- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Израиле: апрель 2021 г.

Внутриполитический акцент в апреле ожидаемо сместился с выборов на формирование правительственной коалиции. В области внешней политики ключевой темой стала координация работы с администрацией США в климатической сфере и в области безопасности. Заметным ростом напряженности с середины месяца стала отличаться ситуация на палестинских территориях. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Вопросы войны и мира

Вплоть до середины апреля обстановка на палестинских территориях оставалась относительно спокойной и характеризовалась главным образом подготовкой к выборам и борьбой с COVID-19. Однако в первые две недели все же была зафиксирована активность террористов на Западном берегу р. Иордан.  Нарастание напряженности было связано с началом священного для мусульман месяца рамадан. 15 и 16 апреля по израильской территории из Газы были выпущены две ракеты, к 23 апреля их количество превысило 40. Столкновения с израильскими силами безопасности участились в Иерусалиме и были спровоцированы подстрекательскими заявлениями о деятельности израильских властей по иудаизации города и его святынь, прежде всего угрозе для мечети Аль-Акса и ограничению доступа к ней. Эта враждебная риторика была подхвачена в Газе, где появились призывы поддержать протесты арабских жителей Иерусалима.

Израильские эксперты из Информационного центра по изучению терроризма им. М.Амита в связи с изложенными событиями пришли к выводу о высоком риске распространения беспорядков на Западный берег. Также они отметили попытки ХАМАСа  усилить свои позиции в защите Храмовой горы, что может быть интерпретировано как стремление укрепить позиции на всех палестинских территориях, а также в контактах с радикальными региональными режимами, выступающими против процесса нормализации отношений Израиля с умеренными странами Большого Ближнего Востока. Наконец, нельзя не обратить внимания на то, что беспорядки в Восточном Иерусалиме совпали с активизацией палестинцев в том, что касается проведения выборов в городе. Ранее этот пункт был назван одним из главных оснований для отмены голосований.

Напряженность вокруг Израиля в регионе усилила авария на иранском ядреном объекте в Натанзе 11 апреля, которую не только иранская сторона, но и ряд израильских изданий истолковали как вражескую атаку, за которой предположительно стоит Моссад. Также между сторонами продолжились столкновения на море. Особую опасность данной области противостояния Иерусалима и Тегерана придает выдвижение в израильском экспертном сообществе предположений о возможной защите российскими кораблями иранских, транспортирующих не только нефть, но и вооружения, что,  в свою очередь, дает шанс Москве оказывать давление на Вашингтон по региональным вопросам[i] [1]. Такое мнение в одном из интервью высказал Директор Центра ближневосточных и африканских исследований им. М.Даяна, старший научный сотрудник Центра иранских исследований Университета Тель-Авива У.Раби.  При этом подобная практика серьезно ограничивает потенциал Израиля в сдерживании иранского присутствия у своих северных границ, в отличие от борьбы с транспортировкой грузов в САР по суше.

Официальные визиты и переговоры

Существенно активизировавшаяся в связи с выборами и последовавшим за ними процессом формирования кабинета министров внутриполитическая проблематика привела к заметному снижению динамики переговоров с зарубежными партнерами. Вместе с тем ряд знаковых встреч и бесед в апреле все же был организован. Ключевым здесь, пожалуй, стоит считать визит министра обороны США Л.Остина в Иерусалим в середине месяца, где представитель команды президента Дж.Байдена встретился с главой израильского правительства Б.Нетаньяху и своим контрпартнером Б.Ганцем. Эксперт INSS Й.Гузински полагает, что одной из целей организации данной поездки стало стремление Вашингтона продемонстрировать готовность учитывать опасения ближневосточного союзника в сфере обеспечения безопасности, в том числе с учетом ситуации на иранском треке, хотя упоминания об ИРИ Л.Остин в Иерусалиме старательно избегал[ii] [2]. Схожую оценку визита дал и президент Jewish Institute for National Security of America (JINSA) М.Маковски, с точки зрения которого, повышение вовлеченности Израиля в ситуацию в связи с намерением администрации Дж.Байдена перезапустить контакты с Ираном по ядерной проблематике, является важным как для Иерусалима, так и Вашингтона, поскольку позволит усилить позиции Соединенных Штатов в переговорном процессе несмотря на планы сократить военное присутствие в регионе, чем Тегеран может попытаться воспользоваться[iii] [3].

