- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О перспективах туристического сектора в арабских странах Ближнего Востока и Северной Африки

Регион Ближнего Востока с начала пандемии коронавируса ввел и до сих пор сохраняет жесткие ограничительные меры, благодаря которым в большинстве стран региона удалось сдержать распространение вируса. В общей сложности, в арабском регионе насчитывается порядка 5 млн  зарегистрированных случаев коронавируса с марта прошлого года, что составляет не более 1,5% от всего 370-миллионного населения региона. При этом, наибольшее распространение пандемия получила в Ираке (1.1 млн), Иордании (700 тыс.), ОАЭ (540 тыс.), Ливане (530 тыс.), Марокко (520 тыс.) и Саудовской Аравии (430 тыс.).

Однако, оборотной стороной жестких сдерживающих мер стал фактический коллапс туристической отрасли в арабских странах, которая без преувеличения стала самой пострадавшей от пандемии коронавируса. По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в арабских странах региона Ближнего Востока и Северной Африки туризм в среднем потерял от 45 до 70% своего потенциала, в зависимости от степени воздействия пандемии. До коронавируса в 2019 года туризм обеспечивал 5.3% совокупного валового внутреннего продукта (ВВП) и соответственно 6.7 млн рабочих мест в регионе. В прошлом году в регионе резко сократились потоки туристов, особенно с главных направлений – из США, Европейского союза и Китая.  В итоге, по данным Всемирной туристической организации, на Ближнем Востоке потоки туристов сократились на 57%, а в регионе Северной Африки – на 62% соответственно. В 2021 году пока ситуация остается нестабильной и существенного восполения утраченных позиций в туристическом секторе не ожидается.

В тройке лидирующих по потерям от туризма стран (по доле в ВВП) значатся Ливан, Иордания и Бахрейн —  здесь доля туризма в ВВП составляет 19%, 18% и 15% соответственно. Наиболее чувствительными эти потери являются для экономик первых двух стран, которые охвачены также сирийским конфликтом и принимают на своей территории значительное число сирийских беженцев. Здесь в 2020-2021 гг. зафиксирован высокий рост безработицы. В Иордании, например, он вырос с 19% в январе 2020 года до 25% в январе 2021 года. В Ливане же только за 2020 год он вырос с 6 до 6.8%.

Также ощутимый вклад туризм вносит в ВВП Туниса (14%), Марокко (12%), ОАЭ (12), Саудовской Аравии (10%), Катара (9%) и Египта (9%). Удивительно, но в этом списке Египет несмотря на свою известность в качестве туристического хаба имеет более сбаласированную структуру экономики и не так зависим от туристической отрасли, как его соседи. При этом даже по вкладу в общенациональную занятость населения туризм составляет менее 10% всего рабочих мест в Египте.

При этом, доля туризма в структуре ВВП и его вклад в занятость населения являются важными, но не единственными показателями и иногда не отражают полную картину. Особенно, когда речь идет о реальных финансовых потерях государств, которые потеряли и продолжают терять поступления в национальные бюджеты. Среди наиболее пострадавших в этой категории значатся страны Северной Африки, особенно Марокко, Тунис и Египет, а также Ливан. И здесь, например, тот же Каир несет гораздо более ощутимые потери, несмотря на кажущуюся сбалансированность экономической системы. В частности, согласно оценкам Международного исследовательского института продовольственной политики (IFPRI), в том же Египте потери от туризма составили две трети от потерь всей доходной части ВВП, которые были спровоцированы пандемией. Вместе с Марокко Египет возглавляет список стран региона по финансово-экономическим потерям туризма от коронавируса.

Отдельного изучения заслуживают потери (имиджевые и финансовые) ввиду отмены ряда ранее запланированных крупнейших международных мероприятий в регионе. В частности, только в прошлом году отмена глобальной выставки Дубай Экспо в ОАЭ и ежегодного хадж в Саудовской Аравии  привели к потерям 25 млн туристов и 2 млн религиозных паломников в Мекку и Медину. В марте 2021 года стало известно, что в нынешнем году хадж в Саудовской Аравии будет проведен в весьма ограниченном формате. Под угрозой запланированные доходы от проведения чемпионата мира по футболу в Катаре в 2022 году, на который планировалось продать в общей сложности 3 миллиона билетов.

В общей сложности, по различным оценкам местных экономистов, общие потери в туристическом секторе в арабском регионе составят 3-3.5 млн человек. Разумеется, правительства с самого начала пандемии предпринимают меры для смягчения негативных последствий для туристического сектора. В частности, центральный банк Египта принял решения о временном освобождении предприятий туристического сектора от выплат налогов и сборов. Аналогичные меры были приняты правительствами Бахрейна и ОАЭ. В Тунисе центральный банк проводит политику реструктуризации долгов для предприятий туристического сектора. В особой сфере внимания – внедрение новых протоколов социального дистанцирования и безопасности для постепенного открытия туристических услуг. Многие страны региона пошли по пути стимулирования и развития внутреннего туризма. В частности, в Египте с конца 2020 года возобновился внутренний туризм и гостиницам разрешили эксплуатировать гостиницы на 50% мощности. В Саудовской Аравии правительство  и в частности агентство по туризму запустило медийную кампанию «саудовское лето», которая поощряет резидентов страны заниматься внутренним туризмом.

Некоторые предварительные показатели в странах региона в начале 2021 года внушают сдержанный оптимизм. С марта наблюдается некоторое оживление в плане туристической активности. В частности, по индикатору бронирования гостиниц Ближний Восток находится в гораздо лучшей кондиции, чем в большинстве других регионов  — Европе, Азии и Африке. По итогам года, прошедшего с начала пандемии, в этих регионах  число бронирований гостиниц упало на 40-50%. При этом на Ближнем Востоке в апреле нынешнего года падение составило лишь 7% по итогам 12 месяцев. При этом с марта число бронирований в регионе устойчиво растет и в апреле прирост составил 261% по сравнению с коллапсом весной-летом прошлого года.

Более серьезно пострадали авиаперевозки – за прошедший с начала пандемии год они сократились в регионе на 71%, что немного лучше общемирового показателя (падение — 81%), но все равно довольно болезненно для экономики. Однако уже в апреле текущего года началось восстановление авиаперевозок и прирост составил 435%.

Думается, итоги 2021 года для туристической отрасли арабских стран окажутся более успешными, чем прошлогодние. Однако до полноценного восстановления туризма еще далеко. Залог успеха – в темпах массовой вакцинации, которая естественно более доступна сегодня богатым странам, лидирующим по этим показателям. В более сложной ситуации находятся бедные страны с высоким туристическим потенциалом, к тому же затронутые вооруженным конфликтом, такие как Иордания и Ливан. Но и относительно благополучным и богатым странам региона предстоит сложный путь восстановления индустрии, которую придется выстраивать уже на новых принципах с учетом структурных экономических изменений в мире, ускоренных пандемией.