- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: о визите делегации ПНЕ во главе с премьер-министром А.Х.Дбейбой в Бенгази

Пожалуй, первый за время с начала реализации договоренностей в рамках Форума ливийского политического диалога (ФЛПД), серьезный инцидент между Триполи и Бенгази произошел 25 апреля, наглядно продемонстрировав всю, пока еще, хрупкость идущего процесса и его обратимость. Информированный источник в международном аэропорту Бенгази, Бенине сообщил о предотвращении посадки самолета делегации службы безопасности и сотрудников протокола Правительства национального единства в этом аэропорту. В телефонном разговоре с агентством новостей Libya News 24 источник пояснил, что перед делегацией была поставлена ​​задача координировать и готовиться к встрече министров, запланированной на понедельник, в штаб-квартире кабинета министров в этом городе. Однако руководство аэропорта «было удивлено» тем, что самолет, которому, в итоге, так не удалось приземлиться, перевозил 87 членов бригад из Триполи, большинство из которых были вооруженными людьми. Источник указал, что в состав делегации входили члены ополчения «Ганива ан-Наваси», добавив, что эти вооруженные люди отказались предоставить для проверки и досмотра свои документы, удостоверяющие личность, или сдать оружие, а также отказались от досмотра своих сумок и некоторые из устройств, которые они везли при себе. Он отметил, что эта вооруженная делегация запросила получение услуг VIP-зала в аэропорту Бенина, который контролируется командованием ЛНА, для размещения в нем своего оружия и приема правительственной делегации, которая должна была прибыть позже, но их запрос был отклонен. Источник сообщил, что власти в аэропорту были удивлены личностями пассажиров прибывающего самолета, который должны был доставить министров и директоров департаментов ПНЕ, поскольку именно это было согласовано в соответствии с сообщением, отправленным из аэропорта Миитига, и в нем ничего не сообщалось о прибытии вооруженной охраны или сопровождающих лиц. Источник пояснил, что это обстоятельство вызвало «гнев силовиков Бенгази». Он отметил, что визит премьер-министра ПНЕ Абдель Хамида Дбейбы, намеченный на 26 апреля, был, в итоге, отменен на фоне недавних «провокационных заявлений», сделанных им во время встречи с некоторыми «членами террористических групп из Бенгази и Дерны». В ходе них, Дбейба якобы подчеркнул необходимость «вернуть Бенгази в лоно Родины», имея в виду его «освобождение от тисков армии и полиции, которым удалось бороться и преследовать некоторые террористические элементы, бежавшие впоследствии в Триполи». В том же контексте, ряд протестующих собрались в аэропорту Бенина, чтобы выразить протест против визита Дбейбы в Бенгази, они требовали — согласно информированным источникам Libya News 24, от прибывающего Дбейбы «признать роль вооруженных сил (ЛНА) в борьбе с терроризмом», подчеркивая необходимость немедленного вывода иностранных сил во главе с турками. Протестующие также потребовали, чтобы «премьер-министр извинился за то, что назвал Бенгази городом за пределами Родины».

Нетрудно представить, что такие вопросы как организация визита в Бенгази делегации ПНЕ в полном составе прорабатывались и тщательно обсуждались и согласовывались. Как и то, что почти сто человек вооруженной охраны из числа одного из наиболее боеспособных подразделений Триполитании, это не прихоть Дбейбы и членов его правительства, а необходимая данность и условие, если не гарантирующее их безопасность во, еще вчера, враждебном Бенгази, то в значительной степени, минимизирующее риски для них, равно как и возможное желание Х.Хафтара и его окружения, «прихлопнуть» их всех, разом. Поступив ассиметрично, как это любят декларировать и практиковать, правда, с сомнительными результатами, их некоторые советники и союзники. Вопрос с чьим пребыванием, как раз и должен был быть вновь поставлен во главу повестки дня несостоявшейся встречи.

Поэтому вопросы с досмотром и характером оснащения прибывающих, летевших первыми для подготовки встречи премьер-министра стали лишь поводом для попытки саботажа этого мероприятия, как позднее стало известно, синхронизированного по времени с событиями в Сирте.

