- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

ФРГ: приоритеты ближневосточного вектора

Мировой финансовый кризис, ситуация в Пакистане и Афганистане и другие актуальные международные и локальные события вызвали необходимость встреч министра иностранных дел ФРГ Франка-Вальтера Штайнмаейра (Frank-Walter Steinmeier) с лидерами и деловой элитой стран Ближнего Востока. Визиту министра иностранных дел Ф.-В. Штайнмаейра в Пакистан, Саудовскую Аравию и ОАЭ, продолжавшемуся с 28 по 30 октября, предшествовала состоявшаяся накануне этого вояжа встреча в Берлине канцлера Ангелы Меркель и других официальных лиц с королем Бахрейна Хамадом бин Иса Аль-Халифом и министром иностранных дел Бахрейна Шейхом Халидом бин Мохаммедом Аль-Халифом.

«У нас было интенсивное обсуждение», — сказала Меркель в заключение встречи. Отметив «исключительно хороший» характер отношений, она подчеркнула их значение для использования обоюдного влияния на процессы, происходящие как в регионе Персидского залива, так и в мире. В ответном слове король Хамад указал спектр областей, в которых Бахрейн предпочел бы опираться на опыт ФРГ (сферы образования, медицины, экономики, финансов) и ее вес в ЕС, с которым страны в регионе Персидского залива связывают долгосрочные перспективы.

«Германия — надежный европейский партнер Бахрейна», — отметил в своем интервью бахрейнской газете Al-Ayyam (26.10.2008) глава внешнеполитического ведомства ФРГ. «Я счастлив, что Германия и Бахрейн обладают такими превосходными двусторонними отношениями. С середины семидесятых, когда они были формально установлены, обе страны преуспели в налаживании основательных, почтительных и доверительных отношений, — сказал Штайнмайер. — Политически мы тесно сотрудничаем по различным проблемам — Бахрейн поддерживает немецкие начинания, и наоборот». Министр объяснил развитие экономических связей тем фактом, что в обеих странах «деловые круги доверяют друг другу». Следствием этого служит возрастающий интерес немецких компаний к Бахрейну.

Сложившиеся связи и обстановка стабильного взаимопонимания имеют свою историю и объяснение. Германия, которая установила дипломатические отношения с Бахрейном в 1973 г., видит в этом небольшом островном государстве (33 острова) с населением 1 млн жителей союзника в решении региональных конфликтов. Это восприятие связано с тем, что монарх и его приближенные являются поборниками экономических и демократических реформ, что дало повод Die Zeit (13.01.2005) назвать страну лабораторией арабской демократии. «В Бахрейне возможно то, что совершенно невообразимо в Иране, Сирии или Саудовской Аравии: свободные выборы и свободная речь», отметила газета.

Памятуя об отзыве прежнего канцлера ФРГ Г. Шредера о визите в Бахрейн и о собственных впечатлениях о приеме в Бахрейне (2006), Штайнмайер выразил готовность «усилить наши превосходные отношения». Данные отношения показали возможности Бахрейна, которые особенно ярко проявились в тот период, когда Германия председательствовала в Евросоюзе (2007) и последовательно выступала за углубление кооперации ЕС с ЛАГ, что Штайнмайер изначально считал приоритетным направлением. В этой связи показательно, что ФРГ в лице федерального министра весьма высоко оценила бахрейнскую инициативу — решать региональные конфликты при участии всех без исключения государств Ближнего Востока. Подобное предложение шеф внешнеполитического ведомства оценил как «ободряющий сигнал готовности» к арабо-израильскому диалогу, успех которого в значительной степени зависит от самих жителей Ближнего Востока, хотя и страны Запада по-прежнему будут прикладывать существенные усилия в этом направлении.

