- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Сомали: апрель 2021 г.

1 апреля Совбез ООН по итогам экстренного заседания призвал власти Сомали как можно быстрее вывести страну из «тупика», связанного с отменой президентских выборов, вновь потребовав провести «инклюзивные выборы». Проект соответствующей резолюции был подготовлен Великобританией и единогласно одобрен всеми участниками Совбеза. Его экстренное заседание было созвано по требованию Ирландии, Великобритании, Эстонии, Франции, Норвегии и США. В документе содержалось требование к федеральному правительству Сомали и образованиям – членам федерации быстро прийти к соглашению относительно реализации избирательного процесса, основанного на модели, оговоренной 17 сентября 2020 г.

Президентские выборы должны были пройти в Сомали до 8 февраля – даты истечения 4-летнего мандата президента Махамеда Абдуллахи Махамеда (Фармаджо), но из-за разногласий между Могадишо и регионами этого не произошло. Коалиция кандидатов от оппозиции после этого заявила, что не считает Фармаджо законным президентом и потребовала его отставки.

14 августа Фармаджо пошел на обострение политического кризиса, подписав указ о продлении на 2 года его президентского мандата. При этом утверждалось, что указ был единогласно одобрен парламентом, однако не был проведен через сенат, как того требует избирательное законодательство. Спикер последнего назвал указ Фармаджо неконституционным.

Указ предусматривает проведение выборов в 2023 году по принципу «один человек – один голос», который не использовался с 1969 г. Соглашение между Фармаджо и пятью региональными лидерами от 17 сентября не предусматривало соблюдение этого принципа. Президентские и парламентские выборы должны были состояться на прежней, непрямой основе, до истечения мандата Фармаджо. Ранее существовавшая система предполагала, что сначала лидеры кланов выбирают специальных делегатов, которые затем выбирают депутатов парламента, а те затем избирают президента.

Как сразу же предупредил госсекретарь США Энтони Блинкен, реализация этого указа «вынудит Соединенные Штаты пересмотреть двусторонние отношения» с правительством Сомали, а также «рассмотреть применение всех возможных инструментов, включая санкции и ограничения в выдаче виз с тем, чтобы ответить на усилия, нацеленные на подрыв мира и стабильности».

Кличка 59-летнего Фармаджо означает «сыр». Он – карьерный дипломат и бывший премьер-министр. Долгое время проживал в США. По оценкам наблюдателей, он испортил отношения с регионами, попытавшись «посадить» там своих ставленников. Основные противники Фармаджо – лидеры полуавтономных регионов Пунтленд и Джубаленд, лидеры оппозиции в Могадишо (среди них два бывших президента и спикер Сената). Он также имеет врагов среди глав милицейских формирований ряда кланов. Есть также угроза раскола силовых структур по клановому признаку.

15 апреля федеральное правительство попыталось защитить указ Фармаджо, резко осудив «поджигательские заявления, полные угроз», со стороны его некоторых зарубежных партнеров. Как утверждалось в коммюнике МИД Сомали, «поджигательские заявления, полные угроз, подрывают политическую независимость и суверенитет национальных институтов, и они могут только поощрить террористические организации и элементы, выступающие против мира в Сомали».

В 2017 и 2018 г. Сомали ежегодно получило в виде помощи экономическому развитию по 2 млрд долларов. Основными поставщиками этой помощи, составлявшей 27% ВВП, были Евросоюз и США.

Чтобы урегулировать конфликт, связанный с указом, Фармаджо 19 апреля обратился за посредничеством к действующему председателю Африканского союза (АС) президенту ДРК Феликсу Чисекеди. Со своей стороны Совет мира и безопасности АС 23 апреля «осудил» продление мандата Фармаджо. Он потребовал от председателя Комиссии АС назначить специального представителя в Сомали с тем, чтобы найти «взаимоприемлемый компромисс». Совет мира и безопасности АС «осудил действия Палаты представителей, которая 12 апреля мандат президента и парламента, перенеся тем самым выборы и подорвав единство и стабильность страны». Эта структура АС «выразила также живое беспокойство о возможном влиянии сложившейся ситуации на единство сомалийской армии и спецслужб».