В апреле состоялась серия встреч в рамках диалога Израиля, Греции и Кипра, а также были предприняты шаги по укреплению связей с государствами, начавшими с Иерусалимом процесс нормализации. Более того, эти два направления даже получили точки соприкосновения. В середине месяца глава внешнеполитического ведомства Г.Ашкенази посетил региональную стратегическую встречу министров иностранных дел, организованную в кипрском Пафосе, на которую также был приглашен представитель ОАЭ. В ходе мероприятия стороны обсудили вопросы координации энергетической политики и совместной борьбы с COVID -19. Также повышенное внимание уделялось угрозам региональной безопасности, исходящим от Ирана и его прокси, что для встреч в формате трехстороннего диалога Иерусалима, Афин и Никосии, как правило, не свойственно. По словам Г.Ашкенази, консультации в расширенном формате призваны распространить эффект «Соглашений Авраама» на израильских партнеров в Средиземноморье.

16 апреля начальник Управления международного оборонного сотрудничества Министерства обороны Израиля Я.Кулас подписал крупнейшее к настоящему моменту оборонное соглашение с Грецией. Документ предполагает создание на греческой территории центра летной подготовки, аналогичного академии ВВС АОИ, модернизацию израильским концерном Elbit греческих учебно-тренировочных самолетов производства США Т-6, а также оказание израильской стороной логистической поддержки и содействия в обучении пилотов. В будущем, как отмечается в израильских источниках, планируется расширить сотрудничество за счет программ взаимодействия летных академий государств. Общая сумма контракта составляет порядка 1,65 млрд долларов, а срок его реализации рассчитан на 22 года.

В конце месяца премьер-министр Б.Нетаньяху принял участие в инициированном США саммите по проблеме изменения климата, где обозначил намерение страны к 2050 г. полностью перейти на возобновляемые источники энергии, а к 2025 г. остановить работу в стране всех угольных электростанций. Слишком большие обещания породили сомнения со стороны израильских экспертов и экологических активистов в их реалистичности. Так, профессор О.Аялон из Университета Хайфы подчеркнула, что в речи премьер-министра отсутствовали отсылки к законодательству или упоминания о системе налогообложения за вредные выбросы, что в большей степени свидетельствует о политическом значении участия во встрече, а не намерении работать над позитивными трансформациями в климатической сфере как таковой[iv] [4].

Действительно, саммит важен прежде всего как сигнал возвращения США  к климатической политике, разрыв с корой продемонстрировал экс-президент Д.Трамп, выйдя из Парижского соглашения. Для Израиля в нынешних обстоятельствах было важно поддержать деятельность новой администрации. В пользу аргументов скептиков говорит и тот факт, что ближневосточное государство пока только наращивает свою газовую стратегию, стремясь акцентировать в ней экспортную составляющую. Однако уже сейчас очевидно, что ее долгосрочные цели вступают в противоречия с требованиями ЕС по климату, что особенно опасно, принимая во внимание то, что Европа считается главным экспортным направлением. Внесение необходимых изменений, с одной стороны, способно укрепить инновационную составляющую энергетического сектора страны. С другой стороны, трансформации с учетом климатических стандартов потребуют серьезных вложений и масштабных реформ на государственном и муниципальном уровне.

Отношения с международными организациями

На данном направлении внешнеполитической активности основной угрозой для Израиля продолжил оставаться Международный уголовный суд. В связи принятыми ранее решениями, на основании которых  МУС наделил себя юрисдикцией рассматривать действия Израиля, Б.Нетаньяху собрал в апреле межведомственное совещание с участием министров Б.Ганца, Г.Ашкенази, Ю.Штайница, Й.Галанта, М.Битона, главы Генштаба А.Кохави, председателя Совета национальной безопасности М.Бен-Шабата и юридического советника правительства А.Манденблита. Результатом заседания стала подготовка рекомендаций, в соответствии с которыми израильские официальные представители не будут поддерживать контакты с МУС, однако дадут официальный ответ на письмо прокурора Ф.Бенсуды. В тексте планировалось указать, что Суд в Гааге не имеет полномочий инициировать против государства расследование, а также отметить, что Иерусалим отвергает любые подозрения в совершении предполагаемых военных преступлениях, разбором которых намерен заняться МУС.