Следует в этой связи напомнить, что тема «Состояние и перспективы мирного процесса на Ближнем Востоке» затрагивалась пять месяцев назад, в ходе состоявшейся 30 мая с.г. встречи глав внешнеполитических ведомств ФРГ и Бахрейна. Тогда обе стороны пришли к единому мнению: Арабский регион в состоянии сам решать свои проблемы, будь это отношения израильтян и палестинцев или вопрос о положении в Ливане, — для этого необязательно делать их заботой международного сообщества.

Чем скорее будут достигнуты стабильность и взаимопонимание в регионе, государства которого играют стратегическую роль в установлении мира, тем быстрее завершатся переговоры по свободному торговому соглашению между ЕС и Советом сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ). «Мы должны усилить сотрудничество между нами и странами Совета», — подчеркнул глава внешнеполитического ведомства Германии.

Напомним, что Бахрейн является одним из шести членов (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Оман) созданной в 1981 г. организации — ССАГЗ, арабского аналога Евросоюза. Государства ССАГЗ с территорией почти 2,7 млн кв. км., 32 млн жителей и ВВП 790 млрд долларов США добывают каждую пятую тонну нефти в мире и являются обладателями 55% ее всемирных запасов. Тем с большей тревогой мир следит за изменениями в этом регионе. Так, в последние недели в результате снижения мировых цен на нефть резко снизились ежедневные поступления стран Залива (Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ и Омана в первую очередь); так, если сравнивать уровни дохода от продажи нефти в октябре и июле, то их уровень снизился примерно в 2,5 раза.

Для Бахрейна также характерна нефтедобыча, хотя она не является определяющей отраслью. Однако в связи с интенсивно разрабатываемыми месторождениями нефти и перспективой их истощения в ближайшие 10 лет предприняты попытки поиска не только новых пластов углеводородного сырья, но и развития других отраслей. В том числе судо- и автомобилестроения, в которых мировой авторитет и опыт немцев не подвергается сомнению и уже используется, к примеру, в производстве автомобилей. В данной отрасли, кстати сказать, Бахрейн является пионером региона, поскольку это первая арабская страна с собственным автомобилестроением. Технологии ФРГ могли бы пригодиться Бахрейну также в решении актуальных проблем в производстве алюминия, а также в рыбоводстве и текстильной промышленности.

Мир меняется на глазах, и лидерам разных стран и континентов необходимо объединять усилия, чтобы создавать достойные условия жизни для своих сограждан. Таков лейтмотив действий Ф.-В. Штайнмайера, который, комментируя важность встреч в Бахрейне, подчеркнул: «Проблемы, перед которыми мы оказываемся, имеют все более и более глобальную природу. Поэтому они нуждаются в глобальных ответах. Возьмите текущий финансовый кризис, например. Как в остальной части мира, эта проблема находится на повестке дня моего правительства… Только ценой огромных усилий международной координации и сотрудничества мы надеемся взять кризис под свой контроль… Финансовый кризис — всего лишь один пример взаимозависимости, которая характеризует наш объединенный мир».

В свете преодоления последствий актуального международного финансового кризиса свободное торговое соглашение между ЕС и ССАГЗ, в продвижении которого заинтересован и Бахрейн, имеет ключевое значение. В контексте взаимовыгодных экономических отношений с Бахрейном успех соглашения позитивно отразится на ряде совместных германо-бахрейнских планов как в уже указанных областях, так и в железнодорожном строительстве, сферах образования и здравоохранения, что было предметом обсуждения Ф.-В. Штайнмайера с королем Бахрейна Хамадом бин Иса Аль-Халифом и министром иностранных дел Бахрейна Шейхом Халидом бин Мохаммедом Аль-Халифом. В частности, в уже упомянутом интервью газете Al-Ayyam федеральный министр подчеркнул, что Германия хотела бы развивать культурные взаимосвязи и планирует в этой связи открытие в стране центров по изучению немецкого языка и организацию поездок на учебу в университеты Германии бахрейнской молодежи.

