- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в зоне Сахеля: апрель 2021 г.

На стыке марта и апреля разразился очередной скандал относительно обвинений в адрес Франции в том, что ее самолеты 3 января нанесли удар по свадебной церемонии в районе Бунти в центральной части Мали, в результате которого погибли 19 гражданских лиц. Это обвинение формально было подтверждено в ходе расследования инцидента, проведенного подразделением по правам человека Миссии ООН в Мали (Minusma) при содействии т.н. научной полиции ООН. Одновременно было подтверждено, что среди 22 убитых трое вооруженных лиц относились к фаланге «Серма», аффилированной с «Группой поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ, связана с запрещенной в РФ «Аль-Каидой»). Всего в церемонии участвовали 5 вооруженных боевиков.

Как известно, повсеместно в зонах боевых действий джихадисты живут вместе со своими семьями. Понятно, что дети априори безвинны, но так ли безвинны те же жены джихадистов, которые по сути являются их пособницами? И можно ли по отношению к ним применять понятие «гражданское лицо»? Разве участники церемонии не знали, что среди них были боевики? Поэтому можно только подержать французскую версию тех событий, согласно которой удар наносился по джихадистам. И можно только удивляться очевидной пристрастности тех, кто проводил т.н. расследование в интересах ООН. По их версии, подвергнутая удару группа из примерно 100 лиц «состояла главным образом из гражданских, которые должны быть защищены от атак согласно положениям международного гуманитарного права».

Minusma формально «порекомендовала» малийским и французским властям провести «независимое и гласное расследование» инцидента. Она предложила изменить процедуры принятия решений на применение силы, установить ответственных за инцидент и компенсировать ущерб пострадавшим и их близким.

В ответ на доклад «экспертов» ООН Франция отвергла любую идею об ее ошибке в Мали 3 января и выразила «многочисленные оговорки» по поводу их выводов. Минобороны Франции подтвердило, что 3 января удар наносился по идентифицированной вооруженной группе. Кстати, установлено, что в так называемой свадебной церемонии принимали участие только мужчины … Более того, все участники церемонии были из народности пель, представители которой составляют костяк джихадистских формирований в Центральном Мали, и не только. А «эксперты» ООН подготовили свой доклад на основании «свидетельств» участников «свадебной церемонии». Интересно, а разве они могли быть иными? Ведь инцидент имел место в удаленной зоне, где джихадисты очень представлены и влиятельны.

31 марта в Бамако прибыли министры обороны Франции, Эстонии и Чехии для того, чтобы объявить о начале оперативного использования европейского контингента сил специального назначения «Такуба». Кроме военных выше названных трех стран в контингенте «Такуба» представлены спецназовцы из Швеции и Италии. 8 апреля Дания объявила, что направит в состав контингента «Такуба» 100 военнослужащих. Это решение должен утвердить парламент Дании. Ожидается, что датские военные прибудут в Мали в начале 2022г. Копенгаген также намерен выделить в состав Minusma военно-транспортный самолет.

2 апреля в центральной части Мали в районе Диафарабе джихадисты атаковали блок-пост малийских военных. При отражении атаки 2 солдата погибли, 6 получили ранения. Уничтожены 5 боевиков.

В тот же день на северо-востоке Мали в районе Агельхок джихадисты атаковали блок-пост миротворцев из Чада. При отражении атаки погибли 4 военнослужащих из Миссии ООН в Мали (Minusma), в том числе командир подразделения, 16 получили ранения. В атаке участвовали до 100 боевиков. 20 из них уничтожены. Бой продолжался 3 часа.

Затем последовал редкий по жесткости ответ миротворцев, в ходе которого к 5 апреля были уничтожены свыше 40 джихадистов, в том числе видный сподвижник главаря «Группы поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ) Айяда аг Гали – Абдалайе аг Албака. В иерархии ГПИМ бывший мэр г.Тессалит считался третьим по значимости.

Миротворцы из Чада из состава контингента «Г5 Сахель» понесли очередные потери 15 апреля, когда в районе «трех границ» со стороны центральной части  Мали погибли 2 военнослужащих. Их автомобиль подорвался на самодельном взрывном устройстве.

