- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О выдаче бундесверу двух новых мандатов

В центре внимания депутатов, участвовавших в пленарном заседании бундестага (4.11.2008), были вопросы антитеррористической борьбы: использование частей бундесвера в проводимых США армейских операциях Enduring Freedom и Active Endeavour и военно-морских сил ФРГ в регионе Рога Африки и в Средиземном море. Окончательное решение об этом будет принято 13 ноября. Сейчас у депутатов немецкого парламента есть возможность как следует изучить проблемы, получить консультации военных экспертов, находящихся как в составе каждой партийной фракции, так и в парламентской комиссии по обороне. Политические обозреватели ФРГ прогнозируют высокий накал дебатов по этим направлениям, поскольку они напрямую затрагивают самую уязвимую тему на фоне мирового финансового кризиса, коснувшегося и Германии, — выделение значительных средств в формате рассматриваемых мандатов.

Депутаты приступили к изучению правительственного доклада, названного многословно, но отражающего существо обсуждаемого вопроса: «Продолжение использования немецких вооруженных сил при поддержке общей реакции на террористические атаки против США на основе статьи 51 Устава Объединенных Наций и статьи 5 Договора стран — участников Североатлантического блока, а также резолюций № 1368 (2001) и № 1373 (2001) Совета Безопасности Объединенных Наций». Проект будущего решения бундестага открывается строкой, из которой явствует, что парламент соглашается с решением федерального правительства от 29.10.2008 о продолжении использования бундесвера, начиная с 15 ноября 2008 г., в течение следующих 13 месяцев. Численность немецкого контингента — участников антитеррористических операций США — определяется в 800 солдат, мужчин и женщин, что означает: ФРГ почти наполовину сокращает свое подразделение.

Напомним в этой связи, что операция Enduring Freedom (OEF) является первой и до сих пор единственной большой военной операцией в рамках провозглашенной Соединенными Штатами войны против терроризма. Первоначально она должна была называться Operation Infinite Justice (операция «Бесконечная справедливость»). Однако, учитывая, что ее действие разворачивалось в том числе на территориях, где исповедуется ислам и традиционно считается, что бесконечной справедливостью обладает лишь Аллах, название было изменено.

Операция проводится в четырех регионах: в Афганистане, в регионе Роге Африки, как именуется восточная оконечность континента (территория Сомали), на Филиппинах и в Африке к югу от Сахары.

Бундесвер участвует в операции Enduring Freedom с самого начала, осуществляя акции в Афганистане и в Индийском океане. Первый мандат бундестага на участие бундесвера в OEF (16.11.2001) предусматривал пять разновидностей немецкого вклада: биологические и химические войска (800 солдат); санитарная поддержка (250 солдат); спецназ (100 солдат); автотранспортные подразделения (500 солдат); военно-морские силы, включая воздушную поддержку (1800 солдат); другие необходимые силы поддержки (450 солдат). В качестве районов боевых действий для немцев были определены Аравийский полуостров, Средняя Азия, Центральная Азия и Африка (северо-восточная часть), а также смежные морские области — Красное море, Аденский залив, Аравийское море, акватория, прилегающая к побережью Сомали до границы с Кенией, часть Персидского залива. Особо было указано, что немецкие силы могут быть использованы в операциях против международного терроризма не только в Афганистане, но и в других государствах только с согласия соответствующего правительства. Каждый год мандат бундесвера для OEF рассматривался и продлевался большинством голосов депутатов бундестага. При этом контингент постепенно уменьшался. В последний раз это произошло 15 ноября 2007 г., когда контингент сократился с 1,8 тыс. до 1,4 тыс. солдат. Только члены партии зеленых и левые голосовали против продления мандата (из 574 депутатов 145 проголосовали против, 15 воздержались).

Операция Active Endeavour является военной операцией в бассейне Средиземного моря под руководством НАТО. Официально она началась 26 октября 2001 г. Она включает морской контроль, учет торговых судов, ведение документации по гражданскому морскому движению. Зарегистрированные данные — основа для превентивных мероприятий против террористических действий. В обеспечении гарантий судоходства от террористических нападений морской флот ФРГ участвует с 16 ноября 2001 г. В большинстве случаев речь идет о фрегатах, однако известно, что обеспечено участие немецких подводных лодок и быстроходных катеров.

