- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об экологических и природоохранных проблемах в Ливии

Несколько дней назад под председательством президента США Джо Байдена с участием мировых лидеров прошел виртуальный климатический саммит. Он совпал по времени с предупреждением генерального секретаря Организации Объединенных Наций, Антониу Гутерриша о том, что природа больше не может ждать: последнее десятилетие было самым жарким за всю историю наблюдений, в мире по-прежнему наблюдаются повышение уровня моря, высокие температуры, разрушительные тропические циклоны и эпические лесные пожары. А.Гутерриш полагает, что 2021 год станет критическим годом для противодействия глобальной климатической чрезвычайной ситуации. Все это усугубляется продолжением пандемии короновируса, высокими температурами в некоторых странах, наводнениями и климатическими кризисами, которые могут поставить мир на катастрофы. О Ливии, которая переживает другие кризисы, далекие от этих проблем, рассуждает Файез Сатти, глава организации «Земля-море. Организация по охране окружающей среды», базирующейся в Бенгази. Мы обращаем внимание на этот материал, полагая, что экологическое и природоохранное сотрудничество представляет еще одну сферу взаимодействия с Ливией, где у РФ, располагающей, применительно к Ливии, к сожалению, крайне ограниченными возможностями в других областях, имеется определенный потенциал.

Глава ливийской экологической организации в интервью каналу «218» сказал: «Население мира в настоящее время составляет 7,7 млрд человек, но к 2050 году на планете будет проживать около 10 млрд человек, и на планете не будет ресурсов для этого числа, если не действовать быстро и решительно, чтобы бороться с этой проблемой в принципе. Применительно к нашей стране требуется, посадить миллионы деревьев и инвестировать в другие источники энергии, такие как солнечная энергия. К сожалению, осведомленность об окружающей среде в Ливии очень слабая, и мы стараемся сделать все возможное, чтобы повысить ее. Мы проводили кампании по облесению внутри школ, чтобы убедить учащихся любить деревья и сохранять их, мы стремимся принять законы, предотвращающие использование пластиковых пакетов в магазинах, и мы стараемся обучать школьников экологической культуре. Мы видим атаки на зеленые насаждения, сельскохозяйственные угодья и леса, и поэтому работаем над тем, чтобы привить осведомленность и экологическую культуру у молодых поколений и детей, потому что они являются надеждой на создание иной реальности. Я думаю, что положительные перемены и изменения в Ливии скоро произойдут, нашей организации меньше восьми месяцев, и мы очень надеемся на перемены к лучшему».

Касаясь организации связи и взаимодействия со службами и госструктурами Ливии, Файез Сатти указал, что они не общались, но есть сотрудничество с местной муниципальной охраной в Бенгази, и что будет сотрудничество с ООН. «Ситуация в Ливии все еще очень сложна, но есть надежда повысить осведомленность нового поколения о существующих экологических проблемах и продолжить кампанию по   высадке деревьев во всех частях Ливии. Наша миссия состоит также и в том, чтобы освободить страну от тысяч тонн мусора и сохранить чистую окружающую среду для будущих поколений», добавил он.

Файез Сатти предсказал, что скоро Европа может стать свидетелем появления нового класса вынужденных мигрантов — «климатического беженца», то есть тех, кто будет изгнан из непригодных для проживания районов мира. Африки, прежде всего. Не допустить этого можно путем внедрения массовой посадки сотен тысяч саженцев деревьев, когда в местах их произрастания верхний слой почвы перестанет дрейфовать, а их корни проникают в землю, создавая сеть каналов, в которых накапливается вода, когда идет дождь.

Глава организации поясняет, что в Сенегале уже высажено 12 млн деревьев, и результат — «потрясающий», и теперь в колодцах есть вода. Потому что деревья хранят и удерживают под землей дождевую воду. Это помогает сельскому хозяйству и производству продуктов питания и хотя, на сегодня, построено только 15% т. н. «Зеленой стены», жизнь возвращается на землю, вместе с прекращением перемещения людей и сохранением общины. Файез Сати продолжает: «Углерод, как известно, — основа жизни, каждое растение поглощает его из воздуха, используя для роста, и когда животные едят эти растения, они накапливают часть углерода в своих телах, а также это происходит в растениях, деревьях и животных. Леса — это не просто деревья, в то же время многим из них угрожает опасность, особенно самому большому из них, а именно тропическим лесам Амазонки, и они считаются очень необходимыми для здоровья нашей планеты, поскольку они накапливают большое количество углерода, и если лес Амазонки перестанет функционировать, это стало бы абсолютной катастрофой для человеческой цивилизации. Для Ливии такими лесами являются те, что покрывают район «Зеленых гор», где представлены многие ценные эндемики, часть из которых находится на грани вымирания, а общая экологическая обстановка страдает из-за продолжающихся боевых действий и совершенно бесконтрольной хозяйственной деятельности, включая их вырубку или разведение скота в ущерб местной природе, а также разработку карьеров сыпучих материалов, ведущуюся с нарушением всех санитарных и экологических норм».

