- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иран: о наследнике аятоллы Али Хаменеи

Предвыборная кампания в Иране вступила в заключительную фазу, до самих выборов осталось меньше месяца. 18 мая закончился этап регистрации кандидатов в депутаты. 27 мая свое решение по допуску зарегистрированных кандидатов  к участию в выборах огласит Наблюдательный Совет, который состоит из 6 мусульманских богословов (факихов), которые назначаются духовным лидером страны, и 6 мусульманских правоведов, которые могут быть как религиозными, так и светскими лицами. Обычно Наблюдательный Совет допускает к участию в выборах совсем незначительное количество по сравнению с числом соискателей. Так, на президентских выборах 2005 г. заявки на участие в выборах подали 1014 кандидатов, что более чем вдвое превысило число пожелавших занять этот пост на выборах 2001 г. Окончательное «добро» на участие в выборах президента  со стороны Наблюдательного Совета получили 8 кандидатов, представлявших по сути весь спектр иранского политического истеблишмента.  В предварительном списке кандидатов – много влиятельных и известных в Иране политиков. Отметим таких известных на международном уровне личностей как экс-президенты С.М.Хатами и М.Ахмадинежад, экс-спикер иранского парламента А.Лариджани, нынешний глава судебной власти страны Э.Раиси и др.  Последний из названных нами претендентов на высший государственный пост привлекает, пожалуй, исключительное внимание.  Эбрахим Раиси – весьма неординарная  личность, имеющая как поддержку высшего эшелона военно-политического  и религиозного истеблишмента, так и массу критиков и оппонентов, достаточно последовательных в своем противостоянии с ним. Как подчеркнуло в своем комментарии фарсиязычное Радио Фарда (структурное подразделение Radio Liberty/Free Europe), тот факт, что после объявления о регистрации в качестве кандидата в президенты Э.Раиси, как это принято в подобных случаях, не подал в отставку с поста председателя судебной власти Ирана, говорит о том, что он намеревается использовать административный ресурс против    своих политических оппонентов.

Э.Раиси  был назначен на этот пост в марте 2019 г. указом верховного лидера ИРИ аятоллы Али Хаменеи. Два года его работы на этом посту сопровождаются неустанной работой его окружения по созданию ему имиджа активного борца с коррупцией.  Некоторые его критики считают, что Э.Раиси как раз и должен работать именно на этом направлении, а не выдвигать себя на президентский пост, тем самые прерывая такую важную миссию. Одновременно они жестко критикуют главу судебной власти за вынесение чрезмерно жестких приговоров участникам протестных актов, в основном – политическим активистам, студентам и рабочим за недолгий срок его деятельности на этом посту. Прежде чем возглавить судебную систему, Э.Раиси был главой важного и авторитетного исламского  фонда «Астан-з  Кудс-э Разави».  Но  в общественном мнении ИРИ Э.Раиси воспринимается как один из самых важных участников  так называемой «четверки  смерти» — специального трибунала, выносившего смертные приговоры  политическим узникам в ходе подавления обширных студенческих и социальных волнений 1988-1989 годах.  Этот эпизод его послужного списка тщательно скрываем от общественности, однако летом 2016 г. Телеграм – канал аятоллы Хоссейн-Али Монтазери – официального преемника основателя Исламской Республики Иран аятоллы Рухоллы Хомейни  — опубликовал аудиофайл,  в котором Монтазери еще в конце 1980-х гг. яростно критиковал массовые казни политических заключенных, в которых видную роль играл Э.Раиси и другие должностные лица тогдашнего Ирана.  В этом файле официальный, на тот период, преемник лидера Исламской революции называет деяния Э.Раиси преступлением против иранского народа. Отметим, что аятолла Монтазери был смещен со своего поста именно за критику массовых убийств, и до своей кончины в 2009 г.  оставался одним из принципиальных оппонентов иранского клерикального режима. Его сын Ахмад Монтазери, обнародовавший скандальную аудиозапись, был осужден на 6 лет тюремного заключения.

