- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О будущем политического процесса в Сомали

Обострение внутриполитического противостояния в Сомали в апреле текущего года получило новое развитие. Тогда решение нижней палаты парламента от 12 апреля продлить на два года срок полномочий президента Махамеда Абдулахи Махамеда (Фармаджо) и фактически отсрочить всеобщие президентские и парламентские выборы на неопределенный срок привело к глубокому расколу среди политической и военной элиты, особенно по линии федеральный центр-регионы. Причем раскол по мере проявления открытого мятежа нелояльных президенту вооруженных сил с каждой неделей приобретал все более ярко выраженный этнический характер. В итоге 25 апреля это вылилось в прямые вооруженные столкновения в сомалийской столице Могадишо.

Однако сейчас, под давлением внутренней оппозиции и международного сообщества президент Фармаджо идет на уступки и вынужден маневрировать. Накануне он официально заявил о готовности отказаться от продления своего мандата на два года и пообещал вернуться к соглашению от сентября 2020 года, в рамках которого была сформулирована избирательная формула, согласование которой между Могадишо и регионами далось тогда с большим трудом. Она подразумевает сохранение принципа проведения многоступенчатых и непрямых выборов, за которые ратовали региональные оппозиционные лидеры. Это многоступенчатость позволяет сомалийским штатам избирать членов федерального парламента, который в свою очередь обладает полномочиями избрания президента страны. Тогда переговоры по согласованию политического процесса проходили под эгидой ООН и при прямой поддержке и инициативе США. Согласно этим договоренностям, новые президентские выборы в Сомали должны были состояться до 1 февраля 2021 года, но были отсрочены из-за возникших противоречий между федеральным центром и регионами по формированию избирательной комиссии, ее полномочиям и составу.

По всей вероятности в конце апреля с.г. на президента Фармаджо было оказано сильное международное давление. Помимо США с требованием прекратить противостояние и вернуться к соглашениям сентября 2020 года выступил Европейский союз. Также с жесткой критикой в адрес действий сомалийского президента выступил Африканский союз, который призвал к немедленным договоренностям по срокам проведения новых общенациональных выборов. Этим объясняется внезапная смена тактики действующего президента. Уже 28 апреля президент заявил о своем отказе продлевать срок полномочий до 2023 года и обратился к лояльной ему нижней палате парламента с просьбой отменить ранее принятое на этот счет решение, что и было сделано на экстренной сессии.

Посреднические функции в продолжении диалога между президентом и оппозицией взял на себя премьер-министр Сомали Махамед Хусейн Робле, который призвал стороны к диалогу и прекращению огня без предварительных условий. Лидеры оппозиции выступили за передачу Робле полномочий по подготовке новых всеобщих выборов, включая чувствительный вопрос о формировании и работе избирательной комиссии.  Также звучали предложения о создании национального переходного совета под руководством премьер-министра, который должен взять на себя всю полноту власти у действующего президента в переходный период и подготовить страну к выборам.

Главной интригой сложившейся политической ситуации является то, как поведет себя в этих новых условиях президент Фармаджо. Официальные полномочия по проведению переговоров и подготовке к выборам в конечном итоге президент по требованию оппозиции передал премьер-министру Робле. При этом формально срок президентских полномочий Фармаджо истек еще в начале февраля текущего года.

Первая встреча с участием оппозиционных сил из пяти сомалийских штатов по возобновлению политического процесса и подготовки к выборам намечена на 20 мая. Времени кажется более чем достаточно для Фармаджо, чтобы предпринять новые усилия по переформатированию текущей ситуации в свою пользу. Но думается, ожидать каких-либо реваншистких действий с его стороны не приходится.

Важнейший аспект – уровень доверия и поддержки Фармаджо со стороны регулярной армии, особенно в Могадишо, что вызывает сомнение. Два из пяти федеральных штатов Сомали официально и открыто выступили против продления президентских полномочий с самого начала конфликта. Также большая часть сил безопасности страны, особенно в сомалийской столице, принадлежат другому влиятельному клану – хавийt, с которым не связан президент Мохамед, представляющий клан дарод. Наконец, демоyстрация силы оппозицией в апреле в итоге вылилась в захват целого ряда ключевых транспортных и стратегических позиций в городе, освобождать которые до полного разрешения конфликта оппозиция не планирует.

Другой важнейший критерий – уровень поддержки со стороны широких масс населения, ранее поддержавших избрание Фармаджо в 2017 году на волне ожиданий структурных реформ и ликвидации коррупции. Здесь тоже не наблюдается единства. Первые действительно успешные шаги президента после избрания четыре года назад, в конечном счете свелись к монополизации власти на относительно небольшой территории Могадишо и в прилегающих районах. При этом окончательной победы на исламистским движением «Аль-Шабаб» президенту Фармаджо достичь не удалось – это движение по-прежнему контролирует существенные территории Сомали.

Наконец, отметим, что на первом этапе правления Фармаджо действительно удалось добиться определенного экономического прогресса, что позволило в том числе заручиться не только политической поддержкой со стороны США и союзников (сомалийский президент имеет двойное гражданство Сомали и США), но важной ресурсной поддержкой со стороны Всемирного банка и Международного валютного фонда. В частности, в 2019 году экономический рост в стране составил впервые 2.9%, а прогнозы на 2020 год предполагали последующий рост экономики на 3.2%. Однако пандемия, совпавшая с сильными наводнениями и нашествием саранчи привела в итоге к сокращению экономики на 1.5% по итогам 2020 года. Это свело на нет наметившиеся было экономические успехи властей.

Как представляется, cейчас в Сомали сложилась совершенно иная политическая конъюнктура и ведущие партнеры явно ожидают смены власти и выполнения хрупких, но компромиссных соглашений между кланами от сентября 2020 года для продолжения избирательного политического процесса. Вашингтон демонстративно поддержал лидеров двух сомалийских штатов, ранее выступивших официально против решения парламента о продлении срока президентских полномочий Фармаджо. Более того, однозначно в пользу ухода Фармаджо с политической сцены высказывается  и другой влиятельный союзник Могадишо – Африканский союз. Именно его вооруженные силы численностью 20 тысяч человек оказывают ключевую военно-политическую поддержку федеральным властям в Могадишо в плане обеспечения безопасности и противостояния террористам «Аль-Шабаб». Таким образом, думается, в ближайшие месяцы будет определен сценарий будущего политического процесса и согласована дата проведения новых общенациональных выборов.