Встречи с лидерами Бахрейна стали, таким образом, прологом к поездке западногерманского министра в страны Ближнего Востока.. Поднятые на них темы (международный финансовый кризис, положение в регионе Залива и в целом на Ближнем Востоке, иранское ядерное досье, совершенствование двусторонних отношений) получили дальнейшее развитие в Исламабаде, Эр-Рияде и Абу-Даби.

* * *

Пакистан неслучайно привлек внимание федерального министра. Визит Штайнмайера проходил на фоне серьезных потрясений. Первое из них — финансовое. В связи с выходом из-под контроля инфляции в Пакистане, начиная с сентября с.г., продолжается глубокий экономический кризис. Чтобы предотвратить крах хозяйственных структур, в течение ближайшего месяца необходимы финансовые вливания в размере от 3 до 5 млрд долларов. Переговоры с МВФ уже начаты и требуют завершающей фазы. В этом вопросе Пакистан надеется на содействие ФРГ.

Второе — военно-политическое.. Воспользовавшись сложной экономической обстановкой, активизировались антиправительственные силы, которые перенесли удары на крупные города. Масштабы сопротивления нарастают, несмотря на воздушные налеты армии США, из-за чего увеличивается число жертв, в том числе и среди мирного населения. Это в свою очередь ведет к пополнению рядов повстанцев, в том числе и представителями пуштунских племен в южной части Афганистана.

Пакистан, по мнению немецких экспертов, сегодня особенно нуждается в поддержке ФРГ. Попытка демократизации страны в результате недавних выборов президента и парламентских выборов — важный шаг навстречу новому Пакистану. Новый президент страны Асиф Али Зардари, избранный в начале сентября, является вдовцом убитой в прошлом году Беназир Бхутто. Перед ним, как и перед всем правительством, стоят неотложные задачи: решение экономических проблем (энергетический кризис, повышение цен, спад производства) и разрешение ситуации в сфере безопасности. Поэтому Германия рассматривает Пакистан как сферу неослабного внимания. ФРГ — член международной группы «Друзей Пакистана», которая 26 сентября с.г. впервые встретилась в Нью-Йорке полным составом, включающим США, Великобританию, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовскую Аравию, Германию, Италию, Францию, Японию, Турцию, Китай, Австралию, ЕС и ООН.

Однако чтобы осуществить хозяйственные преобразования в Пакистане, необходимо обеспечить надежность границ с Афганистаном. Район афгано-пакистанской границы стал территорией, на которой активно действуют террористы. Важность ее охраны была подчеркнута на первой же конференции по Афганистану (Бонн, 2001) в числе главных целей по стабилизации положения в обеих странах. В этом регионе и в целом по стране ФРГ обеспечит военное присутствие, «пока афганцы снова будут в состоянии принять полную ответственность за свою безопасность», указал федеральный министр. Он интересовался работой группы депутатов бундестага, которые заняты подготовкой документов с целью обоснования субсидирования из федерального бюджета. Речь идет о сумме в 30 млн евро, которые следовало бы направить на стабилизацию положения в приграничных областях с Афганистаном.

Германия уже предпринимала попытки по содействию стабилизации в Пакистане на европейском (в рамках ЕС) и всемирном (в период президентства G8 в прошлом году) политическом поле, а также в ходе двухстороннего сотрудничества, которое длится с 50-х годов. В рамках пакета проектов, касающихся непосредственного развития германо-пакистанских культурных связей, предусмотрено учреждение в Пакистане сети школ, где немецкий язык изучается как иностранный, продолжение действия программы по получению высшего образования молодыми пакистанцами в вузах ФРГ (ежегодный контингент приезжающих в Германию из Пакистана превышает 100 человек). Немецкое культурное присутствие недавно усилилось: были открыты Институты Гете (мировая сеть просветительских учреждений по изучению немецкого языка и культуры Германии) в Карачи и Annemarie Schimmel House (культурный центр, названный по имени всемирно известного немецкого религиеведа, арабиста и ираниста) в Лахоре. Перспективные планы предусматривают открытие немецко-пакистанского Технического университета в Лахоре.

