- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Политика России на палестинском направлении в свете переговоров С.Лаврова и Р. Малики

В четверг в российской столице состоялась встреча министра иностранных дел Российской Федерации С.Лаврова с его палестинским контрпартнером Р.Малики. В центре внимания представителей Москвы и Рамаллы оказались актуальные вопросы ближневосточной повестки дня, где основной акцент был сделан на перспективах палестино-израильского урегулирования, а также двусторонний трек, в рамках которого весьма ожидаемо на первый план вышла проблематика, затрагивающая борьбу с COVID-19. Итоги указанной встречи представляют интерес в силу нескольких причин, варьирующихся от очередного переноса палестинских выборов до активизации международных посредников, вовлеченных в урегулирование ближневосточного конфликта.

Согласно официальному пресс-релизу, распространенному МИД РФ по итогам переговоров, в центре внимания была именно палестино-израильская проблематика. Со стороны Москвы была подчеркнута «неизменная готовность, в том числе во взаимодействии с другими участниками ближневосточного «квартета» международных посредников, продолжать оказывать содействие налаживанию устойчивого переговорного процесса между палестинцами и израильтянами на общепризнанной международно-правовой основе». Р.Малики со своей стороны традиционно посетовал на просчеты региональной политики экс-президента США Д.Трампа, попутно отметив, что Вашингтон при Дж.Байдене «снова осознает свою ответственность в “квартете”»

Упоминание «классической» четверки посредников в лице США, России, ООН и ЕС, на протяжении многих лет фактически не проявлявшего себя на указанном треке, в сложившихся обстоятельствах кажется особенно важным. Попытку реанимировать этот формат работы над примирением сторон конфликта можно заметить с начала текущего года. В феврале Генеральный секретарь ООН А.Гутерриш выразил надежду, что «квартет» может собраться уже «через несколько недель», а свои догадки он связал со сменой американской администрации. В конце марта, выступая в Клубе «Валдай» С.Лавров вновь обратился к теме четверки посредников, позитивно оценив постепенное восстановление работы, а также высказав мнение о возможности привлечения к урегулированию региональных переговорщиков, таких как Египет, Иордания, АОЭ, КСА или Бахрейн.

В сказанном тогда представителями РФ и ООН, а также в актуальных заявлениях С.Лаврова и Р.Малики относительно «квартета» заметны два значимых аспекта. Первый из них заключается в том, что стороны косвенно не поддерживают выход на палестино-израильский трек самостоятельных европейских игроков, предпочитая иметь дело с консолидированной позицией Евросоюза. Ранее, напомним, серию встреч по данной проблематике провела новая «четверка» посредников в составе Франции, ФРГ, Египта и Иордании, получившая название «клевер». Помимо этого конкурирующего формата урегулирования в процесс пытаются вмещаться и новые внерегиональные силы, а именно Китай, ранее предложивший провести палестино-израильские переговоры. При этом Пекин пытается использовать факт прежнего дистанцирования от ближневосточной политической ситуации в свою пользу, считая, что он способен превратить китайскую дипломатию в т.н. «честного брокера», равноудаленного от интересов враждующих сторон. Данный аргумент, равно как и весь поворот в сторону Ближнего Востока направлен главным образом против США, однако в долгосрочной перспективе развитие событий по такому сценарию способно угрожать и позициям России.

Второй важной деталью является то, что фактическим двигателем активизации переговоров и «классического квартета» вновь стали США, причем если при Д.Трампе Вашингтон должен был прилагать реальные усилия и разрабатывать свою «сделку века», то в дальнейшем оказалось достаточно просто смены президента, породившей позитивные ожидания. Позднее подкреплены они были восстановлением поддержки палестинцев через БАПОР. Однако гуманитарная помощь и политическое урегулирование в рамках «четверки» посредников не тождественны, а потому о совпадении интересов самих переговорщиков говорить рано, равно как и о том, что команда Дж.Байдена оправдывает ожидания палестинцев. Последним хотелось бы видеть в качестве следующего шага воздействие американской администрации на Израиль.