Напряжение сохранилось и в отношениях с ООН. В середине апреля эксперты организации со ссылкой на данные за 2020 г. и первые три месяца 2021 г., собранные Управлением ООН по координации гуманитарных вопросов, заявили о росте уровня насилия израильских поселенцев против палестинцев на Западном берегу р. Иордан. В частности по этим данным в прошлом году был зафиксирован 771 случай применения насилия, в начале текущего года — более 200. Отдельно представители ООН подчеркнули идеологическую направленность атак поселенцев, а также то, что их агрессия препятствует палестинскому использованию земель в целях ведения хозяйственной деятельности. Подобная риторика свидетельствует о нарастании антиизраильской активности в учреждениях ООН, специализирующихся на правах человека, что угрожает еще большим охлаждением отношений между государством и организацией в целом.

Кроме того, дополнительным поводом, рискующим усугубить противоречия, может служить озвученное намерение палестинской администрации обратиться в Совет Безопасности ООН с тем, чтобы инициировать принятие резолюции, требующей обеспечить проведение палестинских выборов в Восточном Иерусалиме. При этом в риторике палестинских представителей подчеркивается, что ранее международное сообщество не предоставило в этом вопросе должной поддержки и не оказало на Израиль необходимого с их точки зрения давления по иным каналам.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Повестка дня Кнессета

6 апреля начал работу израильский парламент 24-го созыва. В ходе торжественной церемонии был приведен к присяге депутатский корпус, а спикер Кнессета Я.Левин призвал к успешному завершению процесса формирования правительства, поскольку отсутствие кабинета министров угрожает, по его словам, «утратой общественного доверия к политической системе». В дальнейшем в течение месяца основная активность был направлена на решение организационных вопросов, в том числе утверждение состава парламентских комиссий. К концу апреля было сформировано три комиссии: по иностранным делам и обороне во главе с О.Барвибай («Еш атид»), финансовой под руководством М.Гафни («Еврейство Торы») и специальной комиссии по  работе с арабским сектором, курировать которую будет М.Аббас ( партия РААМ). Последнее назначение, равно как и сама по себе комиссия вызвали наибольшую критику со стороны парламентариев, недовольных личностью председателя, а также самим фактором секторального выделения арабов посредством отдельной парламентской структуры.

Из общеполитических решений, пожалуй, стоит обратить внимание на заседание пленума, в ходе которого с заявлением выступил заместитель министра здравоохранения Й.Киш (Ликуд). Несмотря на то, что на текущем этапе было решено продлить действие ограничений в связи с эпидемиологической ситуацией, политик сообщил, что при существенном снижении заболеваемости данные меры могут быть отменены в течение трех недель. Также стоит отметить, что парламентская комиссия по борьбе с COVID -19 создана не была. Основным препятствием стали споры по поводу кандидатуры возможного главы парламентской структуры, поскольку Ликуд,  получивший от президента право сформировать кабинет министров, настаивал на том, чтобы ее председатель разделял утвержденный ранее правительством план.

Деятельность правительства

В центре внимания на этом направлении израильской политики оказалась борьба за министерские портфели и пост главы правительства. Фактором, осложняющим коалиционные переговоры для Б.Нетаньяху, остался судебный процесс, заседания в рамках которого возобновились в начале месяца. Это стало основанием и для активизации протестов против лидера Ликуда. В качестве альтернативных сценариев, потенциально способных обеспечить ему продолжение карьеры во власти, политик стал рассматривать идею прямых выборов председателя правительства, продвижением которой на законодательном уровне занялась ШАС, а также превращение партии в лидера оппозиции при сохранении председательства за Б.Нетаньяху.

