- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Анализ израильскими экспертами эскалации насилия внутри и на границах еврейского государства. Часть 1

В настоящее время Израиль впервые оказался в ситуации, когда вспышка насилия произошла на нескольких фронтах: военная конфронтация с ХАМАСом и радикальными группировками в секторе Газа; беспорядки в израильских городах, где совместно проживают евреи и арабы, включая межэтнические столкновения в Иерусалиме, в том числе на Храмовой горе. Помимо этого напряженная ситуация на Западном берегу р. Иордан на границе с Иорданским Хашимитским Королевством, откуда палестинские беженцы и подданные Иордании палестинского происхождения пытались прорваться для помощи своим соплеменникам. Фактор Ирана, помимо поддержки действий ХАМАСа, просматривается в ряде событий, прежде всего, в запусках  ракет с территории Ливана в сторону Израиля, угрозах со стороны йеменских хоуситов, пообещавших оказать помощь палестинцам нанесением ракетных ударов[i] [1].

По мнению бригадного генерала запаса Уди Декеля (управляющего директора Института исследований национальной безопасности, INSS; при правительстве Ольмерта возглавлял делегацию на переговорах с палестинцами в Аннаполисе, занимал руководящие должности в военной разведке и руководил отделом стратегического планирования в Управлении планирования Генерального штаба ЦАХАЛа), «для того, чтобы наиболее эффективно отвечать на такие вызовы, Израилю потребуется многосторонняя и междисциплинарная стратегия, которая будет направлена на решение настоящих и будущих проблем». Это значит, что такой стратегии нет, несмотря на то, что в Израиле уже на протяжении длительного времени ведутся разговоры о необходимости ее выработки в свете угрозы эскалации напряженности одновременно на нескольких фронтах.

Эксперт INSS полагает, что израильской системе не хватает возможностей как на межорганизационном уровне, так и на уровне исследования и планирования операций на разных фронтах, при изучении развития событий между ними. Нынешняя многоплановая конфронтация стала сигналом тревоги, требующим соответствующей подготовки политико-оперативной инфраструктуры.

Анализируя происходящие в Израиле столкновения, Декель отмечает, что «череда событий развивалась так, как будто реализовывалась новая палестинская стратегия – кампания по защите мусульманских святынь и предотвращение выселения палестинцев из их домов». Движение ХАМАС это не инициировало, но решило оседлать волну беспорядков, вспыхнувших в Иерусалиме на Храмовой горе и в Шейх-Джаррахе. «Газа предъявила Израилю ультиматум, и когда он не выполнил ее требования, реализовала свою угрозу, запуская ракеты по Иерусалиму и вглубь еврейского государства, а также занимаясь подстрекательством и радикализацией арабской улицы в Израиле с целью подрыва мирного сосуществования двух общин».

Израильский эксперт увидел новые черты в нынешнем многоплановом противостоянии: разнообразие действующих элементов на палестинских территориях – в Иерусалиме, секторе Газа, на Западном берегу р. Иордан и городах со смешанным населением; прочная связь между разными аренами столкновений, где главной движущей силой выступает религиозный национализм; одновременное развитие событий и их широкое распространение. ХАМАС стремится позиционировать себя в качестве ключевой силы в палестинском пространстве, ведущего элемента в многосторонней и многоплановой кампании, как с точки зрения конкретных действий, так и в общественном восприятии.

Религиозно-националистический пыл разгорелся после событий в Иерусалиме, в основном у мечети Аль-Акса (на Храмовой горе), и поддерживается всеми элементами на палестинской арене. «Беспорядки в Аль-Аксе и, прежде всего, проникновение израильских полицейских в мечеть, вызвали у молодых арабов ощущение того, что Израиль выталкивает их из мусульманских святынь. К этому добавились фундаментальные проблемы израильского арабского сектора, возникшие в результате многих лет пренебрежительного к нему отношения и маргинализации».

Декель имеет в виду структурную дискриминацию (установленные различия между еврейским и палестинским населением) в тех израильских городах, где две общины проживают бок о бок; тенденцию переселения в смешанные города националистически настроенных евреев, что воспринимается местными арабами как продолжение поселенческой политики; рост насилия и преступности в арабском секторе Израиля, что легко направляется против евреев; и, наконец, перенапряжение и слабость израильской полиции, учитывая расширение и укрепление неконтролируемых и неуправляемых анклавов, особенно в израильских городах, где проживают палестинцы.

В основе всего этого, полагает эксперт INSS, лежит «гибридная идентичность палестинской общественности в Израиле и, главным образом, то, как она проявляется среди молодежи. Молодое поколение идентифицирует себя в основном как арабов-мусульман, как израильтян, имеющих полные гражданские права, и как палестинцев, которые поддерживают палестинскую национальную борьбу за самоопределение. При этом на их поведение влияет «нерв религиозно-националистической идентичности», и они видят себя защитниками Аль-Аксы и Иерусалима».

Именно «ХАМАС изображает себя защитником Аль-Аксы и Иерусалима, который не испугался запустить ракеты по Иерусалиму и вглубь Израиля, по Тель-Авиву; подстрекать молодых израильских арабов к участию в беспорядках, которые переросли в антиеврейские погромы; доказывать свое лидерство на палестинской арене, уменьшая при этом значимость Палестинской национальной администрации, как во внутриполитическом палестинском процессе, так и в борьбе против Израиля; предъявить Израилю ультиматум, и когда он не был выполнен, запустить ракеты по Иерусалиму и центру страны; сорвать и, возможно, даже остановить процесс вхождения израильской исламистской партии в израильское правительство; удивить Израиль, где преобладало мнение, что ХАМАС не заинтересован в эскалации конфликта и поэтому будет воздерживаться от массированных обстрелов».

