- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О факторах, влияющих на нелегальную иммиграцию в Центральном Средиземноморье

Эксперты Итальянского института международных политических исследований, (l’Istituto per gli Studi di Politica Internazionale) обратились в своем очередном материале к вопросу о наиболее значительных событиях в регионе БВСА, объединив различные мнения по этой теме и вероятные прогнозы будущих сценариев в информационном бюллетене MED This Week, традиционно представляющем экспертный анализ по актуальной проблематике. Вышедший на прошлой неделе номер, сосредоточен на Центральном Средиземноморье, где недавний всплеск количества нелегальных пересечений границы, сопровождаемый растущим трагическим числом смертей мигрантов, подчеркивает, по мнению европейских экспертов, необходимость долгосрочной политики по борьбе с этим явлением. В течение первого квартала 2021 года количество нелегальных иммигрантов, прибывающих морским путем по центральному средиземноморскому маршруту увеличилось, равно как и количество жертв и пропавших без вести. 2 мая, по данным Международной организации мигрантов (МОМ), по меньшей мере 11 человек утонули в результате кораблекрушения у берегов Ливии. Инцидент произошел всего через неделю после трагической гибели 130 человек в результате еще одного крушения надувной лодки. Непрерывная гибель людей побудила несколько НПО призвать к срочному изменению подхода правительств к ситуации в Ливии и Центральном Средиземноморье, оставив место для вопросов о предполагаемых пропавших без вести и эффективности предпринимаемых спасательных операций.

В совместном заявлении УВКБ ООН и МОМ предупредили, что «еще больше иммигрантов и беженцев могут предпринять попытку этого опасного перехода, поскольку погодные и морские условия улучшаются, а условия жизни в Ливии ухудшаются», и призвали международное сообщество принять меры, чтобы положить этому конец, предотвратив тем самым гибель еще большего количества людей. Что еще хуже, основные африканские страны, через которые мигранты обычно пересекают Европу, сталкиваются с политическими проблемами. В Ливии недавно назначенное Правительство национального единства пытается установить свой контроль над страной, в то время как Тунис находится в опасном институциональном тупике и тревожных социально-политических условиях. И хотя Нигер переживает свой первый в истории мирный переход к демократии в, и без того непростых условиях, в соседнем Чаде в прошлом месяце смерть лидера-ветерана, Идрисса Деби побудила Временный военный совет назначить неизбранное правительство. Тем временем, ЕС пытается найти новые подходы к управлению миграцией, такие как «Новый пакт о миграции и предоставлении убежища», предложенный Европейской комиссией в конце 2020 года. Тем не менее, общая стратегия Союза, похоже, не претерпела значительных изменений, что вызывает сомнения в его способности противостоять потенциальному всплеску новоприбывших.

Озвученное в сентябре прошлого года предложение Еврокомиссии о давно откладывающемся «Новом пакте о миграции и убежище» не стало неожиданностью. Несмотря на название, само по себе, содержание Пакта не ново: это сложный способ найти пути к компромиссу между 27 странами, которые не сходятся во взглядах, особенно когда речь идет о солидарности внутри ЕС. Вот почему единственный консенсус по вопросам миграции основан на укреплении внешних границ ЕС, избегании незаконных пересечений в целом, а не на перераспределении лиц, ищущих убежища, среди государств-членов. Для стран первого прибытия, таких как Италия, это вряд ли является хорошим решением. Несмотря на усилия, незаконные переходы границ в Центральном Средиземноморье с середины 2020 года переживают небольшой всплеск. Прибытие без посторонней помощи (86% от общего числа) невозможно остановить, и, пережив по пути пустыню и задержание различными вооруженными группировками, иммигранты в Ливии, похоже, готовы предпринять попытку самого опасного в мире морского перехода, — считает Маттео Вилла, научный сотрудник программы миграции ISPI.  Примечательно, что пандемия коронавируса не станет серьезным изменением для нарушения мобильности между двумя берегами. «Похоже, коронавирус никуда не денется. Те из нас, у кого есть доступ к медицинскому обслуживанию, вероятно, будут ежегодно проходить вакцинацию против новых вариантов вируса. Странам, в которых здравоохранение носит отрывочный характер, возможно, потребуется ввести и отключить ограничения на контакты. Межконтинентальные поездки по-прежнему будут зависеть от требований вакцинации, тестирования и карантина. Это мало повлияет на регулярную миграцию: с твердой перспективой на достойную работу, место для учебы или семью, к которой можно присоединиться, дополнительные расходы редко вообще препятствуют мобильности. Однако, нелегальная миграция останется проблемой: люди, спасающиеся от преследований, часто просто вынуждены путешествовать нелегально. Поэтому международное сообщество должно адекватно поддерживать страны, которые принимают много беженцев, как финансово, так и путем их абсорбции», — полагает Маттиас Люке, старший научный сотрудник ISPI, представляющий и Кильский институт мировой экономики

