развитию бизнеса Yellow Door Energy, ведущей компании по энергосбережению, сказал, что инвестиции в возобновляемые источники энергии являются «одними из самых выгодных и безопасных инвестиций в этой стране». Al Jazeera, в свою очередь, сообщает, что власти Иордании планируют увеличить общую долю возобновляемых источников энергии в энергобалансе страны с 11 % в 2020 году до 14 % к 2030 году[iv] [12].

В связи с тем, что в королевстве все больше нарастает социально-экономический кризис, вызванный пандемией коронавирусной инфекции и бюджетным дефицитом, власти страны ищут альтернативные способы подавить напряжение в обществе путем осуществления ряда реформ. Нефтегазовый сектор и возобновляемые источники энергии, разумеется, стоят в приоритете.

[i] [13] https://www.thenationalnews.com/business/energy/jordan-to-allow-exploration-in-nine-hydrocarbon-blocks-energy-minister-says-1.1201924 [14]

[ii] [15] https://www.thenationalnews.com/business/energy/exclusive-jordan-eyes-oil-shale-production-by-2022-energy-minister-says-1.847735 [16]

[iii] [17] https://thearabweekly.com/jordan-making-strides-renewable-energy-production [18]

[iv] [19] https://www.aljazeera.com/economy/2020/7/24/could-solar-energy-help-revive-jordans-virus-hit-economy [20]