Встречи Штайнмайера с президентом Зардари и министром иностранных дел Куреши 27 октября в Карачи обозначили главные направления, по которым будут развиваться германо-пакистанские связи.

Первое — содействие ФРГ в решении неотложных экономических и финансовых проблем, о котором уже упоминалось. «Кредит Международного валютного фонда нужен незамедлительно, не через шесть месяцев или шесть недель, а через шесть дней», — подчеркнул Штайнмайер.

Второе направление — участие ФРГ в программе «Друзей Пакистана», которая будет детально рассмотрена в ходе следующей встречи международной группы в середине ноября в Абу-Даби. Но «группа «Друзей» не будет универсальным инструментом», подчеркнул в Карачи федеральный министр, поскольку решающая роль принадлежит другим финансовым источникам.

Третье направление — конкретное содействие в продвижении пакистанской продукции, прежде всего товаров текстильной промышленности, на европейский рынок. Однако, подчеркивают немецкие эксперты, при этом важна идентификация проектов, что обеспечит целевое использование выделяемых средств (44 млн евро в течение двух последних лет) и станет главным заданием пакистанскому правительству. Консультации, касающиеся развития сотрудничества между Германией и Пакистаном, планируются на ноябрь в Берлине. Об этом Штайнмайер рассказал в интервью пакистанской газете «The News» (28.10.2008). В частности, он указал на два вида поддержки со стороны ФРГ: помощь в краткосрочном плане (решение проблем угрозы безопасности из-за терроризма и насилия, экономический и финансовый кризис) и в долгосрочном — содействие «в укреплении верховенства закона, прав человека и гражданского общества в целом». В то же время федеральный министр дал понять, что пакистанцам уместно и самим прилагать какие-то усилия в решении афгано-пакистанского конфликта или, по крайней мере, проявлять взаимную готовность к пониманию ситуации. В этой связи характерна сама постановка вопроса газетой «The News»: «Во время президентства G8 в прошлом году вы проявили инициативу, чтобы продвинуть сотрудничество между Афганистаном и Пакистаном. Как обстоят дела в этом вопросе?» На что Штайнмайер дал довольно резкий ответ: «Это — то, о чем я спрашиваю Пакистан и афганских друзей! Афганско-пакистанское сотрудничество не может быть спроектировано снаружи… Это зависит от готовности пакистанцев и афганцев трудиться для общего будущего». «Мы, — продолжал министр, — можем только обеспечить помощь, начиная со встречи G8 (Потсдам, 2007), когда было предложено более 150 проектов — от студенческих обменов до усиления пограничного контроля. Однако, судя по всему, федеральный министр так и не получил после встреч в Исламабаде ясного ответа, продвинулся ли вопрос о сотрудничестве двух стран или здесь по-прежнему ждут подталкивания навстречу друг другу со стороны. При этом позитивным фактом можно считать то, что, как сказал Штайнмайер, «президент Карзай и президент Зардари недавно прояснили, что усиление двустороннего сотрудничества не только желательно, но и крайне важно».

Неожиданным послесловием к визиту Штайнмайера в Пакистан стало землетрясение в провинции Белуджистан. В послании, адресованном пакистанскому коллеге по внешнеполитическому ведомству, федеральный министр выразил «глубоко прочувствованное соучастие» в связи с многочисленными человеческими жертвами и разрушением сотен домов. Он сообщил также о срочной помощи правительства ФРГ в размере 250 тыс. евро. Напомним, что это уже не первый жест благотворительности со стороны Германии. Так, в октябре 2005 г., когда землетрясение обрушилось на Кашмир и северные регионы Пакистана, пострадавшим было направлено по линии Красного Креста и Красного Полумесяца 6,9 млн евро немецкой помощи. * * *

Программой визита в Саудовскую Аравию (28-29.10.2008) были предусмотрены как политические беседы с королем Абдаллой и министром иностранных дел принцем Саудом аль-Фейсалом, так и совещания с участием министра финансов, президента саудовского Центрального банка и губернатора столицы государства Эр-Рияда.

