- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обзор ситуации в сфере продовольственной безопасности в Йемене

Наряду с Сирией и Палестиной, а также сирийскими беженцами в Ливане и Иордании, Йемен входит в группу наиболее уязвимых стран Ближнего Востока с точки зрения продовольственной безопасности, где более 40% всего населения испытывают сложности с продовольственным обеспечением. Согласно последним данным экспертов ООН, в Йемене 13.5 из 30 млн человек (45% населения) находятся в стадии 3 (кризис) и выше по пятибальной международной шкале продовольственной безопасности IPC.

Анонсированный в начале мая с.г. совместный доклад Евросоюза, Всемирной продовольственной программы ООН и Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО) по продовольственным кризисам в мире прогнозирует, что к июню 2021 года число йеменцев в этой категории еще вырастет и составит 16.1 миллион человек, то есть 54% всего населения страны. Такой прогноз обусловлен наступлением т.н. «межурожайного» сезона (lean season), связанного с климатическими факторами и особенностями ведения сельского хозяйства в стране. Особую тревогу вызывает группа населения в наивысшей, пятой категории риска по шкале IPC («катастрофа»), в которой сегодня пребывает 16 тысяч йеменцев, но число это может вырасти более чем втрое и достичь к июню 47 тысяч человек. Это по сути население на пороге голодной смерти.

Главными триггерами кризисной продовольственной ситуации в Йемене, помимо сохраняющегося в достаточно активной фазе военного конфликта и фактической раздробленности страны на два лагеря, являются обусловленные этим фактором социально-экономические причины:  отсутствие централизованной системы социального обеспечения и государственных услуг, разрушенное сельское хозяйство, нефункционирующая инфраструктура, уязвимый сектор здравоохранения.

Помимо военного конфликта и сопутствующих факторов, на продовольственную ситуацию в Йемене воздействуют также климатические катаклизмы, плохое качество питания, болезни и разумеется негативные последствия пандемии коронавируса.

В военно-политической плоскости сохраняющееся напряжение вероятно сохранится в 2021 году. Несмотря на новый курс администрации Джо Байдена на перемирие в Йемене и попытки реанимировать потерпевшее крах Стокгольмсмое соглашение от 2018 года, противоборствующие стороны не склонны к компромиссу. Весной 2021 года хоуситы вновь активизировали военные действия и начали наступление на богатую нефтью провинцию Мариб на севере Йемена. Ранее, в течение 2020 года активные боевые действия шли также в Ходейде и Аль-Джауфе. В результате, число внутренне перемещенных лиц продолжает расти – только в прошлом году оно увеличилось еще на 170 тысяч человек. Разумеется, это генерирует и рост число нуждающихся в продовольственной помощи.

Пандемия коронавируса внесла дополнительные коррективы как в гуманитарном, так и экономическом плане. С одной стороны, ограничения на работу международных организаций и перемещение товаров и услуг в связи с локдауном и мерами со стороны других государств, поставили под серьезный удар систему поставок продовольствия в Йемен, который на 90% зависит от импортируемого из других стран продовольствия. В частности, ключевые маршруты поставок продовольствия в Аден, Таиз и Абьян оказались заблокированными.

С другой стороны – дают о себе знать и экономические последствия, включая падение нефтяных цен, исчерпание валютных резервов страны, направленных на поддержку системы здравоохранения и социальную защиту и, наконец, сокращение поступлений от денежных переводов йеменских трудовых мигрантов из-за рубежа. По данным Всемирного банка, до начала пандемии йеменские экспаты переводили своим семьям в Йемен около 3.4 морд долларов ежегодно. Основная часть этих переводов поступала из Саудовской Аравии (61%) и ОАЭ (18%). С закрытием границ и ограничением сезонной миграции йеменских работников в соседние страны общий объем денежных переводов от трудовых мигрантов сократился как минимум на 50%.

По состоянию на начало 2021 года йеменская валюта – риал – потеряла 250% своей стоимости c 2015 года, и эта девальвация судя по всему будет и далее продолжаться. Девальвация валюта сильно ударила по продовольственным ценам и поставкам, с учетом статуса Йемена как почти 100-процентного нетто-импортера продовольствия. По итогам 2020 года импорт продовольствия в страну сократился на 11% по сравнению с предыдущим годом.  В начале же 2021 года зерно уже стоило на 33% дороже, чем годом ранее, а рис – на 27%. Стоимость базовой продовольственной корзины за последние шесть месяцев в среднем по стране подорожала на 12%, особенно это ощущается в южных районах Йемена, где она выше чем на севере на 40%. Прогноз на вторую половину 2021 года не радужный: фермеры будут продолжать терять свои доходы ввиду растущих цен на топливо, необходимое для ирригации, что приведет также к сокращению производства продовольствия в ряде регионов.

Рост безработицы в результате пандемии также привел к значительному сокращению доходов семейных хозяйств и сокращению потребления продовольствия. В сентябре прошлого года 56% семейных хозяйств не имели ни одного работающего официально члена семьи, и это несмотря на поэтапное снятие ограничений и социального дистанциирования.

Что касается климатических катаклизмов, то только по итогам 2020 года в результате наводнений более 300 тысяч человек лишились крова, семян, cкота и других важных средств к существованию. Большой урон был также нанесен аграрному производству и инфраструктуре (мосты, дороги). Ситуация повторилась в марте-апреле 2021 года, и особенно пострадали юго-западные районы Йемена, включая Ходейду.

Высокий уровень истощения среди йеменских детей обусловлен плохим питанием, а также широким распространением болезней и отсутствием санитарно-гигиенических средств. По оценкам ООН, общее число йеменцев в стадии продовольственного «истощения» среди детей младше пяти лет, а также беременных женщин и кормящих матерей в 2021 году составит 3.25 млн.  По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), у 86% детей и 73% женщин репродуктивного возраста обнаружена анемия. Качество и объемы питания в 2021 году продолжают падать, что ведет к ухудшению ситуации в сфере продовольственной безопасности.

Резюмируя, в условиях военно-политической нестабильности и новой эскалации вооруженного конфликта с марта с.г. следует ожидать дальнейшего обострения продовольственной ситуации. Декларируемый новой американской администрацией курс на примирение сторон пока не работает, и здесь многое будет зависеть от новых модальностей американо-саудовских отношений и от политика Вашингтона в отношении Ирана – главного военно-политического союзника хоуситов. Социально-экономические последствия пандемии также продолжат негативно воздействовать на покупательскую способность населения, а экономическая рецессия прошлого года (минус 5%) едва ли сменится устойчивым ростом в 2021 году. Наконец, международная донорская помощь поступает в недостаточном количестве с учетом глобальной рецессии, что вынуждает сокращать потребление. В частности, по прогнозам экспертов ООН в первой половине нынешнего года получатели помощи смогут получать лишь 50% от объемов продовольственных рационов, которые им выделялись в конце 2020 года. Любое последующее сокращение рациона приведет к непоправимым последствиям и началу масштабного голода. При этом, Всемирная продовольственная программа ООН намерена не снижать охват и планирует обеспечить продовольствием более 13 млн бенефициаров, что составит 80% всех нуждающихся.