Следующим важным акцентом встречи стало упоминание палестинских выборов, которые вновь не состоятся в намеченный ранее срок. Впрочем, от углубления в эту тему С.Лавров предпочел воздержаться и вписать эту проблему в мирный процесс, подчеркнув, что «скорейшее урегулирование межпалестинских разногласий на политической платформе Организации освобождения Палестины» является базой для перезапуска палестино-израильских переговоров. Сдержанный разговор о внутрипалестинских делах также не кажется случайным. В апреле старший эксперт американского исследовательского центра American Security Project Ф.Эльсаламин опубликовал в твиттере видеозапись, которая, по его данным, была сделана на заседании ЦК ФАТХ 19 апреля[i] [1]. В ней глава ПНА М.Аббас критикует не только США или арабские страны, но и Россию. За что именно палестинский лидер обрушился с такой волной возражений, не понятно, хотя можно предположить, что поводом могло стать то, что его призыв к международному сообществу надавить на израильское правительство для организации выборов в Иерусалиме, не нашел понимания.

По некоторым данным Р.Малики передал своему контрпартнеру письмо от главы ПНА М.Аббаса, адресованное президенту России В.Путину. В нем палестинский лидер в числе прочего предположительно объясняет причины замораживания подготовки ко всеобщему голосованию, ссылаясь на упомянутую проблему Иерусалима и на то, что ПНА вынуждена бороться с эрозией палестинской проблемы как такой в условиях нормализации отношений Израиля с умеренными региональными режимами. При этом в последнем случае Рамалла, судя по всему, встретила понимание Москвы. Так, С.Лавров заявил по итогам встречи, что «нормализация отношений ряда арабских стран с Израилем, которую наблюдали за последние год-полтора, не должна маргинализировать палестинскую проблему и понижать внимание и ответственность мирового сообщества за выполнение соответствующих решений ООН». Кроме того, во встрече в российской столице, по данным уже бахрейнских источников, принял участие посол Манамы в Москве.

В вопросах COVID-19 стороны договорились о передаче палестинцам 500 тысяч доз российской вакцины Sputnik V.  Данное обстоятельство можно оценить положительно в силу нескольких причин. С одной стороны, снижение темпов распространения вируса приводит к относительной стабилизации протестных настроений на палестинских территориях, что в свою очередь уменьшает напряженность на границах с Израилем. С другой стороны, израильские власти уже неоднократно сталкивались с критикой в свой адрес за то, что не обеспечивают проведение прививочной кампании среди палестинцев, а потому поддержка Москвы может несколько сгладить разногласия в отношениях государства с международными организациями, прежде всего ООН и ее специализированными учреждениями.

Наконец, в ходе встречи стороны затронули двустороннюю повестку дня. В частности, развитие получила тема подготовки в России специалистов для Палестины, которая, цитируя официальный сайт МИД РФ, будет вестись «за счет средств федерального бюджета». Отдельно глава МИД РФ упомянул подготовку сотрудников правоохранительных органов, а также планы запустить в России программы для палестинских дипломатов. С.Лавров и Р.Малики обсудили также экономические отношения, придя к выводу о необходимости наращивания темпов сотрудничества в указанной сфере после пандемии.

В целом Россия предпринимает шаги для того, чтобы продемонстрировать сохраняющуюся вовлеченность в палестино-израильские дела. Однако перспективы успешного перезапуска переговорного процесса, да еще под эгидой «классического квартета» вызывают большие сомнения в силу нескольких причин. Прежде всего, координация этих усилий идет с палестинцами, а точнее Рамаллой, в то время как на российско-израильском треке преобладает интерес к сирийской и иранской проблематике. Даже если взять в расчет последнюю, то в текущих условиях напряженности в Иерусалиме, подстрекаемой группировками в Газе, прежде всего ХАМАС, для Израиля имеет большее значение сдерживание активности ИРИ и его сети прокси, распространяющейся на сектор Газы.

Самого факта прихода новой администрации США как такового недостаточно для эффективной совместной работы в «четверке» на ближневосточном направлении, что связано как с общей динамикой американо-российских отношений, так и с видением посредниками из «классического квартета» перспектив мирного урегулирования. Наконец, противоречие с интересами Израиля и США заметно в том, что касается соотношения палестинской проблемы и нормализации с умеренными региональными режимами. По сути, отказ от солидарности с палестинцами и отход от тезиса о необходимости обязательного урегулирования конфликта до установления официальных отношения с Израилем был выбором самих этих государств. Теперь же Рамалла, привлекая к этому Россию, пытается путем международного давления искусственно сдержать этот процесс.

[i] [2] @Elsalameen 22.04.2021.