Военно-правовой основой, говорится в документе правительства ФРГ (29.10.2008), для решения о продлении мандата служат, в числе прочих, заявления Североатлантического альянса от 12 сентября и 4 октября 2001 г. о том, что террористические атаки на США нужно принимать как нападение на всех союзников НАТО (согласно статье 5 Договора НАТО). Вместе с тем в целях коллективной самообороны Федеративная Республика Германия также призвана способствовать мероприятиям союзников против терроризма. Отмечая, что операции Enduring Freedom (OEF) и Active Endeavour (OAE) не завершены и имеют дальнейшей целью обнаружение террористов, их арест и предание суду, бундесверу, в частности, поручается следующее: военное присутствие на море; контроль положения на море и морского движения; временное руководство морскими операциями; обеспечение авиатранспорта для поддержки морской операции; организация собственного обеспечения и первой помощи. Немецкое участие в операциях Enduring Freedom и Active Endeavour, таким образом, это контроль, защита, обеспечение, санитарное снабжение, эвакуация. Мандат ограничен сроком до 15 декабря 2009 г.

В проекте решения бундестага оговорен немецкий вклад, согласно статье 6 Договора НАТО, в формате которого бундесвер будет действовать в районе Рога Африки, включая смежные морские области с определенным числом морей, проливов и заливов и четко обозначенными географическими координатами названных акваторий. Для участия в операциях OEF и OAE привлекаются, как уже отмечалось, до 800 человек из числа кадровых военнослужащих, а также тех, кто служит временно, несущих службу на добровольных началах, запасников и резервистов. При использовании данного контингента выплачивается денежное вознаграждение согласно §58а Закона о зарплате госслужащим.

Стоимость 13-месячного участия бундесвера оценивается правительством в 48 млн евро (5 млн евро в текущем, 43 млн евро в следующем бюджетном году). В качестве обоснования столь дорогостоящей акции документ называет уже упомянутые резолюции Совета Безопасности Объединенных Наций, а также угрозу террористических атак наподобие уже произошедших в Лондоне и Мадриде. Реальность подобной угрозы подтверждена хартией Объединенных Наций в рамках резолюции № 1833 (2008) от 22 сентября 2008 г.

В документе подчеркивается, что операция Enduring Freedom, а также использование НАТО акватории Средиземного моря в рамках операции Active Endeavour являются соответствующим военным вкладом в борьбу с международным терроризмом.

Специально оговорено, что Германия больше не участвует в миссии OEF на афганской земле. Вместе с отказом о предоставлении ста спецназовцев в рамках тамошней миссии OEF федеральное правительство переносит центр тяжести в Афганистане с OEF на ISAF. Отныне ФРГ будет принимать активное участие в военных операциях в Афганистане исключительно в рамках ISAF.

В бундестаге прозвучали первые отзывы о документе, представленном на рассмотрение, и комментарии к отдельным его положениям.

Ни для кого из парламентариев не оказались неожиданными речи министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера (Frank-Walter Steinmeier) от социал-демократов и министра обороны Франца Йозефа Юнга (Franz Josef Jung) от христианских демократов, которые единодушно поддержали идею о выдаче требуемых правительством мандатов. Оба при этом подчеркнули, что пиратство у Рога Африки, к примеру, не должно исчерпываться только рамками данного мандата, поскольку существует еще мандат в рамках Европейского пакта о безопасности и обороне. В частности, министр обороны сказал, что ни в коем случае не следует уменьшать усилия в борьбе против терроризма, а нужно вести ее дальше — настойчиво и решительно. Германия не должна уклоняться от ответственности, которую надо разделять с ее международными партнерами. К примеру, немецкое участие концентрируется сейчас на контроле морского пространства в районе Рога Африки силами морского флота. Контроль представляет собой фактическую блокаду для террористических групп, по крайней мере, применяются меры, которые затрудняют маневренность экстремистов. Таким образом, использование бундесвера в этом районе служит надежной защитой морских путей от атак, которые подрывают мировую торговлю, подчеркнул Юнг. Он отметил, что в настоящий момент миссию Enduring Freedom близ Рога Африки поддерживают 90 немецких военнослужащих. С помощью немецкого самолета-разведчика они контролируют район боевых действий, представляющий гигантский треугольник, углы которого — Красное море (на западе) вплоть до побережья Кении (на юге) и до Персидского залива (на севере). Юнг также проинформировал депутатов, что в рамках операции Active Endeavour в акватории Средиземного моря задействована немецкая подводная лодка с находящимися на ее борту 24 членами экипажа.

Дебаты, в которых приняли участие остальные депутаты, касались различных аспектов правительственного документа. Эксперт по вопросам обороны от свободных демократов Райнер Штиннер (Rainer Stinner) критиковал федеральное правительство за его, как он выразился, «нерешительное отношение к вопросу борьбы с пиратством». При этом он назвал задачу парламента — позаботиться о том, чтобы задействованные в антитеррористической борьбе солдаты бундесвера были хорошо подготовлены и надежно снабжены.

