- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильский эксперт о военном мощи ЦАХАЛа и способности Израиля противостоять внешним угрозам. Часть 4

Текущие потенциальные угрозы от соседних государств

Арабы-сунниты: Египет, Иордания, Саудовская Аравия и ОАЭ. В представлении Кеннет С. Брауэр, несмотря на то, что Израиль подписал мирные договоры с Иорданией и Египтом, народы обеих этих стран остаются в подавляющем большинстве враждебно настроенными по отношению к израильтянам. Следовательно, существует минимальное взаимодействие между людьми, ограничены торговля, туризм или культурные обмены.

Более реалистично представлять мирные договоры временными перемириями с дополнительными положениями о посольствах и послах. Резкая смена руководства, которое в настоящее время управляет Иорданией и Египтом, почти наверняка, превратит любое арабское суннитское государство во врага Израиля, и это может произойти буквально в мгновение ока.

ВС Египта сохранили излишне большой боевой состав. Продолжая эксплуатировать устаревшие ВВТ, египтяне приобретают новые серийные самолеты, ракеты, бронетехнику и боевые корабли. Поскольку Израиль является единственной соседствующей с Египтом страной, у которой есть большая и дееспособная армия, исследователю представляется очевидным, что излишне большая оборонительная  структура Египта существует по одной причине: бороться с Израилем когда-либо в будущем. Высшее руководство ВС Египта снова стало глубоко политизировано, и снова считается относительно некомпетентным. О последнем свидетельствуют посредственные итоги военных действий Египта в операциях по борьбе с повстанцами на Синайском полуострове.

Для эффективной атаки Израиля Сухопутным войскам  ВС Египта придется перейти через Синай. Как и в 1967 году по Северному Синаю с запада на восток проходят всего три узкие дороги. Поэтому, пока ЦАХАЛ сможет поддерживать господство в воздухе над полуостровом и сохранять значительный запас ракетных систем большой дальности вне зоны прямой видимости – любые сухопутные силы Египта, пересекающие Синай, окажутся в зоне поражения.

Известно, что география Синайского полуострова не изменилась. Его единственные защищаемые северо-восточные перевалы и холмы расположены примерно в 40 км к западу от границы с Израилем. Для ЦАХАЛа достаточно установить прочную оборонительную линию, простирающуюся к югу от Эль-Ариша, чтобы доминировать над пустынной равниной на западе.

Кроме того, ВС Египта материально зависят от США в плане обслуживания своей самой современной военной техники. Если Каир откажется от мирного договора с Иерусалимом, весьма вероятно, что США прекратят материально-техническое обеспечение поставленного оборудования. Как результат, в течение нескольких месяцев, если не недель, готовность поставляемых американцами Египту передовых систем вооружения резко снизится.

Иордания – относительно бедная страна. На текущем этапе она не может финансировать крупномасштабные инвестиции в свою армию и поддерживать крупный боевой состав своих ВС. Ограниченная численность личного состава отражает тот факт, что военное руководство, в котором доминируют бедуины, не доверяет большей части своих палестинских подданных. В результате кадровый состав иорданской армии в непропорционально большой степени состоит из относительно ограниченного числа бедуинов и в первую очередь зависят от добровольцев, работающих по долгосрочным контрактам.

В прошлом Сухопутные войска Иордании считались одними из самых эффективных в арабском мире, но сегодня их численность ограничена, и они, как правило, используют устаревшую боевую технику и лишены эффективных средств ПВО. Любая попытка Иордании провести наземное наступление на запад через долину реки Иордан, почти наверняка, потерпит неудачу.

Королевство Саудовская Аравия (КСА) имеет огромный военный бюджет – более 60 млрд долл. США. Он в три раза больше, чем у Израиля. Королевство «по смехотворно завышенным ценам» закупило или заказало очень большое количество передовых систем вооружения. При этом, большая часть его расходов идет на логистику, техническое обслуживание и обучение. Боевые характеристики саудовских воинских частей неизменно оставались низкими, и большинство наблюдателей сходятся во мнении, что огромные вложения КСА реализовались в относительно небольшой реальный военный потенциал.