В реальности, отмечает Декель, ситуация начала развиваться в противоположном относительно планов ХАМАСа направлении. Израильские удары по позициям движения стали более болезненными и заметными. Удалось переключить внимание с того, что происходило в Иерусалиме, на сектор Газа. Это произошло вопреки посланию из Газы, согласно которому в центре событий находится Аль-Акса. ЦАХАЛ сосредоточился на нанесении ударов по военному крылу ХАМАСа и «Палестинского исламского джихада» (по местам производства и сборки ракет, бункерам управления и контроля, с серьезным повреждением инфраструктуры подземных тоннелей, которые являются базой для боевиков, а также точечными атаками, направленными на уничтожение командиров). На данном этапе Израиль по-прежнему пользуется политической благосклонностью на международной арене, что позволяет ему продолжать массированные атаки по военным объектам сектора Газа. Это неизбежно приведет к еще большим разрушениям в анклаве, что рассматривается как плата за продолжающийся ракетный обстрел израильской территории.

По мнению эксперта INSS, израильским властям, прежде всего, необходимо восстановить спокойствие в смешанных городах Израиля, не дать свободу действия экстремистам и не допустить вовлечения в раунд насилия дополнительных групп с обеих сторон. С этой целью необходимо объявить чрезвычайное положение; полицейские силы при поддержке пограничной полиции должны сосредоточиться на противодействии мятежникам (не только палестинским, но и еврейским экстремистам, которых подстрекают через социальные сети, в том числе рядовые политики) и массовых арестах правонарушителей со всех сторон. Точно так же чрезвычайно важно привлечь к пропаганде сдержанности арабских лидеров местного и национального уровня, предоставив им платформу для призывов к спокойствию.

Несмотря на жестокость и размах межэтнического насилия, Уди Декель призывает не рассматривать нынешнюю эскалацию напряженности как гражданскую войну, поскольку это играет на руку экстремистски настроенным меньшинствам с обеих сторон. Группировки, устраивающие беспорядки, должны быть лишены возможности диктовать свою повестку дня.

Декель считает, что кампанию против ХАМАСа в секторе Газа следует проводить с учетом последствий для стабильности внутри страны. И вообще, есть предел военным достижениям, когда речь идет о ХАМАСе. «Задача Израиля заключается в том, чтобы навязать свои условия прекращения боевых действий и создать основу для будущего соглашения, которое лишит ХАМАС возможности шантажировать и заниматься вымогательством. Необходимо также установить контроль над импортом ресурсов в сектор Газа, чтобы их нельзя было вновь направить на наращивание военной мощи.

С этой целью, полагает эксперт, «израильская общественность должна продолжать вести себя ответственно. Число жертв и размер ущерба, безусловно, имеет значение для расчета эффективности затрат, который будет сделан по завершении текущей кампании. Однако следует бороться с распространением в интернете подстрекательств, направленных на разжигание вражды между арабским и еврейским сектором в Израиле. Для ведения позитивной для Израиля виртуальной публичной дипломатии на внутренней и международной арене, следует распространять изображения и сообщения, которые передают израильское видение  ситуации.

Так, Израиль заявил, что палестинская семья из 8 человек, которая погибла в секторе Газа в результате  ракетного обстрела, была убита ракетой, запущенной в анклаве,  а не в результате авиаудара израильских ВВС. По словам премьер-министра Биньямина Нетаньяху, Израиль «делает все», чтобы минимизировать жертвы среди гражданского населения, хотя и не исключает наземную операцию ЦАХАЛа в палестинском анклаве[ii] [2].

Декель полагает, что важно не допустить эскалации насилия на Западном берегу р. Иордан. Для этого израильскому руководству необходимо координировать действия в области безопасности и предоставить компенсацию палестинским властям. «Это продемонстрирует палестинскому обществу, что политика ПНА приносит пользу, особенно на фоне того ущерба, который наносит ему ХАМАС».

Наконец, Декель подчеркивает однозначное крушение в Израиле надежд на то, что урегулирование отношений с арабскими странами вычеркнет палестинскую проблему из местной, региональной и международной повестки дня. Вызовы, порождаемые израильско-палестинским противостоянием, остаются значимыми и будут периодически давать о себе знать, что требует от Израиля обновленного стратегического, мультисистемного мышления. Израиль должен поставить задачу возобновить политический процесс с палестинскими властями, даже если нет каких-либо надежд на заключение всеобъемлющего соглашения, а лишь на поэтапные переходные меры, направленные на укрепление безопасности и нормализации жизни в зоне конфликта, а также на то, чтобы помешать ХАМАСу взять под контроль палестинскую повестку дня. В этих условиях повышается значимость Иордании. В INSS полагают, что Амману следует вернуть себе роль сдерживающего элемента и партнера в договоренностях между Израилем и палестинскими властями[iii] [3].

[i] [4] להצטרף מאיימים בתימן ים’החות // JCPA. 16.05.21 — https://jcpa.org.il/article/החותים-בתימן-מאיימים-להצטרף/

[ii] [5] Israel says Palestinian family of 8 was killed by failed rocket, not airstrike // Times of Israel. 19.05.21 — https://www.timesofisrael.com/liveblog_entry/israel-says-palestinian-family-of-8-was-killed-by-failed-rocket-not-airstrike/

[iii] [6] Operation Guardian of the Walls: The Need for an Integrated Multi-Front Strategy // INSS. 16.05.21 — https://www.inss.org.il/publication/guardian-of-the-walls/