- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ситуации со свободой СМИ в странах Ближнего Востока и Северной Африки

Ближний Восток и Северная Африка по-прежнему остаются худшим регионом в мире для свободы СМИ, а авторитарные страны используют продолжающуюся пандемию коронавируса для усиления контроля за обменом информацией, говорится в новом апрельском докладе организации «Репортеры без границ» (RSF). В ежегодном всемирном индексе свободы прессы RSF, опубликованном [1] 20 апреля, девять стран региона БВСА были помещены в нижнюю десятую часть рейтинга. «С массированной статистикой и средствами массовой информации, ограниченными публикацией официальных релизов, самые авторитарные страны Ближнего Востока использовали пандемию для продолжения или даже усиления своих существующих методов подавления прессы», — говорится в докладе RSF. Ежегодный индекс рассматривает ситуацию со свободой прессы в 180 странах и территориях. В этом году RSF заявила, что ее данные показали, что журналистика «полностью заблокирована или серьезно затруднена» почти в трех четвертях оцениваемых стран, что еще больше затрудняет людям доступ к надлежащей информации во время глобальной чрезвычайной ситуации в области здравоохранения. Иран, занимающий 174-е место, находится в самом низу рейтинга RSF с тех пор, как индекс был впервые создан в 2002 году. Тем не менее, организация заявила, что ситуация для журналистов ухудшилась во время пандемии, когда Тегеран стал «одним из самых драконовских в мире цензоров освещения» коронавирусного кризиса. «Исламская Республика не проявляет никаких признаков ослабления своих преследований независимых журналистов и средств массовой информации или ослабления своей жесткой хватки на медийном ландшафте в целом», — сообщается в докладе. В прошлом году Иран казнил [2] Рухоллу Зама, оппозиционного активиста и журналиста-диссидента, добавив к рекорду страны «казнь самого большого числа журналистов за последние 50 лет». Доклад также сообщил, что Саудовская Аравия, занимающая 170-е место, утроила число журналистов и гражданских активистов, задержанных в стране с тех пор, как наследный принц Мухаммед бен Сальман (MБС) пришел к власти в 2017 году, причем большинство из них задерживались произвольно и, вероятно, подвергались пыткам. «Журналисты автоматически становятся подозрительными, если они выбирают нейтралитет, а не следуют официальной линии СМИ, которая заключается в том, чтобы петь дифирамбы MБС», — сообщается в докладе о Саудовской Аравии. RSF заявила, что североафриканские страны все чаще используют свои судебные системы для того, чтобы заставить журналистов замолчать. Организация также обратила внимание на дело алжирского журналиста Халеда Драрени, который был приговорен [3] судом столицы Алжира к двум годам тюремного заключения после ареста в марте прошлого года. Независимый журналист широко освещал годичное протестное движение в стране, призывавшее к перестройке политической системы. Драрени был осужден за «подстрекательство к безоружному собранию» и «угрозу национальному единству».

В Турции число 37 задержанных журналистов было меньше половины от числа задержанных в 2016 году, когда неудавшаяся попытка государственного переворота привела к резкому росту арестов. Среди арестованных в 2020 году были три журналиста прокурдского информационного агентства «Месопотамия», один из которых утверждал, что турецкие военные задержали и пытали двух курдских фермеров и выбросили их с вертолета.

В Египте, занимающем 166-е место, власти запретили публикацию любых статистических данных COVID-19 за пределами тех, которые были предоставлены Министерством здравоохранения страны, и заблокировали более 30 веб-сайтов во время пандемии, сообщает RSF. В марте прошлого года Каир выслал [4] журналиста из The Guardian за цитирование исследования, которое показало, что реальное число случаев COVID-19 было выше, чем правительственные цифры. RSF отметила, что с тех пор, как президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси сверг правительство первого демократически избранного президента Мухаммеда Мурси, североафриканская страна стала одним из крупнейших тюремщиков журналистов в мире.

Отметим, что данные этого ежегодного доклада практически не изменились с прошлого года.   Турция, Египет и Саудовская Аравия были в числе стран, которые посадили в тюрьму больше всего журналистов в 2020 году, согласно двум отчетам Комитета по защите журналистов (КЗЖ), опубликованным в декабре 2020 года. Они  показали, что в прошлом году было задержано по меньшей мере 274 журналиста — по сравнению с рекордным показателем в 272 в 2016 году. Лидировал Китай с 47 репортерами, заключенными в тюрьму, за ним следовали Турция (37), Египет (27) и Саудовская Аравия (24). Иран был шестым  с 15 арестами. В докладе также отмечается значительное увеличение числа задержанных женщин на 35% — с 31 в 2019 году до 42 в 2020 году. Согласно докладу, в настоящее время 54 журналиста находятся в заложниках у негосударственных субъектов. Все они находятся на Ближнем Востоке: 34 в Сирии, 11 в Ираке и 9 в Йемене. Группировка «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) является крупнейшей по захвату в заложники журналистов в 2020 году, жертвами которого стали 25 человек. Другие вооруженные группировки боевиков в Ираке и Сирии, включая «Хайят Тахрир аш-Шам» и «Аль-Каиду» (запрещены в России), несут ответственность за 13 заложников, в то время как повстанцы-хоуситы в Йемене удерживают 7 человек.