- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О вооружённом мятеже в столице Сомали

25 апреля военно-политическая обстановка в столице Сомали Могадишо резко обострилась после того, как утром в город вступили вооружённые подразделения 4-й пехотной бригады Сомалийской национальной армии (СНА), поднявшие накануне мятеж и покинувшие районы постоянной дислокации в провинции Средняя Шабелле. Как заявил командир бригады полковникк Саней Абдулле Нур «Габ», он и его подчинённые выступают против решения «бывшего» парламента об отсрочке выборов в Сомали и продлении полномочий федеральных органов власти на два года.

Первоначально мятежники заняли несколько кварталов в северно-восточном районе Могадишо — Каран, а затем, после проведения митингов с антиправительственными лозунгами двинулись вместе с группами молодёжи в направлении центра столицы. (Заметим, что 4-я пбр СНА комплектуется в основном выходцами из племени абгаль / мудулод / хавие, которое составляет большинство населения в северных и восточных районах Могадишо). Вскоре, когда протестующие при поддержке моторизованных вооружённых отрядов приблизились к центральным районам города, началась их перестрелка с правительственными силами безопасности. Боестолкновения отмечались районах Якшид, Шибис и Абдиазис, в том числе в квартале Миринаё, где проживает бывший президент Сомали Хасан Шейх Махмуд. Когда для поддержки правительственных сил в эти районы прибыли подразделения бригады спецназ СНА «Горгор», мятежники отступили к окраине города.

Вслед за этими событиями в тот же день вспыхнули бои уже в западном районе Могадишо — Ходан, населённом преимущественно выходцами из племени хабар-гидир / хавие. Боестолкновения на этот раз были инициированы вооружёнными отрядами, выступающими на стороне так называемого Союза кандидатов на пост президента (группы оппозиционных политиков из племён хавие). По сообщениям очевидцев, вооружённые отряды оппозиции возглавляли скандально известные «генерал» Индаадэ и бывший начальник столичной полиции Садык Джон, недавно уволенный за превышение должностных полномочий. В результате вспыхнувших боёв в Могадишо есть потери с обеих сторон и жертвы среди мирного населения.

С наступлением темноты бои в Могадишо постепенно утихли, но военная напряжённость сохраняется. Лидеры оппозиции, в частности Хасан Шейх и Абдирахман Абдишакур, поспешили заявить, что их дома в Могадишо подверглись атаке со стороны правительственных войск по приказу президента Махамеда Абдулахи Махамеда (Фармаджо). Однако министр внутренней безопасности Сомали Хасан Хундубе Джимале (кстати, тоже выходец из абгаль) на вечерней пресс-конференции опроверг эти заявления, отметив, что безопасность Хасана Шейха, как бывшего президента, обеспечивается военнослужащими СНА, выделенными ему из батальона президенской гвардии.

Поздно вечером премьер-министр страны Махамед Хуссейн Робле (происходит из племени хабар-гидир) выступил с обращением к сомалийскому народу, в котором призвал жителей Могадишо поддерживать мир и соблюдать правопорядок, армию и полицию – выполнять свои конституционные обязанности по обеспечению безопасности граждан, а мятежников – прекратить боевые действия и решать все проблемы за столом переговоров. Он также призвал мусульманское духовенство, интеллигенцию, деловые круги и общественность содействовать восстановлению общественной безопасности в Могадишо. Президент Сомали, находящийся в своей резиденции в Могадишо, пока не делал никаких заявлений по поводу последних событий в столице страны.

Обращает на себя внимание тот факт, что оппозиционные силы развязали боевые действия в столице сознательно, после нескольких месяцев подготовки, во время священного для мусульман месяца рамадан. Офицеры, поднявшие антиправительственный мятеж, своими действиями нарушили присягу, конституцию страны и элементарные нормы морали. Тем не менее, ни лидеры оппозиции, ни представители международных организаций пока не осудили их действия. Пока западные дипломаты ограничились дежурными фразами о сожалении по поводу вспыхнувших беспорядков и призывами к сдержанности.

Полагаем, что сигналом к началу вооружённого мятежа как раз и стали призывы и провокационные заявления политиков из так называемого Форума спасения Сомали, а также решения недавнего съезда вождей и старейшин племён хавие, который объявил президента и парламент вне закона. Не последнюю роль в провоцировании вооружённого конфликта сыграла и негласная поддержка сомалийской оппозиции рядом западных и африканских государств.

Таким образом, затянувшийся политический кризис в Сомали, вызванный разногласиями в руководстве страны по вопросу о порядке и сроках проведения парламентских и президентских выборов, перешёл в «горячую фазу», и ныне стала вполне реальной угроза новой полномасштабной гражданской войны и дальнейшей дезинтеграции страны. Оппозиционные президенту и правительству политические группировки и кланы, такие как Форум спасения Сомали, «Алла Шейх», «Дам-уль-Джадид», Совет старейшин племён хавие, не добившись своих целей политическими методами борьбы, перешли к активным силовым действиям по свержению законного президента и правительства. Дальнеёшее развитие политической ситуации в Сомали становится трудно предсказуемым. И всё же, как нам представляется, влиятельные международные организации, прежде всего Совет Безопасности ООН и Африканский союз, располагают достаточными возможностями, чтобы пресечь перерастание конфликта в новую гражданскую войну. Однако для этого потребуется коллективно осудить истинных виновников развязывания вооружённого конфлика, принять к ним жёсткие санкционные меры и, если необходимо, задействовать для этого развёрнутый в Сомали 18-тысячный контингент миротворческих сил АМИСОМ. «Друзьям Сомали» хотелось бы посоветовать быть честными и последовательными в принятии своих решений по вопросам урегулирования сомалийского кризиса: заявляя об уважении суверенитета страны и приверженности к демократическим ценностям, негоже тут же осуждать её высший законодательный орган – парламент — за принятие более демократичного избирательного закона и идти на поводу у провокаторов и давно скомпроментировавших себя лицемерных политиков.