- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: о формировании правительства по итогам досрочных выборов в Кнессет 24-го созыва. Часть 9

Правительство «блока перемен» сошло с повестки дня

Вот уже неделю как ЦАХАЛ продолжает проведение в секторе Газы антитеррористической операции под кодовым названием «Страж стен» («Шомер га-Хомот»), начатую 11 мая после массированных ракетных обстрелов израильской территории.

10 мая ХАМАС объявил о начале военной операции «Меч Аль-Кудса» («Иерусалимский меч»). За неделю прошедшую с того момента ХАМАС, «Исламский джихад» и другие группировки выпустили около 3400 ракет по израильской территории. Обстрелам подвергались не только приграничные с Газой районы и города юга страны, но также Иерусалим, Тель-Авив и другие города центра Израиля. Была предпринята попытка обстрела аэропорта Рамон, находящегося к северу от Эйлата. В результате ракетных обстрелов погибло 11 человек на территории Израиля.

В ответ ЦАХАЛ атаковал в Газе более 1200 целей. Уничтожена сеть подземных коммуникаций («метро») ХАМАСа, построенная после операции «Нерушимая скала» (лето 2014). Минздрав Газы сообщал о примерно 210 убитых и более 1400 раненых. Судя по публикуемым отчетам, большинство убитых – боевики террористических группировок, причастные к обстрелам. Но есть жертвы и среди мирного населения.

Естественно, что на фоне столь ожесточенных боевых действий с обоих сторон, все политические процессы происходящие вокруг формирования правительства в стране были заморожены. И если в первые два-три дня Яир Лапид пытался делать какие-то призывы к своим сторонникам продолжить переговоры не смотря ни на что, но после заявления  главы партии «Ямина» Нафтали Беннета 13 мая, стало ясно что правительство «блока перемен» сошло с повестки дня.

Беннет заявил, что правительство, опирающееся на арабские партии, в том числе на партию РААМ во главе с Мансуром Аббасом не в состоянии осуществить шаги, необходимые для стабилизации положения в сфере безопасности. «Вопросы безопасности важнее гражданских вопросов, и поэтому нет возможности создать правительство, опирающееся на арабские партии2. В настоящий момент наиболее вероятным развитием событий является утверждение закона о прямых выборах премьер-министра при поддержке  партий «Ямина» и РААМ.

Эскалация межэтнического насилия в израильских городах сделала свое дело: лидер «Ямины» Нафтали Беннет отказался от мысли стать премьер-министром в «правительстве единства» и возобновил переговоры с Биньямином Нетаньяху. Однако если к Беннету не присоединится  Гидеон Саар, это означает, что Израилю предстоят пятые выборы на фоне углубляющегося кризиса во всех сферах. Мансур Аббас сказал, что Беннет проинформировал его о своем отказе от «правительства единства», и дал понять, что готов поддержать закон о прямых выборах премьер-министра в обмен на некие блага для своих избирателей.

По информации СМИ, Нетаньяху обещает «Ямине» гарантированные места в списке Ликуда, пост министра обороны и другие высокие посты в обмен на поддержку закона о прямых выборах премьер-министра и закона, избавляющего Нетаньяху от ротации с Ганцем в ноябре.

«Я слышал сегодня сообщение Беннета. Понимаю его трудности, но он ошибается. Тот, кто выжидает удобного момента, никогда ничего не достигнет. Необходимо создать правительство», — заявил Яир Лапид. Лидер «блока перемен» сказал, что продолжит прикладывать все усилия, чтобы сформировать правительство, и верит, что-то все еще возможно: «20 дней для политики — вечность». «А если не получится, пойдем на самые ненужные и опасные выборы в истории Израиля — и победим», — заявил он.

Однако на фоне постоянных ракетных обстрелов большинства городов на юге Израиля, вряд ли кто-нибудь уже слышит призывы Яира Лапида. Тем более, что на днях было заявлено, что  дивизия  «Газа» и командование Южного военного округа представят на утверждение начальника Генштаба Авива Кохави план наземной операции в Секторе Газа, а Генштаб представит план на утверждение правительства. ЦАХАЛ уже перебросил к границам Газы несколько бронетанковых, десантных и пехотных подразделений. Несколько дней назад Авив Кохави подписал приказ о мобилизации 7 тысяч резервистов, военнослужащие боевых частей переведены на закрытый режим несения службы, они не поедут на выходные домой.

Артиллерия ведет огонь по приграничной территории Сектора Газа, как сообщают военные комментаторы — преимущественно ради создания дымовой завесы, прикрывающей концентрируемые у границ войска. 12 мая на заседании оборонно-политического кабинета был одобрен план расширения операции в Газе, но о начале наземного вторжения речи еще не шло. Министр обороны Бени Ганц продолжает повторять, что военная операция в Газе не имеет даты окончания и у ЦАХАЛа еще остается «много целей».  ЦАХАЛ наносил удары как по инфраструктуре террористов , так и по штабам и квартирам руководства ХАМАСа. При этом, чтобы не допустить большого числе жертв среди мирного населения: за три часа до удара по многоквартирному зданию ЦАХАЛ предупреждает всех его жильцов по телефону, беспилотники следят, чтобы на улицах вокруг предназначенного к уничтожению дома не было гражданских машин.

