- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Сирии: апрель 2021г.

В апреле уже седьмой месяц подряд российская часть совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, продолжала игнорировать данные турецких коллег. Российская часть комиссии ежедневно фиксировала порядка 25-45 нарушений в зоне деэскалации Идлиб, большинство из них — в провинциях Идлиб и Латакия, причем с общей тенденцией роста их числа. В течение апреля ежедневно о нарушениях сообщала и турецкая часть комиссии, но ни одно из них не было замечено российской частью.

В зоне деэскалации Идлиб по прежнему формально действует  режим прекращения огня, установленный при участии России и Турции с 6 марта 2020 г.

Самолеты ВКС России в течение месяца наносили удары по целям боевиков в провинциях Ракка, Хама, Хомс.

В частности, 19 апреля самолеты ВКС России нанесли авиаудар по базе подготовки боевиков «Исламского государства» (ИГ, зарещено в России) под Пальмирой в провинции Хомс, уничтожив два укрытия и до 200 боевиков.

В ночь с 7 на 8 апреля средства ПВО Сирии пытались отразить авиаудар самолетов ВВС Израиля по целям на юге страны. Удар наносился из воздушного пространства над Ливаном и оккупированными Голанскими высотами. В результате удара ранения получили 4 сирийских военных. Погибли 3 бойца проиранских формирований.

22 апреля Армия обороны Израиля нанесла удары по целям в Сирии в ответ на запущенную ранее оттуда ракету. «Ракета класса «земля-воздух» была выпущена из Сирии в район южного израильского Негева. В ответ мы нанесли удар по батарее, с которой была запущена ракета, и по другим  батареям ракет класса «земля-воздух» в Сирии», — сообщила АОИ в своем твиттере. Ранее местные СМИ сообщили, что сирены тревоги прозвучали ночью в четверг в поселке Абу-Кринат на юге Израиля. Данный поселок расположен всего в нескольких километрах от Димоны, города в пустыне Негев, где находится израильский ядерный реактор. Тем временем сирийское государственное информационное агентство SANA сообщило, что 4 военных были ранены в результате удара Израиля под Дамаском.

24 апреля близ порта Баниас был атакован иранский танкер. Предполагалось, что в качестве ударного средства для этого использовался либо беспилотник, либо реактивный снаряд. Вспыхнувший пожар в одном из резервуаров удалось потушить. В результате атаки погибли 3 человека, в том числе 2 члена экипажа танкера. Подобная атака была совершена впервые. Можно предположить, что за ней стоял Израиль.

В течение месяца боевые действия низкой интенсивности отмечались в ряде провинций страны.

7 апреля Министерство национальной обороны (МНО) Турции сообщило, что на севере Сирии в зоне проведения операции «Оливковая ветвь» в результате нападения курдов из «Сил народной  самообороны» (СНС) погибли по меньшей мере 2 турецких военных. По данным МНО, потери курдов составили 3 человека убитыми.

В провинции Алеппо 8 апреля турецкие войска и подконтрольные им протурецкие формирования подвергли ракетно-артиллерийским обстрелам районы городов Телль-Рифаат и Африн. Было выпущено около 200 ракет и артиллерийских снарядов. Под обстрел попали дома местных жителей, нанесен ущерб жилым строениям и имуществу сирийских граждан, а также объектам инфраструктуры. Были погибшие (5 человек) и раненые среди мирного населения.

12 апреля турецкие вооруженные силы и поддерживаемые ими протурецкие формирования вступили в бой с отрядами курдских «Сил демократической Сирии» (СДС) на севере провинции Алеппо близ населенного пункта Мареа. В ходе боя использовалось тяжелое вооружение. Данных о неизбежных потерях сторон не имеется.

18 апреля бойцы курдских отрядов СНС провели на севере Сирии несколько вооруженных вылазок против поддерживаемых Турцией формирований. В результате атак погибли в общей сложности не менее 8 боевиков и еще 19 получили ранения. В Африне (65 км от Алеппо) курды атаковали штаб протурецких сил в момент, когда там проходило совещание полевых командиров. Отряды СНС вступили также в перестрелки с протурецкими формированиями в  населенном пункте Халлубия и у блокпоста в городе Эль-Баб. В ходе этих нападений курды потеряли одного бойца.

В провинции Хама 6 апреля боевики «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) атаковали деревню Ас-Саан. Там они похитили 19 человек, в том числе 8 полицейских.