Представитель Союза 90/ Зеленые видный военный эксперт Винфрид Нахтвай (Winfried Nachtwei) заявил, что спустя семь лет после террористических нападений (на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. — Авт.) весьма сомнительной представляется ссылка на право самообороны. Вместе с однопартийцем Юргеном Триттином (Juergen Trittin) он считает, что OEF должна завершаться. «Миссия ISAF шире, так как охватывает всю страну. В этом смысле необходимость в OEF отпадает», указывают они.

Оба депутата подчеркивают, что со временем международно-правовое обоснование для OEF стало более чем сомнительным. Федеральное правительство, должно, не страшась конфликта с США, сворачивать участие Германии в OEF. Тем более что «участие Германии и без того символическое». Антитеррористическая война требует больших жертв, и, к сожалению, прежде всего гражданских, она угрожает успеху миссии ISAF. Стабилизация и государственное строительство в Афганистане подвергаются опасности, если не имеется ощутимого стратегического изменения. Афганистан нуждается в унифицированной команде. Борьба с пиратами у Рога Африки также не может обосновываться антитеррористической борьбой. Для этого федеральное правительство нуждается в совершенно новом мандате.

Слово профессора Нормана Паеха (Norman Paech), спикера по вопросам внешней политики от партии левых, обладает особым весом. Семь лет он преподавал политические науки в университете Гамбурга и около двадцати лет — право в гамбургской Высшей школе экономики. Он также считает, что использование бундесвера в рамках антитеррористической борьбы OEF в Афганистане не соответствует международному праву. «Даже если это аргументируют статьей 51 Хартии ООН. Участие бундесвера в иракской войне не может быть даже косвенным — согласно международному праву». Он процитировал депутатам ряд фрагментов из законов ФРГ, из которых ясно видно: ни договор НАТО, ни устав войск НАТО, ни дополнение к уставу войск НАТО не предусматривают обязательства Федеративной Республики Германии поддерживать противоречащие международному праву действия партнеров по НАТО вопреки хартии ООН и действующему международному праву.

«Ведение войны США в Афганистане уже давно попирает международное право. Федеральное правительство и НАТО говорят о совместных убытках, подразумевая жертвы среди гражданского населении, разрушение больниц и инфраструктуры. Это не только циничное преуменьшение, но и сокрытие того факта, что это — результат боевых операций, которые проводятся за рамками международного права», — подчеркнул депутат.

Социал-демократ Нильс Аннен (Niels Annen) придерживается другого мнения. Совет Безопасности Объединенных Наций, напомнил он, на который ссылается господин Паех, приравнял нападение на Соединенные Штаты в сентябре 2001 г. к наступательной войне. В обновленной резолюции ООН упоминается операция Enduring Freedom. Поэтому, призвал он, мы должны концентрироваться на политическом обсуждении. «Мы чувствуем угрозу, которая здесь была упомянута и которая также становится заметна у Рога Африки. Я настаиваю на том, чтобы согласиться с заявлением федерального правительства», подчеркнул Аннен.

Он считает, что одновременное существование двух разных миссий — OEF и ISAF — себя не оправдало. Ожидаемого сочетания усилий не произошло. Законность этих общих международных усилий была подорвана в течение последних лет. Наблюдались, включая последние дни и недели, «несогласованные, несоразмерные и нескоординированные действия». И происходило это «как правило, при участии американских солдат под мандатом Enduring Freedom». Борьбу с международным терроризмом нельзя рассматривать лишь как военное задание, указывает Аннен. Международная общественность должна делать все для устранения общественных, социальных и экономических условий, которые благоприятствуют возникновению терроризма. «Решение бундестага по изменению мандата OEF — правильный шаг в этом процессе», считает он.

Начало дебатов по вопросу о предоставлении двух мандатов обозначило ряд отличительных моментов.

Первый — поддержка значительным числом парламентариев решения правительства ФРГ о продолжающемся сокращении числа участников антитеррористических операций США.

Второй — спорный характер подобного участия, с одной стороны, с точки зрения международного права и, с другой стороны, с точки зрения документов по союзническим обязательствам.

Третий — нарастающее антиамериканское настроение депутатов, которые не удовлетворены использованием войск бундесвера в антитеррористических операциях США в связи с отсутствием четкой стратегии и тактики с американской стороны, из-за чего масштабные и чрезвычайно дорогие военные акции не приносят ожидаемых результатов.