В принципе основную роль в этом противостоянии и столь жестком обострении ситуации сыграла политическая ситуация в стране возникшая, в связи с невозможностью сформировать свою коалицию Биньямином Нетаньяху. Как писалось ранее см. (  Израиль: о правительства по итогам досрочных выборов в Кнессет 24-го созыва. Часть 2 от 26 апреля, 2021) , Биньямин Нетаньяху,  оставаясь все еще премьер-министром, вполне может предпринять ряд неординарных шагов, чтобы сорвать все договоренности «правительства перемен».  Так в последнее время резко обострилась обстановка как в Иерусалиме, так и вокруг сектора Газы. И хотя полиция и армия пока контролируют ситуацию, неизвестно как сможет распорядиться этим обострением Биньямин Нетаньяху для решения собственного вопроса выживания.

В итоге все так и произошло. Чем отличается эта война от всех предыдущих войн Израиля с ХАМАСом? Тем, что она ведется с максимально жесткими авиаударами и применением военной хитрости, без оглядки на мнение мирового сообщества. Хотя вряд ли эти действия приведут к уничтожению власти ХАМАСа в Газе. Конфликт может прекратиться, как только он выполнит свою политическую задачу.

Однако сегодня никто не сомневается, что «политическая» задача это — сохранение власти Нетаньяху. Аналитики расходятся лишь в вопросе, было ли обострение спровоцировано сознательно или главе Ликуда так необычайно повезло, или же его цели и цели ХАМАСа идеально совпадают. Последнее наиболее вероятно: если террористы в Газе нужны Нетаньяху, чтобы напоминать народу Израиля о близкой и непреходящей угрозе безопасности, то ХАМАСу для контроля над населением Газы нужно противостоять несговорчивому правому правительству «сионистских оккупантов».

Сегодня Нетаньяху вновь переиграл своих соперников. Соратники Беннета отказались присоединяться к коалиции Лапида, и «Ямина» на пути к возвращению в правый лагерь. Для самого Нафтали Беннета это даже более выгодный вариант, чем становиться премьером на ротации в лево- центристском правительстве. Вполне возможно, что теперь он получит любые преференции, в том числе пост министра обороны, на котором он давно мечтает отличиться. Конечная цель Беннета — стать когда-нибудь настоящим, избранным, а не договорным главой правительства, а это возможно только при поддержке правого лагеря. Поэтому сегодня он сделает все, о чем попросит Нетаньяху — войдет в его коалицию, проголосует за прямые выборы премьер-министра, поможет ему избавиться от досадной перспективы ротации с Ганцем. Все это, разумеется, в обмен на щедрое вознаграждение в виде министерств и должностей.

Да, одной «Ямины» не хватит для формирования коалиции, но на фоне смещения общественных симпатий вправо у Ликуда появляется возможность вернуть под свое крыло и другие правые партии. Это вряд ли получится с Либерманом, но вполне реально с Сааром. Ему Нетаньяху может даже пообещать ротационный пост премьер-министра, чтобы потом найти повод отказаться от этих договоренностей. Не исключено, что среди активистов «Новой надежды2, как и в «Ямине», найдутся политики, которым на фоне происходящих событий покажется правильным провозгласить свою приверженность правому лагерю. Так или иначе, по собственному желанию или под давлением, перед Сааром открывается перспектива «вернуться домой», как уже не раз призывали его бывшие однопартийцы из Ликуда.

Даже если Нетаньяху не удастся заманить к себе «Новую надежду», у него в запасе остается арабская партия РААМ. Хотя ее лидер Мансур Аббас прервал коалиционные переговоры со всеми сторонами, он не скрывает, что заинтересован «получить важную роль в израильской политике». Эту роль он готов получить от любого, кто будет формировать правительство, — то есть, скорее всего, от Нетаньяху.

Но это все будет скорее всего «завтра» , а вернее после того, как примерно через две недели Яир Лапид не сумев сформировать свою коалицию вернет мандат президенту. К этому времени скорее всего Нетаньяху согласует все спорные вопросы с будущими членами своей коалиции, начнет подготовку к новой избирательной кампании, на фоне очередной победы над террором. Хотя возможно, что ни Саар, ни тем более Беннет, не захотят рисковать и идти на новые выборы, даже в едином списке с Ликудом, и возможно придут к созданию правой коалиции. Ведь после того, как Яир Лапид вернет свой мандат президенту, у того еще будет возможность передать его в Кнессет, где любой из депутатов, заучивший поддержкой 61 депутата сможет сформировать свое правительство. Так почему бы этим депутатом, не стать Биньямину Нетаньяху или его представителю, или еще какому-то «фиговому листочку», которого лидер Ликуда использует для возврата своей власти.