В провинции Идлиб 19 апреля подразделения сирийской армии и российские военные подвергли интенсивному артиллерийскому обстрелу позиции поддерживаемых Турцией вооруженных группировок в районах городов Аль-Фатира и Суфун на юге провинции.

22 апреля боевики атаковали блок-пост сирийских военных в районе населенного пункта Руайха на юге провинции Идлиб. При отражении атаки были уничтожены 2 боевика, погибли 2 военных.

      2 апреля командование СДС объявило, что в ходе начавшейся 28 марта зачистки лагеря «Аль-Холь» в провинции Хасеке курдские бойцы задержали за пять дней 125 боевиков ИГ.

6 апреля два взрыва прогремели недалеко от базы турецких военных, расположенной в городе Телль-Тамер на севере провинции Хасеке. Как сообщил телеканал «Аль-Хадас», в результате взрывов погибли и пострадали в общей сложности более 10 турецких военных.

8 апреля стало известно, что американские военные перебросили 50 боевиков ИГ со своей военной базы в Эш-Шаддади в провинции Хасеке в провинцию Дейр эз-Зор. По данным сирийского агентства САНА, очередная группа экстремистов была переправлена в район, прилегающий к нефтяному месторождению «Эль-Омар». До этого боевики прошли специальную подготовку под руководством американских инструкторов на базе США. Предполагалось, что они будут включены в так называемую «армию племен», которую курируют американцы. В конце марта американские силы перевезли 40 сторонников ИГ из специального лагеря «Аль-Холь», где содержатся семьи бывших боевиков ИГ, на территорию базы в Эш-Шаддади.

14 апреля неизвестные атаковали контролируемую курдскими СДС тюрьму, в которой содержатся боевики группировки ИГ. Атака была совершена на тюрьму, расположенную на нефтяном месторождении «Кебиба» в районе Эш-Шаддади (провинция Хасеке). При отражении атаки 2 бойца СДС получили ранения, 2 из числа нападавших были убиты. Атака последовала после того, как США перевели 40 боевиков ИГ, большинство из которых являлись иракцами и тунисцами, из тюрьмы «Кебиба» в тюрьму при базе США в Эш-Шаддади. Большая часть сирийских провинций Хасеке, Дейр эз-Зор и Ракка, расположенных на востоке и северо-востоке страны, в настоящее время контролируется курдскими СДС, которым оказывают поддержку США. С 2015 года американское командование создало девять военных баз в этом районе. Четыре из них находятся рядом с нефтяными месторождениями в Дейр эз-Зоре и еще пять — в соседней провинции Хасеке, которая считается житницей Сирии.

19 апреля столкновения с применением гранатометов вспыхнули между боевиками из подконтрольных Турции вооруженных формирований в пограничном Рас-эль-Айне на севере провинции Хасеке. Ожесточенные перестрелки на улицах города шли между «Бригадой Султан Мурад», состоящий из исламистов, и группировкой «Ахрар аш-Шаркия», в которую входят ополченцы местных племен. Обе стороны понесли потери.

21 апреля перестрелки между курдами и отрядами Сил национальной обороны (СНО), воюющими на стороне сирийской армии, произошли в городе Эль-Камышлы на севере провинции Хасеке. Курдские ополченцы из СДС в результате атаки захватили блок-пост проправительственных бойцов в квартале Тай. Это произошло после того, как патруль СНО 20 апреля задержал и разоружил группу курдских ополченцев.

27 апреля режим прекращения огня был установлен в городе Эль-Камышлы, где с 20 апреля шли уличные бои между курдами и отрядами СНО. По сведениям очевидцев, в рядах курдских формирований и среди бойцов проправительственных сил были убитые и раненые. По итогам боев, курды вытеснили бойцов СНО из района Тай, расположенного поблизости от местного аэропорта. В руках проправительственных сил остается квартал Зуннуд и южные окраины. Часть отрядов СНО выведена из города в предместья Джермуз, Эль-Кусейр, Хамо и Даббана. В тот же день в Эль-Камышлы были введены подразделения российской военной полиции.

В целом нетрудно заметить, что в течение апреля наиболее сложной была обстановка на севере Сирии вдоль линии  противостояния курдских формирований – с одной стороны, турецких войск и протурецких формирований – с другой. Обратила также на себя наметившаяся тенденция на рост числа нарушений в зоне деэскалации «Идлиб».