5 апреля ключевой посредник в деле освобождения в октябре 2020 г. в Мали четырех заложников в интервью RFI сообщил, что малийские власти выплатили джихадистам 2 млн евро за одного из них – оппозиционного малийского политика Сумайлу Сиссе. По словам туарега Ахмада аг Биби, за трех других заложников выкуп не платился. Сам Ахмад аг Биби одно время состоял в одном из джихадистских формирований, несколько раз избирался депутатом парламента Мали.

Власти Мали никогда не подтверждали выплату выкупа. Напомним, что за освобождение 4-х заложников были отпущены на свободу 200 узников малийских тюрем, большинство из них – джихадисты.

6 апреля джихадисты атаковали армейский блок-пост в районе Конна в центральной части Мали. При отражении атаки погиб 1 военнослужащий , 4 получили ранения. На месте боя были обнаружены тела 12 джихадистов.

6 апреля США потребовали в ООН от Мали представить «окончательный календарь избирательного процесса». Пока известно, что выборы в принципе запланированы на начало 2022 г., когда завершится 18-месячный переходный период, который начался в августе 2020 г. после военного переворота. Но ни одна точная дата на тот день не была объявлена.

Малийские военные исправились 15 апреля, заявив, что первый тур президентских и парламентских выборов назначен на 27 февраля 2022 г., возможные вторые туры – на 13 и 20 марта соответственно. Выборы в местные органы власти были назначены на 26 декабря 2022 г.

Утром 13 апреля в Бамако в своем жилище был расстрелян один из лидеров бывших повстанцев, действующий председатель «Координации движений Азавада» (КДА) Сиди Брахим ульд Сидати. Именно он от лица КДА, состоявшего из вооруженных групп туарегов и арабских националистов подписал в 2015 г. в Алжире мирное соглашение. Подписи под ним также поставили представители Бамако и «Платформы» — коалиции проправительственных группировок. 13 апреля должна была состояться встреча между главой КДА и переходным премьер-министром Мали Муктаром Уаном. До формирования КДА убитый возглавлял «Арабское движение Азавада». Премьер М.Уан назвал его важным участником мирного процесса.

Со своей стороны лидер «Национального движения освобождения Азавада» (входит в КДА) Билаль аг Ашериф заявил, что правительство было первым ответственным» за безопасность лидера КДА.

19 апреля местные власти в г.Мопти, что в центральной части Мали, сообщили, что за предыдущую неделю в боестолкновениях между джихадистами и традиционными охотниками погибли до 40 человек, примерно по 20 с каждой из сторон. Столкновения начались 12 апреля после того, как охотники, представляющие народности бамбара и догон, решили отбить у джихадистов изъятые у населения запасы риса в рамках сбора исламского налога. Джихадисты в центральной части Мали вербуют бойцов главным образом из народности пель.

27 апреля малийские военные подвели итоги операции, которую они провели совместно с французским контингентом «Бархан» в центральной части страны. По их данным, в ходе операции, проводившейся в районе Алатона в 75 км от границы с Мавританией, были уничтожены 26 джихадистов.

 

В Нигере 31 марта стало известно, что накануне ночью, перед приведением к присяге избранного президента Мохамеда Базума, в стране имела место «попытка госпереворота». По имеющимся данным, в ней участвовала группа военных, среди которых были произведены аресты. Путчисты попытались атаковать президентский дворец, но эта атака была отражена бойцами Президентской гвардии.

М.Базум считается близким к сложившему свои полномочия по истечении двух мандатов Махамаду Иссуфу. Переход власти между двумя избранными президентами был совершен впервые в новейшей истории Нигера. Про М.Базума известно, что он категорически отвергает любой диалог с джихадистами.

Позднее стало известно, что попыткой переворота руководил офицер ВВС Нигера, ответственный за безопасность авиабазы в Ниамее.

