- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: о формировании правительства по итогам досрочных выборов в Кнессет 24-го созыва. Часть 3

Первые трещины в «лагере перемен»

23 апреля лидер партии «Ямина» Нафтали Беннет объявил, что больше не верит в возможность создания «полностью правого» правительства и потому намерен «приложить все усилия» для создания правительства единства с «лагерем перемен». Как отмечалось ранее см. ( «Израиль: о формировании правительства по итогам досрочных выборов в Кнессет 24-го созыва. Часть 2» от 26 апреля, 2021), само по себе публичное объявление о переходе в «лагерь перемен» означает, что переговоры продвинулись уже достаточно далеко, и после истечения мандата Б.Нетаньяху Лапид и Беннет надеются явиться к президенту Ривлину за мандатом на создание «правительство единства». Однако не прошла и неделя после начала дележа министерских портфелей в правительстве, которое хочет сформировать «лагерь перемен» , как оно дало очередную трещину. Хотя и ранее в политических кругах полагали, что даже если будет создано правительство Лапида-Беннета, оно будет краткосрочным и малоэффективным из-за внутренних противоречий.

Дилемма, стоящая перед «Яминой», действительно непростая. Яир Лапид готов уступить Беннету место первого в ротации, и последний понимает, что уже через месяц может стать премьер-министром Израиля. Это первая и, возможно, единственная такая возможность и отказаться от нее крайне сложно. С другой стороны, использование этой возможности закрывает на годы для Беннета и Шакед, если она поддержит этот шаг, путь в Ликуд. При этом лидером правого идеологического лагеря становится доказавший свою несгибаемость Бецалель Смотрич, а Беннет и Шакед получат «волчий билет» как  оппортунисты и властолюбцы, и потому на следующих выборах окажутся главной мишенью для атак лидера оппозиции Биньямина Нетаньяху. В окружении премьер-министра исходят из того, что Беннет уже принял стратегическое решение создавать коалицию с Лапидом. Но Нетаньяху достаточно, чтобы любой из 6 оставшихся депутатов «Ямины» отказался бы поддерживать такой план. Пока дезертиры не появились.

Яир Лапид, в свою очередь, продолжает закулисные переговоры с теми, кто готов войти в правительство «перемен», как его теперь принято называть. С Бени Ганцем он обсуждал судьбу портфеля министра обороны, который, по сообщению СМИ, требуют для себя Ганц и Саар. С Авигдором Либерманом также ведутся переговоры, и, несмотря на обет молчания, который взяли на себе в НДИ, некоторые детали этих переговоров просачиваются. В частности, телеканал «Решет» сообщил, что Либерман якобы требует не присоединять к коалиции ультраортодоксов, как того хотят Беннет и Саар, в первые полтора года работы правительства. Считает ли Либерман, что за полтора года успеет провести реформы и законопроекты в области религии и государства, или считает, что правительство, состоящее из столь неоднородных партий, в любом случае не просуществует более полутора лет, но эта позиция Либермана свидетельствует о смягчении вето, наложенного им на союз с ультраортодоксами. Ранее глава НДИ полностью отвергал саму идею коалиции с ультраортодоксами, а сейчас, говорит о временной отсрочке.

Дилемма, стоящая перед НДИ, определяется еще и обязательствами, взятыми на себя партией перед выборами. Закон о гражданских браках, закон о призыве и некоторые дополнительные параграфы были объявлены Авигдором Либерманом минимальными требованиями для присоединения к коалиции. Вряд ли стоит рассчитывать на то, что Беннет или Саар согласятся со всеми этими требованиями. Хотя по мнению источников в НДИ, достигнута договоренность о том, что вопросы религии и государства будут решаться в духе галахических постановлений организации раввинов ЦОХАР. К гражданским бракам, во всяком случае, это имеет небольшое отношение.

Основная причина споров на переговорах Беннета и Лапида это портфель министра обороны. Беннет видит на этом месте Гидеона Саара, Лапид против того, чтобы эту ключевую должность занимал человек, чья партия имеет мало мандатов. Аелет Шакед хочет портфель министра юстиции, что тоже вызывает проблемы. Лапид готов оставить Бени Ганца на посту министра обороны или компенсировать ему эту должность министерством образования или внутренней безопасности. Есть споры и по количеству министров — Лапид обещал перед выборами сократить их число до 18, Беннет хочет 25, чтобы всем досталось.

В итоге Яир Лапид согласился на требованиями Нафтали Беннета и Гидеона Саара в переговорах о формировании «сменного» правительства, которое заменит премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Лапид согласился увеличить число министров в правительстве до 24, что позволило увеличить число министров правого толка. По соглашению, «Ямина» и «Новая надежда» получат 8 министерств для своих 13 депутатов. Остаются разногласия по поводу того, какие депутаты получат какие министерства. Команды по переговорам надеются составить на днях первый проект коалиционного соглашения. «Лагерь перемен» надеется, что соглашение будет готово к тому времени, когда срок полномочий Нетаньяху на формирование правительства истечет.

Появилось сообщение о том, что «Ямина» и «Новая надежда» объединятся в единую фракцию, чтобы повысить электоральное влияние Нафтали Беннета. В настоящее время «Ямина» и «Новая надежда» требуют, чтобы их новой объединенной фракции достались МВД, Министерство по делам религий, Министерство образования и Министерство юстиции. Дополнительным условием, установленным «Яминой», является то, что альтернативное правительство, сформированное с «Еш атид», оставляет открытой возможность для фракций ШАС и «Еврейство Торы», присоединиться к правительству в какой-то момент, возможно, после того, как оно уже будет приведено к присяге.

Яир Лапид ждет, что Нафтали Беннет станет сговорчивее, когда мандат на формирование правительства в начале мая перейдет в его руки. Биньямин Нетаньяху пока сосредоточен на своем последнем плане — прямых выборах премьер-министра. В этой связи в среду он разговаривал не только с Мансуром Аббасом, но с лидерами двух левых партий и Бени Ганцем. О чем шла речь, не сообщается, но политики в твиттере вечером стали дружно писать, что «не поддадутся на уловки».

Если «правительство перемен» будет создано, одной из его первостепенных задач станет принятие двухгодичного госбюджета. Это принесет политическую передышку и позволит реализовать ротацию, и разумеется даст Государству Израиль экономическую определенность, чего сейчас нет. В целом данное правительство намерено в большей степени решать экономические задачи. В случае принятия госбюджета некоторые политические «мины» будут нейтрализованы еще на ранней стадии.

Однако все это время Биньямин Нетаньяху занимался не только вопросом формирования своей коалиции и проработкой вопроса прямых выборов премьер-министра, но и предпринимал контрмеры по формированию «правительства перемен». В принципе, именно в этом направлении он и преуспел. Тем более, что опрос показал, что новые выборы не помогли бы Нетаньяху сформировать правительство: если бы выборы состоялись сегодня, лагерь его противников (без Беннета) получил бы 57 мандатов, право-религиозный блок — 52 мандата.

При выборе между созданием любого правительства с опорой на исламистскую партию РААМ и пятыми выборами 54% опрошенных предпочли первый вариант и только 25% — второй. Среди избирателей правых партий расклад почти такой же: 51% предпочитают зависимость правительства от исламистской партии и только 28% — новые выборы. Результаты опроса показывают, что Биньямин Нетаньяху сильно преувеличивает народную поддержку правого правительства под его руководством. При выборе между правым правительством Нетаньяху и правительством ротации Лапида-Беннета первый вариант предпочли 37%, второй — 40%. Именно поэтому Нетаньяху и направил все свои силы на развал «правительства перемен».