Учитывая тот факт, что Саудовская Аравия составляет 70% экономической мощи стран, входящих в ССАГЗ, на первом плане стоял вопрос о кризисе, разразившемся на мировых финансовых рынках. Эта тема была тем более актуальна, что буквально за несколько дней до прибытия шефа внешнеполитического ведомства ФРГ там же, в Эр-Рияде, состоялось чрезвычайное совещание «ответственных за сферу финансов стран Залива», в котором приняли участие практически те же политики, с которыми впоследствии встречался Штайнмайер. Его познакомили с итоговым документом совещания — заявлением, в котором подчеркивалось, что власти этих стран «усилят контроль над банковской сферой с тем, чтобы оградить банковскую систему стран — членов Совета сотрудничества от возможных последствий развивающегося мирового кризиса». Залогом преодоления последствий финансовых кризисов, подобно нынешнему, страны — участницы ССАГЗ назвали, в числе прочих мер, создание Объединенного центрального банка и введение единой валюты Совета сотрудничества.

Штайнмайер, с пониманием относящийся к подобным защитным мерам, в то же время видит решение проблемы, с одной стороны, в большей кооперации развитых и развивающихся стран, а с другой стороны, в создании единых условий для обеспечения стабильности и прозрачности финансовых рынков. Для этого необходимо, по его мнению, более активное влияние «мощного финансового мира государств Персидского залива» в деле выработки подобных условий, с тем чтобы определить «правила движения» финансовых потоков. Данное требование продиктовано предстоящей встречей «Группы 20», являющейся, по существу, саммитом деловых людей планеты (Вашингтон, 14-15.11.2008). «Мы нуждаемся в финансовом надзоре за рынком, который уместнее всего учредить при Международном валютном фонде», указал Штайнмайер.

На пресс-конференции в Эр-Рияде (29.10.2008) министр иностранных дел Саудовской Аравии отметил, что в ходе встреч с высоким немецким гостем король выразил уверенность в силе как саудовской экономики, так и государств — членов ССАГЗ, «в устойчивой банковской системе, позволяющей справиться с возможными эффектами глобального финансового кризиса».

Экономические темы играли в программе визита ключевую роль, что было подтверждено наличием в составе делегации представителей деловых кругов ФРГ. Саудовская Аравия реализует масштабные проекты, такие как железнодорожное сообщение между Красным морем и Персидским заливом. Понятно, что руководители крупнейших немецких фирм увидели перспективу своего участия в подобных проектах и имели возможность оценить реальность подобных возможностей в ходе встреч с саудовскими коллегами. Штайнмайер положительно оценил эти усилия и в ряде бесед отметил, что Германия имеет шанс на продвижение своих технологий в динамично развивающейся стране.

Саудовская Аравия воспринимается Германией как лидер региона благодаря двум факторам: росту благосостояния и активно развивающейся внешнеполитической деятельности. Это объясняется мощным рывком в хозяйственном развитии в последние годы и растущим авторитетом на мировой арене. Последнее, в частности, подтверждается саудовской мирной инициативой по Ближнему Востоку (2002), посреднической миссией в ходе внутриполитического диалога в Пакистане, участием в проведении встречи-диалога представителей различных религиозных конфессий (Мадрид, 2007).

Накопленный опыт неоценим и, по мнению Штайнмайера, может быть использован в развитии политического диалога между Афганистаном и Пакистаном, на что принц Сауд аль-Фейсал сообщил: первый круг бесед в Мекке всех заинтересованных сторон на афгано-пакистанскую тему завершен и есть надежда на дальнейшее продвижение. Сложно сказать, о каком прогрессе идет речь, поскольку известно, что руководители исламистов в Мекке подтвердили намерение продолжать вооруженную борьбу до полного ухода из страны иностранных войск, в том числе и бундесвера.