Серия обсуждений возможной конфигурации кабинета министров имела место между основными претендентами на ключевой пост. Б.Нетаньяху пообщался с Б.Ганцем,  но концу месяца они так и не смогли прийти к пониманию. Камнем преткновения стало назначение министра юстиции. Председатель «Еш атид» Я.Лапид, в свою очередь, инициировал переговоры с Г.Сааром и Н.Беннетом. В этом случае сложности были связаны с перспективами вовлечения левых и ультраортодоксальных партий в будущее правительство. Последнее тесно связано с возможностью реализации одного из описанных выше альтернативных сценариев Ликуд, при котором уход Б.Нетаньяху в  оппозицию будет сопровождаться подрывом кабинета министров его давними соратниками. Наконец, Н.Беннет успел также провести консультации с Б.Нетаньяху и лидером РААМ М.Аббасом. Для Н.Беннета важнейшим условием стало включение в ротацию на посту премьер-министра, в то время как М.Аббас для повышения доверия основных израильских партий стал склоняться в сторону отхода от традиционной арабской повестки в сторону открытого осуждения палестинского террора и декларирования  лояльности к Государству Израиль.

Исполняющий обязанности кабинет министров в апреле обсудил вопрос о поддержке ветеранов ЦАХАЛа с ограниченными возможностями. Тема была поднята в преддверии Дня памяти павших в воинах и жертв террора. Также члены правительства уделили особое внимание всплеску насилия в Иерусалиме и на палестинских территориях, в связи с которым было объявлено, что силы безопасности «готовятся к любому сценарию» развития событий. Наконец, не потеряла актуальности и коронавирусная проблематика и связанные с ней экономические последствия серии локдаунов. В частности, на заседании 27 апреля министр рассмотрели проблему безработицы, отметив, что ее уровень стал постепенно снижаться. Б.Нетаньяху в тот же день поручил Совету национальной безопасности изучить возможность оказания содействия Индии в виду стремительного роста там заболеваемости COVID -19 и большого количества летальных исходов.

ЦИТАТА МЕСЯЦА

11 апреля Б.Нетаньяху поздравил Иорданское Хашимитское Королевство со 100-летием, отметив, что страна под руководством Абдаллы II «является ключевым игроком в регионе, ключевым и стратегическим партнером Израиля, продвигающим ценности мира, умеренности и толерантности». Вместе с тем многие израильские эксперты и обозреватели упрекнули собственное государство в недостаточном внимании к соседу, особенно на фоне несостоявшейся попытки там государственного переворота. По одной из версий правительство Израиля игнорирует иорданские, пусть и спровоцированные внутренним кризисом проблемы, принимая мирные отношения с Амманом как данность, и рассчитывая не его роль в поддержании стабильности на Западном берегу. По другой, — наоборот слишком хорошо осведомлено о ситуации в Иордании и в целом поддерживает идею смены власти, рассчитывая, вместе с партнерами из стран Персидского залива на приход более лояльных властей. В последнем случае, судя по всему, речь идет о довольно часто фигурирующих в СМИ и аналитических докладах  попытках КСА оспорить позиции Иордании в том, что касается Храмовой горы.

[i] [5] Egozi A. Russian Fleet protects Iranian ships smuggling arms, Israelis say // Breaking Defense. 27.04.2021. URL: breakingdefense.com/2021/04/russian-fleet-protects-iranian-ships-smuggling-arms-israelis-say/

[ii] [6] Burns R. Pentagon chief declares “ironclad” US commitment to Israel // Associated Press. 11.04.2021. URL: apnews.com/article/Lloyd-austin-israel-iran-iran-nuclear-middle-east-b04515980e487c048212aaa4bcf66bcd

[iii] [7] Ibid.

[iv] [8] Rinat Z. At Biden’s Climate Summit, Netanyahu  says Israel will stop using fossi fuels by 2050 // Haartez. 23.04.2021. URL: www.haaretz.com/Israel-news/.premium-at-biden-climate-summit-netanyahu-says-israel-will-stop-using-fossi-fuels-by-2050-1.9739844