Пока Эр-Рияд уменьшил свою открытую враждебность к Иерусалиму, поскольку ему нужен Израиль для противостояния угрозе шиитского Ирана. Снижение враждебности, с высокой вероятностью, мгновенно исчезнет, если произойдет смена нынешнего саудовского руководства или если королевская семья сочтет, что иранская угроза управляема без поддержки Израиля.

Почти все Объединенные Арабские Эмираты богаты нефтью. Их правящие семьи опасаются шиитского Ирана и поэтому вложили значительные средства в свои вооруженные силы. Как и Саудовская Аравия, ОАЭ имеют большие годовые военные бюджеты и производят очень большие закупки передовых систем вооружения.

Военные из ОАЭ обычно не были активными участниками арабо-израильских войн. Сегодня ОАЭ поддерживают отношения с Израилем по принципу «враг моего врага — мой друг». Как и все суннитские арабские государства, их отношения с Израилем в лучшем случае шаткие.

ОАЭ относительно удалены от Израиля. Им было бы чрезвычайно трудно перебросить наземные силы на запад. Однако они могли бы перегнать на запад свои боевые самолеты в случае доступности передовых мест базирования.

Турция в течение многих лет оставалась дружественной по отношению к Израилю. Более 10 лет между турецкими и израильскими ВС существовало очень тесное сотрудничество. Теперь же, по определению эксперта, Анкарой руководит исламистский диктатор Р.Т.Эрдоган, который настроен глубоко антиизраильски и имеет грандиозные планы разработки и собственного производства всего спектра передовых вооружений. Реалистичность этих планов из-за продолжающегося краха турецкой экономики и значительного снижения стоимости национальной валюты представляется сомнительной.

Все светские высокопоставленные турецкие военные руководители подверглись чистке, а оставшийся турецкий офицерский корпус сильно политизирован. Состоящие на вооружении ВС Турции системы оцениваются, как посредственные (устаревающие или устаревшие) и технически отстают от ВС Израиля на два или три десятилетия.

Так, согласно исследованию, Турция по-прежнему имеет большое количество практически немодифицированных танков M-48, M-60A1 и M-60A3 Patton, которые Израиль давно модернизировал. Боевые части ЦАХАЛа, оснащенные модернизированными танками Magach 6B Gal, сняты с вооружения в 2005 году, а резервные бригады, оснащенные Magach 7C расформированы в 2013 году. Основная часть турецкой буксируемой артиллерии состоит из американских гаубиц времен Второй мировой войны. Большинство самоходных артиллерийских установок по характеристикам аналогичны САУ М-4, снятым с вооружения ЦАХАЛа в начале 1990-х годов. Кроме того, сообщалось, что большая часть турецких экипажей также была зачищена.

Недавние военные действия Турции в Сирии оцениваются, как исключительно неэффективные. Турция расположена в сотнях километров к северу от Израиля и никогда ранее не участвовала в арабо-израильских войнах. Однако израильское военное планирование теперь должно исходить из предположения, что нынешнее политическое руководство Турции, которое часто граничит с иррациональностью, вероятно, могло бы принять решение о военном столкновении с Израилем.

Египет, Иордания, КСА, ОАЭ и Турция не представляют непосредственную военную угрозу Израилю ни индивидуально, ни коллективно. Но такое положение могло бы измениться мгновенно, если бы в каком-либо из этих государств произошла внезапная смена правительства или их диктаторские лидеры изменили свою политику. Их  суннитским вооруженным формированиям потребовалось бы не более нескольких месяцев, чтобы достичь минимального уровня боевой готовности, выдвинуться вперед и развернуть свои соединения в пределах дальности эффективного поражения территории Израиля.

Представляется вероятным, что военно-политическое руководство Израиля получит недвусмысленное предупреждение о враждебных намерениях соседних суннитских арабских государств и/или Турции. Таким образом, у Израиля будет время повысить свою боевую готовность и, в случае необходимости, повторно отмобилизовать расформированные резервные подразделения, используя имеющиеся материальные средства, которые еще не были утилизированы. У Израиля также будет время, чтобы увеличить запас боеприпасов и прочего снаряжения. Но эффективность израильского ответа будет полностью зависеть от скорости и решительности политического руководства в Иерусалиме. Эксперт заявляет о серьезных основаниях полагать, что процесс принятия политических решений окажется неумелым.