- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о турецко-египетских консультациях и двусторонних отношениях. Часть 4

5-6 мая с.г. в Каире прошли двусторонние турецко-египетские консультации. Продолжаем анализировать те оценки, которые в этой связи прозвучали с турецкой стороны.

Часть 3 нашей публикации доступна на сайте ИБВ.

Напомним, что мы остановились на рассмотрении оценок турецких обозревателей процесса нормализации между Турцией и Египтом, о возможности которого заговорили после упомянутых выше двусторонних консультаций в Каире. Причем, что характерно, начавшийся переговорный процесс между Турцией и Египтом, на взгляд турецких обозревателей, является частью большего процесса – «поветрия нормализации в регионе Ближнего Востока и Северной Африки».

Продолжаем анализ публикации главы Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETAV) Бурханеттина Дурана, опубликованной в влиятельном турецком издании – газете Daily Sabah под заголовком «Кто с кем может (нормализовать) отношения на Ближнем Востоке?», где маститый турецкий обозреватель, как раз, рассуждает о перспективах нормализации в регионе.

Мы закончили на (теоретическом) сценарии нормализации отношений между Ираном, с одной стороны, и КСА и ОАЭ – с другой стороны.

Цитируем:

«Таким образом, Ахмадинежад фактически пытается помешать нормализации отношений между Тегераном и Вашингтоном, поощряя оставшиеся региональные державы к более тесному сотрудничеству. Если секретные переговоры между Эр-Риядом и Тегераном не принесут серьезных результатов, вполне возможно, что Саудовская Аравия могла бы продолжить более тесное взаимодействие с Анкарой и Иерусалимом.

Конечно, это хорошая новость, что региональные державы на Ближнем Востоке устали от жесткой конкуренции, которая существует уже десять лет после арабских восстаний, и что они намерены наладить свои отношения.

Сейчас все стороны внимательно следят за действиями друг друга. Эр-Рияд, охваченный войной в Йемене, хочет сосредоточиться на своем «Видении на 2030 год». Тегеран стремится превратить нормализацию отношений с Вашингтоном в экономическое благополучие дома. Он также опасается рождения нового антииранского блока.

Тем временем Анкара стремится закрепить то, что она приобрела за последние пять лет, путем нормализации отношений. Наконец, Израиль хочет защитить свои достижения последнего десятилетия и, по-прежнему, обеспокоен возможностью усиления Ирана.

В итоге, нет причин ожидать, что эта волна нормализации, разразившаяся на Ближнем Востоке, быстро приведет к региональному сотрудничеству. Как конкуренция между конфликтующими интересами, так и вмешательство внешних сил сохранятся. Текущее положение дел может оказаться гораздо более устойчивым, чем кажется».

Итак, подводя черту под комментариями и оценками турецких обозревателей, касательно переговоров между турецкой и египетской делегациями в Каире, напрашиваются следующие выводы:

  1. По прошествии 10 лет, с момента событий так называемой «арабской весны», турецкие обозреватели говорят о возникновении фактора усталости стран региона от войн и противоречий – читай, говорят о намерении найти новый баланс в регионе.
  2. Турция при этом демонстрирует готовность отказаться от непримиримой политики в отношении нынешнего руководства Египта в поиске путей заключить турецко-египетскую сделку в Восточном Средиземном море.
  3. Отказ государств Залива от блокады Катара послужил и для Турции положительным сигналом о возможности нормализации своих отношений с КСА и ОАЭ. Особенно, с КСА в свете памятных событий убийства оппозиционного саудовского журналиста Джамаля Хашогги в Генеральном консульстве КСА в Стамбуле. Турция ищет пути по тому, чтобы КСА сняло бойкот на закупку турецких продукции и услуг. Рынок саудовских строительных подрядов является крайне важным для Турции.
  4. Важнейшим региональным фактором становится смена позиции новой американской Администрации по отношению к ядерной сделке с ИРИ. Эта сделка может позволить Ирану, в полноправном качестве, вернуться на международную арену. Что является для Турции нежелательным и Турция пытается продвигать эту мысль и другим странам региона. Со ссылкой на то, что Иран «сеет хаос» в регионе.
  5. Нормализация отношений с Израилем со стороны ОАЭ и Бахрейна – это также беспокоящий Турцию сценарий развития событий. Турция вложила достаточно много сил и средств за последнее десятилетие по тому, чтобы занять одно из центральных мест в исламском мире, строя это место вокруг своей непримиримой антиизраильской риторики. Теоретически может сложиться ситуация, при которой Турция, в этом плане, окажется в стратегическом одиночестве. В случае, если те же КСА также пойдут на установление отношений с Израилем. Однако, в свете последних беспорядков в Иерусалиме процессы нормализации могут быть осложнены.
  6. Для самой Турции предпочтительным является, чтобы в регионе оставалось две параллельно существующие угрозы: Иран и Израиль. И чтобы не возникла группировка вокруг одного из этих государств против другого. Что может привести к чрезмерному усилению одного из этих государств, кого Турция рассматривает в качестве своих стратегических конкурентов.