Сейчас СМИ пишут и о том, что Э.Раиси пытается заткнуть рты всем его оппонентам, используя вверенный ему административный ресурс. Так, глава Департамента  печати и культуры судебной ветви власти на встрече с журналистами и менеджерами СМИ обратился к ним с просьбой не публиковать никаких критических материалов в адрес главы судебной власти Ирана и нынешнего кандидата в президенты. Это относится и к социальным сетям, подчеркивается в публикациях. Департамент информации Корпуса стражей исламской революции (КСИР) провел на днях встречи с активистами социальных сетей, где их предупредили о нежелательности критики Э.Раиси, в противном случае, их ожидают серьезные неприятности. Подобные инструкции озвучены и со стороны полиции.

Хоссейн Раззак, активист соцсетей, написал в этой связи в своем аккаунте в Twitter, что такого рода инструктажи можно считать проявлении коррупции, потому что здесь отчетливо видно проявление административного ресурса со стороны силовых структур,  направленное на охрану имиджевого образа человека, использующего свою власть для продвижения положительного пиара и блокирования негативных поползновений. Коснемся в этой связи и заявления уходящего президента ИРИ Х.Роухани, самым серьезным конкурентом которого во время выборов на второй срок  4 года назад был как раз Э.Раиси, причем его  всячески поддерживал аятолла Али Хаменеи. В 2017 г., в разгар предвыборной кампании, не называя имени своего конкурента, Х.Роухани сказал, что народ не приемлет  тех, «чьим единственным занятием в течение долгих лет были казни и расправы с заключенными».  Э.Раиси был тогда самым высокопоставленным и известным деятелем фундаменталистского лагеря, потерпевшим сокрушительное поражение в противостоянии с Х.Роухани.

Обратим в этой связи внимание на публикацию в парижской газете Le Monde, в которой это издание, рассматривая нынешних кандидатов для участия в президентских выборах, пишет, что никто из зарегистрированных кандидатов не отвечает чаяниям среднего класса или этно-конфессиональных меньшинств, поэтому эти категории населения покажут низкую явку или вообще проигнорируют президентские выборы. Как отмечает издание,  эта часть иранского населения разочарована в экономической и социальной  политике действующего главы исполнительной власти и продемонстрирует это как раз низкой явкой.  Действительно, пишут реформистские СМИ ИРИ, в нынешнем году президентские выборы проходят в условиях беспрецедентного снижения уровня жизни широких кругов населения, продолжения бесчеловечных репрессий против политических и гражданских активистов и журналистов, жесточайшего подавления протестных актов, продолжающейся экономической и политической изоляции исламского режима, неспособности властей справиться в пандемией коронавируса.  Выборы президента проходят под нескончаемый аккомпанемент протестных актов, проходящих повсеместно и непрерывно, правда, без чрезмерной динамики, но, несомненно, оказывающих влияние на настроения как общества, так и элиты. Заметим, что лозунги протестующих направлены как против либералов-реформистов, так и консерваторов-фундаменталистов. Популярный в стране студенческий государственный Центр исследования общественного мнения ИСПА предупреждает о вероятности крайне низкого процента участия населения в выборах – примерно 39%, что будет самым низким показателем за всю послереволюционную историю Ирана.

Вернемся, однако, к  Le Monde, которая называет Э.Раиси самым серьезным нарушителем прав человека в Исламской Республике Иран, отмечая его активное участие в репрессиях против оппозиции и приписывая ему лично вынесение тысяч смертных приговоров политическим заключенным в конце ирано-иракской войны и после многочисленных демонстраций. С другой стороны, парижское издание считает выдвижение Э.Раиси на пост президента прелюдией на последующее выдвижение этого политика на пост верховного лидера ИРИ после кончины аятоллы Али Хаменеи, которому сегодня уже 82 года и о котором уже несколько лет говорят как о человеке, находящемся в тяжелом состоянии здоровья. Газета уточняет, что Э.Раиси во много повторяет тот путь, который прошел сам аятолла А.Хаменеи, также занимавший пост президента страны накануне кончины аятоллы Р.Хомейни.