2 апреля 61-летний М.Базум был приведен к присяге в качестве главы государства. Ему сразу же придется столкнуться со сложнейшей задачей обеспечения безопасности в стране, где с начала 2021 г. в результате атак джихадистов погибли свыше 300 человек.

Уже 3 апреля в результате двух террористических атак на юго-востоке Нигера близ границы с Нигерией погибли 4 военнослужащих, 1 пропал без вести. Атаковавшие перемещались на 18 внедорожниках. После того, как нападавшие были отбиты, по ним был нанесен удар с воздуха. В районе Диффа действуют джихадистские группировки «Боко харам» и «Исламское государство в Западной Африке» (ИГ запрещено в РФ).

В Нигере 17 апреля джихадисты атаковали деревню Гайгуру в регионе Тиллабери близ границы с Мали. Итог атаки – по меньшей мере 19 убитых мирных жителей.

В Буркина-Фасо 1 апреля в результате нападения джихадистов погибли по меньшей мере 6 добровольцев – бойцов вспомогательных формирований. Они попали в засаду боевиков на севере страны в районе Дабло в 125 км от Уагадугу.

5 апреля в провинции Гурма атаке джихадистов подверглось смешанное подразделение, состоявшее из военнослужащих жандармерии и добровольцев. В результате атаки, в которой принимали участие несколько десятков джихадистов, погибли по меньшей мере 3 жандарма и 5 добровольцев.

14 апреля на севере Буркина-Фасо джихадисты атаковали патруль, состоявший из добровольцев – бойцов вспомогательных формирований. В результате атаки погибли по меньшей мере 8 человек из числа добровольцев. Несколько человек пропали без вести.

21 апреля на севере страны в провинции Санматенга в засаду джихадистов попало подразделение буркинийских военных. В ходе завязавшегося боя погибли по меньшей мере 4 солдата.

26 апреля на востоке Буркина-Фасо нападению неизвестных подвергся патруль против браконьеров, который сопровождали западные журналисты. В результате нападения были похищены 4 человека – два испанца, ирландец и буркиниец. День спустя стало известно, что террористы казнили трех европейцев.

В ночь на 27 апреля джихадисты атаковали несколько деревень в коммуне Сейтенга на севере Буркина-Фасо. В результате нападений погибли 18 человек, 5 пропали без вести.

В течение апреля драматично развивались события в Чаде, где повстанцы из «Фронта за альтернативу и согласие в Чаде» 11 апреля вторглись на территорию страны со стороны Ливии. Чадские военные – заслуженно самые достойные среди армий стран региона – 19 апреля сообщили об уничтожении свыше 300 повстанцев и потере 5 своих военнослужащих. 20 апреля было объявлено о гибели в бою с повстанцами президента Чада Идрисса Деби Итно. Власть в стране перешла группе военных из 15-ти генералов во главе с сыном бывшего президента генералом Махаматом Идриссом Деби.

25 апреля военные из Переходного военного совета заявили об отказе вести какие-либо переговоры с повстанцами. Они призвали Нигер к «сотрудничеству с целью содействовать захвату этих военных преступников» во главе с Махаматом Махади Али, ответственных за гибель нескольких десятков солдат». Идею о переговорах Нджамены с повстанцами выдвинули Нигер и Мавритания.

26 апреля бывший при Идриссе Деби Итно в период с 2016 по 2018 гг. премьер-министром Альбер Пахими Падаке был назначен главой переходного правительства Чада. В 2018 г. глава государства упразднил пост премьера для того, чтобы сосредоточить всю исполнительную власть в своих руках.

Глава Переходного военного совета 37-летний Махамат Идрисс  Деби сообщил, что переходный период продлится 18 месяцев, после чего в стране будут организованы «свободные и демократические выборы».

27 апреля спорадические манифестации против Переходного военного совета прошли в Нджамене и на юге страны. При их подавлении были убиты как минимум 5 человек.

В целом, по итогам апреля очевиден вывод – ситуация в странах Сахеля (за исключением Мавритании) развивается в неблагоприятную сторону. Нападения джихадистов становятся более дерзкими, и, похоже, у них нет проблем с пополнением их рядов, хотя они несут значительные потери.