По заявлению Штайнмайера, он получил от своего саудовского коллеги весьма ценные комментарии по поводу встречи в Мекке, которые помогают лучше представить позиции афганских лидеров — как руководства страны, так и афганской оппозиции в лице исламистского движения «Талибан». Встреча была организована по просьбе кабульских властей, хотя в последние недели они неоднократно опровергали подобные сообщения. На встрече с высоким официальным лицом Германии саудовский министр иностранных дел еще раз подтвердил, что его страна и впредь будет способствовать достижению мира и безопасности в Афганистане, «но все будет зависеть от воли самого афганского народа».

При этом фундаментальным остается предварительное условие, выдвинутое сторонам Саудовской Аравией, — резкое осуждение терроризма и насилия как такового. Условие, по свидетельству аль-Фейсала, не выполнено. Афганистан стал, по его словам, «средой обитания и приютом для террористов». Чтобы изменить положение, необходимо не только расширение здесь масштабов хозяйственного и гражданского строительства, но и обеспечение «национального единства всех афганских этнических сегментов».

Важной частью визита в Саудовскую Аравию было обсуждение пакистанского кризиса. Средства МВФ, о предоставлении которых Исламабад ведет переговоры долгое время, не считаются оптимальным решением. Причина этого — жесткие условия кредитования, которые способны спровоцировать дальнейшую дестабилизацию страны. Поэтому предпочтительным вариантом считаются финансовые потоки от богатых соседей — нефтедобывающих государств Залива. В качестве вероятных кредиторов Берлин видит прежде всего Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты.

Произошел обмен мнениями относительно иранской атомной программы. Комментируя положение в этой сфере, глава внешнеполитического ведомства ФРГ указал на то, что момент прямых договоренностей так и не наступил, хотя еще несколько месяцев назад сигналы из Тегерана, казалось, свидетельствовали, что время конструктивных бесед пришло. Однако, заметил Штайнмайер, хотя последние недели обозначили регресс в этой теме, шанс для успеха имеется.

Принц С. аль-Фейсал дал положительную оценку роли и усилиям Германии в рамках группы «Пять плюс один», которая стремится мирно решать проблемы, связанные с кризисом, и обеспечить свободу региона Персидского залива от оружия массового поражения, гарантируя право стран использовать в мирных целях ядерную энергию в соответствии со стандартами и процедурами МАГАТЭ. Он заявил, что, «ценя эти усилия, королевство возобновляет свой призыв расширять инициативы по мирному процессу ко всем странам Ближнего Востока, включая Израиль». Принц С. аль-Фейсал указал, что при обсуждении всех тем, будь это международный финансовый кризис или международные и региональные политические проблемы, точки зрения саудовской и немецкой сторон «были идентичны».

* * *

Объединенные Арабские Эмираты можно без преувеличения назвать одним из важнейших экономических партнеров ФРГ: здесь работает около 700 немецких фирм. Германию привлекает ряд факторов. Прежде всего, процесс развития. В настоящее время ОАЭ — самый динамично развивающийся центр мира с доходом в расчете на душу населения почти 38 тыс. долларов (2007). Кроме того, при сохранении традиционных ценностей это быстро модернизирующееся общество.

В программе визита Штайнмайера (29-30.10.2008) значилась встреча с правлением инвестиционной компании Abu Dhabi Investment Authority (ADIA), которая управляет средствами в размере более чем 875 млрд долларов. Касаясь темы движения мировых денежных потоков, немецкий министр отметил, что всемирное финансовое хозяйство нуждается в новых правилах: «Мы больше не справляемся с ним, находясь в старых форматах».

Немецкие деловые круги предложили ОАЭ взаимовыгодные перспективные идеи. Есть идея создания так называемого Null-Emissions-Haus — своеобразного Немецкого дома в Абу-Даби, где размещались бы посольство ФРГ и другие учреждения Германии. Причем, благодаря внедрению новейших технологий, потребность данного дома в энергии могла бы составить лишь 10% обычно требуемого количества при тех же параметрах строения. Учитывая интерес специалистов ОАЭ к немецким ноу-хау в области возобновляемой энергии, на ноябрь текущего года запланирован так называемый общий энергетический мастер-класс в Германии. Эти и другие идеи были всесторонне обсуждены в Абу-Даби и получили развитие.