23 апреля с новым заявлением выступил Совбез ООН, призвавший все стороны в Сомали «отвергнуть насилие и срочно и без предварительных условий возобновить диалог».

25 апреля сторонники оппозиции попытались организовать манифестацию в Могадишо. Шествие попытались не допустить солдаты. Все это привело к столкновениям с применением оружия между вооруженными лицами и силами безопасности. Спорадическая стрельба велась в столице страны вплоть до глубокого вечера. Основные транспортные артерии города были блокированы военными. К утру 26 апреля некоторые кварталы города, и в частности, те, где проживают лидеры противников Фармаджо, оказались под контролем вооруженной оппозиции. К тому времени стало известно, что накануне в столкновениях погибли 2 полицейских и 1 сторонник вооруженной оппозиции.

27 апреля Гальмудуг и Хиршабель — два из пяти полуавтономных образований, входящих в Сомали – официально отвергли указ о продлении мандата Фармаджо и призвали к проведению выборов. По данным наблюдателей, именно из Хиршабеля прибыли в столицу армейские подразделения, выступившие на стороне одного из кандидатов в президенты от оппозиции. До этого они противостояли в этой провинции боевикам из «Аш-Шабаб». Это означало, что раскол в сомалийской армии фактически произошел.

Также 27 апреля Фармаджо призвал своих противников вернуться к диалогу и к проведению выборов. Он пообещал 30 апреля обратиться к парламенту с тем, чтобы заручиться его поддержкой для начала избирательной кампании. 28 апреля правительство Сомали призвало тех жителей столицы, которые бежали из Могадишо от боев, вернутся в свои жилища. Таких насчитали от 60 до 100 тысяч человек.

28 апреля инициативу попытался перехватить Фармаджо, объявивший, что возвращается к соглашению от 17 сентября. Одновременно он призвал своих противников возобновить переговоры, ранее прерванные на 6 месяцев.

В апреле из Сомали никуда не делось и близкое к «Аль-Каиде» (запрещена в РФ) движение «Аш-Шабаб». 3 апреля боевики движения «Аш-Шабаб» атаковали две базы сомалийских военных на юге страны. В обоих случаях перед атаками они подрывали заминированные автомашины, чтобы открыть проходы на территории баз. Сомалийские военные утверждали, что после атак продолжали контролировать базы в регионе Нижняя Шабелле близ населенных пунктов Авдхегль и Бариире, находящихся в 30 км друг от друга.

Ответственность за атаки взяло на себя движение «Аш-Шабаб». Оно первоначально утверждало о десятках убитых солдат, захваченной автотехнике и военном снаряжении. Последнее косвенно говорило о том, что боевикам удалось ворваться на территорию баз (базы). Это подтвердили свидетели из местных жителей, согласно которым база в Бариире временно находилась под контролем боевиков. Затем сомалийские военные восстановили контроль над базой. Как утверждал региональный командир сомалийской армии Махамед Тахлиль Бихи, при отражении атак военные уничтожили 76 нападавших, еще 10 были взяты в плен. Он не уточнил неизбежные потери сомалийских военных.

Позднее новые данные о потерях военных сообщило движение «Аш-Шабаб». Оно утверждало о 47 убитых, захвате 6 автомашин и военного снаряжения.

Также 3 апреля боевик-смертник атаковал одно из молодежных кафе в Могадишо. В результате атаки погибли 5 гражданских лиц, в том числе ребенок, 4 человека получили ранения.

14 апреля в 50 км к северу от Могадишо на самодельном взрывном устройстве подорвался пассажирский микроавтобус. В результате теракта, приписанного движению «Аш-Шабаб», погибли по меньшей мере 15 гражданских лиц.

В целом, политический кризис в Сомали оказался очень выгодным для движения «Аш-Шабаб». Они тут же распространили видеофильм, осуждающий хаос и «некомпетентную» элиту. Но, как представляется, самые большие надежды джихадисты связывают с возможным расколом по клановому принципу среди военных и других силовиков, как это уже не раз бывало в новейшей истории Сомали.