«В Ливии, похоже, есть политическая готовность улучшить подход к управлению миграцией, с закрытием некоторых официальных центров содержания под стражей в 2020 году и многообещающими заявлениями нового министра юстиции о закрытии всех неофициальных центров содержания под стражей, находящихся в ведении ополченцев. Однако ситуация на местах по-прежнему характеризуется проблемами защиты беженцев и мигрантов: более 4000 человек произвольно задерживаются по всей стране и открываются новые центры содержания под стражей. Данные MMC показывают, что 54% ​​из 2408 беженцев и мигрантов, опрошенных в период с июля 2020 года по февраль 2021 года, ощущают повышенный риск ареста и задержания с начала пандемии COVID-19. Более того, 39% ощущают повышенный риск депортации», — такие данные приводит Амера Маркус, исследователь и руководитель группы по Ливии, Центра смешанной миграции (MMC). «В Сахеле миграция — вариант, но не единственный. Готовность к миграции внутри и из стран Африки к югу от Сахары может возрасти с ростом бедности и неравенства. Но это не обязательно означает, что миграционные потоки увеличатся. Даже если люди захотят переехать, они могут столкнуться с серьезными финансовыми ограничениями из-за бедности и, возможно, не смогут позволить себе затраты на миграцию. Сокращение бедности – вот насущная необходимость. И это не должно зависеть от того, какое влияние оно может оказать на миграцию. Крайне важно, чтобы миграция оставалась одним из вариантов получения достойной жизни, а не единственно возможным вариантом, который может подтолкнуть людей к рискованному поведению, например, к нелегальной миграции. Таким образом, Европа и Африка должны сотрудничать, чтобы лучше управлять миграцией, способствуя безопасной и законной миграции, а также работать вместе, чтобы обеспечить в Африке возможности для получения хороших рабочих мест и условий жизни», — утверждает еще один эксперт, сотрудничающий с ISPI Лингер Мусли Мбай старший экономист-исследователь, из Африканского банка развития.

Значительное давление на миграционные процессы оказывает проблема терроризма. Уровень насилия со стороны экстремистских террористических организаций в Африке достиг рекордного уровня в прошлом году. В настоящее время террористическая организация «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) использует эти атаки для создания имиджа власти. Эта террористическая организация ждет любой возможности, чтобы проявить себя как сильную и контролирующую силу, совершая чудовищные преступления, не имеющие отношения к гуманизму. Газета «Нью-Йорк таймс» сообщила, что после двух лет жестоких поражений террористических организаций в Сирии и Ираке они нашли новый путь выживания в Африке, где, по словам аналитиков, они заключили союзы с местными вооруженными группировками во взаимовыгодных отношениях, которые укрепили их возможности в сборе средств и найме новых рекрутов. Газета добавила, что ИГ превзошло остальные связанные с ним организации на поле боя, чтобы создать имидж силы и вдохновить своих сторонников по всему миру. ИГ и лояльные к нему террористические организации используют в своих интересах проблему непризнания границ и перемещаются через страны, особенно в пустынные районы, чтобы предоставить безопасное убежище всем террористам, которые прибывают к ним, чтобы укрепить свои силы и показать свое присутствие после нанесенных им ударов и поражений. Газета пояснила: «Насилие, связанное с этими группами, увеличилось на 43 процента в 2020 году по сравнению с 2019 годом, по данным Африканского центра стратегических исследований, исследовательского учреждения, связанного с Министерством обороны США. После изгнания террористических организаций из таких стран, как Ирак, Сирия и некоторых ливийских городов, экстремистские элементы начали направляться на африканский континент и совершать жестокие нападения на ряд африканских населенных пунктов, что привело к многочисленным убийствам и жертвам среди гражданского населения». В связи с этим газета подчеркнула, что на протяжении более десяти лет военные и контртеррористические органы США предупреждали, что Африка готовится стать следующим рубежом для международных террористических организаций, таких как «Аль-Каида» (запрещена в России) и, в последнее время, ИГ. «Нью-Йорк таймс» сообщила, что «Аль-Каида» и ИГ в последние годы заключили союзы с местными джихадистскими группировками и создали новые опорные пункты в Западной, Северной и Центральной Африке, через которые, по мнению экспертов и официальных лиц, могут проводиться крупномасштабные атаки против США и Европы. Это также приводит к резкому росту количества граждан, желающих любым путем покинуть ставшими небезопасными районы своего прежнего проживания.

С этой точки зрения, приходят к выводу эксперты ISPI, скорейшее восстановление целостности ливийского государства и закрытие его южных границ, равно как и минимизация внешних факторов, в самих странах источниках иммигрантов, будут способствовать снижению иммиграционной нагрузки на ЕС. Следовательно, Европейский союз выступает едва ли не основным бенефициаром установления в Ливии политического мира и стабильности.