Что касается состояния Средиземного моря, Файез Сати напомнил журналистам канала «218», что моря производят до 75% кислорода, которым мы дышим, и что растения и животные в морях и океанах поглощают огромное количество углерода, и что планктон является одним из наиболее важных организмов, которые потребляют углекислый газ и превращают его в кислород. По мнению некоторых экспертов, с начала промышленной революции именно море поглотило почти половину всех наших выбросов углекислого газа. Но когда вода поглощает углекислый газ, она становится более кислым, это разрушает коралловые рифы и уничтожает часть того же морского планктона. Файез Сатти резюмировал ситуацию: «В современной Ливии экологические и природоохранные моменты являются последним, что интересует власти и политиков, занятых дележкой полномочий и доступа к ресурсам. Тем временем, все забывают тот факт, что северная африканская пустыня в Ливии, так же как и в Марокко, и в Алжире является идеальным пространством для крупнейшего в мире источника солнечной энергии».

Эколог посетовал также, что из полутора с лишним десятков экологических и природоохранным программ времен Джамахирии, на сегодня не действует ни одна. Среди них были сельскохозяйственные и научные проекты и разработки, включая технологии предотвращения засаливания почв и борьбу с сельскохозяйственными вредителями, такими как саранча.

Российской стороне, реши она выстраивать сотрудничество с Ливией, было бы, на наш взгляд, полезно, не акцентироваться исключительно на военно-технических аспектах, а обратить внимание на такие вещи, как экология, охрана окружающей среды, гуманитарное и культурное сотрудничество, поддержка археологических изысканий. Понятно, что трудно назвать Санкт-Петербург, северной «Лептис Магной», гением поэта он наречен «Пальмирой», что, по всей видимости, и объясняет неравнодушное отношение со стороны руководства РФ в этому городу в Сирии. Но, с другой стороны, если вас не интересует богатейшее историческое наследие Ливии, руководствуйтесь тогда планами, ну, хотя бы, декларируемыми в «Ростехе», стремящимся, в ближайшее время, увеличить долю гражданских проектов до 50%, в том числе и за счет предложения технологий по переработке мусора. Посещавшим Северную Африку, ту же Ливию, хорошо известно, сколько там мусора. Не один десяток мусороперерабатывающих заводов можно поставить.

Есть и еще один аспект такого сотрудничества, иллюстрируемый следующим примером. Экология, как известно, очень тесно граничит с общественной безопасностью, охраной жизни и здоровья граждан. Канал «Ливия 24» обратился к теме насыщения ливийского рынка турецкими продуктами. Турецкие продукты стали одними из основных, присутствующих на ливийском рынке, и представленных всеми видами и разновидностями консервов, мяса и его производных, одежды, электроники и различного другого оборудования. Время от времени через различные платформы Facebook или Twitter распространяются предупреждения, информирующие граждан о контрафактных турецких продуктах, распространяемых на ливийских рынках, в дополнение к продуктам питания, содержащим запрещенные материалы. Быстрый просмотр официального аккаунта Центра по контролю за продуктами и лекарствами в социальной сети Facebook показывает, что в последнее время, большое количество продуктов питания, включая соки, сладости, молоко и другие продукты турецкого производства, было изъято, поскольку они содержали запрещенные вещества. Веб-сайт Libyan Security Studies проливает свет на турецкие продукты в Ливии, посредством чего он обращает внимание на мнения некоторых граждан об их отношениях с турецкими продуктами питания. «Мы используем много турецких продуктов, и вначале мы думали, что они великолепны … Теперь мы боимся, что они принесут нам больше вреда, чем пользы», — говорит Фатима из Триполи. В то время как ее родственник, Файез, три месяца страдал от сильных болей в животе и изжоги, а эти симптомы появились после того, как он решил купить турецкий бренд «капучино». После того, как он потратил свои деньги в кабинетах врачей на консультации, пока ему не поставили диагноз «синдром раздраженного кишечника», врач предложил ему вернуться к употреблению той марки, к которой он раньше привык, и все симптомы исчезли. Что касается Хусейна, то он любит замороженный кебаб, привезенный из Турции в прошлом месяце. Он и его семья, все ели на ужин этот кебаб, и все они всю последующую ночь страдали от желудочного расстройства и лихорадки. Аиша, которая работает в небольшой клининговой компании в Мисурате, утверждает, что после использования спрея-мусса и очищающего средства из турецкого лайма у нее начались хронические головные боли и носовые кровотечения. Она не пошла к врачу, потому что боялась потерять работу, поэтому она перестала использовать эти чистящие средства, и через несколько дней симптомы исчезли сами собой.

Допустим, вы не хотите или не можете развивать сотрудничество по солнечным батареям со страной, где почти всегда светит солнце. Но есть и другие варианты. Нетрудно представить, что страна, располагающая в Ливии хорошо оборудованной лабораторной базой и имеющая репутацию эксперта по таким проблемам, как экологические, химия, микробиология и пр., могла бы не только готовить местные кадры, но и привлекаться к экспертным заключениям при случаях, подобных, приведенным выше. Гибридные войны могут вестись не только с помощью частных военных компаний, но и в тиши лабораторий и экспертных центров.