Каналу «218» стало известно, что заседание Совместного военного комитета «5 + 5», которое должно состояться в Сирте в воскресенье, было перенесено из-за позднего прибытия делегаций комитета. Корреспондент «218» в городе Сирт подтвердил, что делегация комитета, прибывшая из Триполитании, прибудет в город во вторник утром для встречи с делегацией Киренаики. На встрече в присутствии представителей от Миссии Организации Объединенных Наций по поддержке в Ливии планируется обсудить то, что было согласовано в ходе предыдущих встреч в отношении механизма реализации постоянного прекращения огня, подписанного в Женеве 23 октября 2020 года. Комитет обсудит отчеты о работе подкомитетов безопасности и полиции, вопросы разминирования в рамках подготовки к открытию прибрежной дороги между Сиртом и Мисуратой и вывод иностранных наемников с ливийской территории, а также другие вопросы, которые были согласованы на заседание Совместного военного комитета в Сирте в прошлом месяце. После обеда делегация ливийской армии во главе с начальником генерального штаба, М. ль-Хаддадом прибыла в Сирт. Что касается их восточных коллег, то об их прибытии или готовности к встрече, не сообщалось. Ранее, работавший исправно СВК «5 + 5», никогда не сталкивался с такими задержками, явно вызванными закулисными проволочками и какими-то внезапно возникшими препонами.

Посол Ливии в Иорданском Хашимитском Королевстве Мухаммед аль-Баргути подтвердил, что 27 апреля, встреча в Бенгази главы ПНЕ Абдель Хамида Дбейбы с командующим ЛНА фельдмаршалом Халифой Хафтаром, состоится и ее тема будет ограничиваться тем, как объединить армию, и тем, чтобы ПНЕ могло выделить бюджет для Министерства обороны. Аль-Баргути — в заявлении для канала «Араби 21» — предположил, что просьбы граждан, которые не были выполнены в эпоху предыдущих правительств, будут подняты на третьем регулярном совещании министров, которое состоится в Бенгази под председательство Дбейбы, указав, что «кампания отказа и подстрекательства к отмене визита вызывает удивление, особенно, когда это правительство является формирующимся Правительством национального единства, и его заявления направлены для интересов граждан». В этом контексте он задает вопрос: почему против нее должна быть начата кампания? Когда премьер собрался посетить Бенгази, город, который ранее не высказывал протеста? Планировалось, что совершит визит Бенгази в сопровождении всех министров правительства, и, по словам официального представителя ПНЕ, посетит пострадавшие от войны районы в Бенгази.. Спикер ПНЕ М.Хаммуда добавил в заявлении, сделанном в 24 апреля, что «Дбейба впервые проведет официальную встречу со всеми министрами в городе Бенгази», указав, что правительственная делегация посетит несколько других ливийских городов. Он продолжил: «Визиты правительства в ливийские города важны и запрограммированы в рамках рабочей программы правительства, и это будет в присутствии и с участием президента аль-Манфи и министров, и этот вопрос не требует какого-либо давления, и это естественная и обязательная вещь». Он отметил, что Дбейба неоднократно подчеркивал необходимость «ходить, передвигаться и останавливаться на месте во всех городах, которые он посещает». В письме, адресованном всем министрам, государственным министрам и членам кабинета, было четко указано, что третье очередное заседание ПНЕ состоится в офисе кабинета министров в Бенгази в час дня 26 апреля.

В итоге переговоров между ПНЕ и Х.Хафтаром, вечером 26 апреля информированный источник подтвердил, что Абдель Хамид Дбейба прибудет в Бенгази, чтобы провести третье заседание кабинета министров. Источник раскрыл наиболее важные вопросы встречи, за которым последует выступление главы ПНЕ и пресс-конференция. Дбейба совершит поездку по городу Бенгази в дополнение к посещению мест, пострадавших от «освободительной войны». В повестке дня: финансирование военного бюджета и вывод иностранных военных сил и наемников из Ливии, а также субсидии Киренаике из центральных фондов и утверждения ряда программ по восстановлению народного хозяйства и инфраструктуры востока Ливии.