Становится более интенсивным внешнеполитическое влияние ОАЭ, в том числе осуществляемое в сотрудничестве с ФРГ. К примеру, страна активно участвует в различных программах по хозяйственному реформированию Афганистана, помогает в кооперации с ФРГ строить штаб-квартиру Кабульского оперативного отряда, наряду с Германией поддерживает деятельность иракских органов безопасности. ОАЭ включены в работу группы «Друзей Пакистана», являясь, наряду с США, Великобританией и Пакистаном, одним из четырех сопредседателей организации.

«ФРГ и ОАЭ имеют немало общих точек зрения на международные и локальные проблемы, — подчеркнул министр иностранных дел ОАЭ шейх Абдулла, — в частности, на ситуацию в Афганистане и Пакистане. «Мы хотим предотвратить дальнейшую дестабилизацию» — эту политическую формулу главы внешнеполитического ведомства ФРГ полностью разделяют официальные лица ОАЭ, также способствующие мобилизации крупной международной помощи Пакистану в тяжелый для него политический период, осложненный мировым финансовым кризисом. Для ОАЭ и ФРГ данная встреча — серьезный повод для того, чтобы скорректировать позиции накануне встречи «Друзей Пакистана» в Абу-Даби (17.11.2008).

Были обсуждены дальнейшие культурные контакты, например, проекты в области образования. Один из проектов получил реальное воплощение: глава внешнеполитического ведомства в ходе визита открыл в Абу-Даби школу, строительство которой обошлось в 20 млн долларов. «Учебное заведение в столице ОАЭ, которое носит название Немецкая международная школа, — тот образец просветительских учреждений, сеть которых мы хотели развернуть как на Ближнем Востоке, так и в мире», — отметил на церемонии открытия немецкий гость. Она рассчитана на 12-летнее обучение по международным методикам; поэтому выпускникам будет выдаваться аттестат зрелости, соответствующий современным мировым стандартам. Учебу в НМШ, как следует из пресс-релиза посольства ФРГ в Абу-Даби, начали 254 ученика; школа рассчитана на 600 человек.

* * *

Оценивая в целом результаты встреч министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмаейра с лидерами и деловой элитой Пакистана и стран Ближнего Востока, можно отметить следующее. Поездка федерального министра обозначила, с одной стороны, возрастающую степень немецкого участия в решении неотложных политических и хозяйственных проблем, а с другой стороны — важность усиления кооперации с названными странами в регионе, где не прекращается формирование очагов напряженности и военных конфликтов.

Международные обозреватели ФРГ отметили сходство маршрутов Ф.-В. Штайнмайера и А. Меркель. Напомним, что глава кабинета министров 3-6.02.2007 нанесла аналогичные визиты высоким официальным лицам Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ и Кувейта. В поездке по Ближнему Востоку канцлера сопровождал министр экономики Михаэль Глос. Штайнмайер, как уже отмечалось, также находился в окружении экономических экспертов и представителей делового мира ФРГ. Отмечая сходство двух визитов, эксперты в то же время подчеркивают пункты, которые отличают ближневосточную поездку Штайнмайера.. Это прежде всего общемировые и локальные сложности в финансовой, экономической и политической сферах, усиление кризисной ситуации в Афганистане и Пакистане, ядерные притязания Ирана.

Примечательно, что следом за главой внешнеполитического ведомства ФРГ на Ближний Восток отправился британский премьер-министр Гордон Браун. Маршрут его был примерно тот же (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар). Главной темой его встреч с руководством ближневосточных стран стали меры по преодолению мирового финансового кризиса.

Совершенно очевидно, что ведущие страны Старого Света определяют ближневосточный политический вектор во внешней политике как важный со стратегической точки зрения.