- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обзор БПЛА турецкого производства. Часть 1

Бурное развитие технологий беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) превратило их производство в отдельную многомиллиардную отрасль. Одной из стран-производителей БПЛА, стремительно ворвавшейся в эту сферу, стала Турция. Наглядная демонстрация возможностей турецких разведывательно-ударных беспилотников в Сирии, Ливии и нагорно-карабахском конфликте не только заставили говорить о новом этапе в развитии военного дела, но и придали значимый экспортный импульс турецкой оборонной промышленности. По утверждению ряда источников, Анкара успешно сформировала национальную производственно-сбытовую цепочку беспилотных авиационных систем (БАС), положив конец своей зависимости от иностранных, преимущественно западных, поставщиков. Последнее является приоритетом современной турецкой политики в свете развивающегося кризиса в отношениях с США и Евросоюзом.

Хотя первые проекты турецких беспилотников относятся к рубежу конца 1980-х начала 1990-х годов, «Дорожная карта турецкого производства БПЛА», разработанная Управление оборонной промышленности Турции (сегодня SSB, ранее SSM) для удовлетворения потребностей вооруженных сил, жандармерии, полиции и Национальной разведывательной организации (MIT), появилась только в 2012 году. Новый толчок производство БАС в Турции получило после неудавшейся попытки свержения действующего президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана в 2016 году.

По мнению Эмре Калискана (Emre Caliskan), аналитика лондонской международной консалтинговой компании IHS Markit, масштабные чистки, последовавшие за путчем, опустошили ряды турецких ВВС. Сокращение числа обученных пилотов боевой авиации сказалось на боевых возможностях этого вида ВС Турции. С учетом того, что, например, подготовка пилота для F-16 занимает до 4 лет, а оператора БПЛА до 9 месяцев, Анкара пыталась компенсировать недостаток возможностей пилотируемой авиации с помощью БАС. Разработке БПЛА был отдан наивысший приоритет, с конечной целью обрести независимость от зарубежных стран и успешно заявить о себе на мировых рынках. Этот стратегический сдвиг «позволил Турции, даже в качестве средней державы, бросить вызов интересам ведущих военных стран», — считает Э.Калискан.

Сегодня турецкая индустрия БПЛА развилась в достаточно разветвленную сеть, включающую как непосредственно разработчиков и производителей беспилотных платформ, так и поставщиков ключевых элементов, бортового оборудования, систем вооружения и управления. Согласно некоторым экспертам, за короткий период Турция превратилась в «сверхдержаву дронов». По другим же оценкам, подлинное состояние отрасли далеко от восторженных публикаций в СМИ.

 

Производство двигателей для БПЛА

 

Ведущую роль в этом секторе играет Turkish Engine Industries (TEI) – основанное в 1985 году совместное предприятие Turkish Aerospace Industries (TAI) и американской General Electric (GE). Несмотря на текущие политические и экономические препятствия, компания продолжает свою деятельность и добилась определенных успехов.

Следует отметить, что турецкие БАС приводятся в действие, главным образом, импортными двигателями. Так, широко разрекламированные БПЛА «Байрактар ТБ2» (Bayraktar TB2) оснащены австрийскими двигателями Rotax. Однако, после применения этих беспилотников в боевых действиях в Нагорном Карабахе владелец  Rotax канадская компания Bombardier Recreational Products объявила о прекращении поставок двигателей в Турцию для установки на БПЛА. Это лишний раз проиллюстрировало сложности экспорта турецкой продукции с зарубежными комплектующими, и вынудило Анкару искать возможную замену.

В качестве перспективной модели для использования на беспилотных платформах приводится двигатель TEI-PD170. Заказ на его разработку SSM разместило в декабре 2012 года. Первое испытание силовой установки успешно завершилось в декабре 2018 года. Двигатель представляет собой турбодизель объёмом 2,1 л с выходной мощностью 172 (± 2) л.с. По данным производителя, в зависимости от высоты полета агрегат развивает следующую мощность:

 

Высота полета (футы) Высота полета (м) Мощность (л.с.)
20 000 6 096 170
25 000 7 620 155
30 000 9 140 130
35 000 10 668 105
40 000 12 192 90

 

Сообщается, что установка PD-170 на БПЛА типа «Анка» (ANKA-S) в комбинации с внесенными изменениями в конструкцию позволила значительно улучшить летно-технические характеристики дрона. Очередные стендовые испытания двигателя прошли в начале осени 2020 года. По их результатам в октябре 2020 было заявлено об установке PD-170 на следующую модификацию «Байрактара».

Одновременно, TEI ведет разработку более мощного поршневого двигателя, получившего индекс PD-220ST с выходной мощностью 220 (± 2) л.с. В зависимости от высоты этот показатель изменяется в следующим пределах:

 

Высота полета (футы) Высота полета (м) Мощность (л.с.)
20 000 6 096 180
30 000 9 140 115

 

Двигатели PD-170 и PD-220ST от TEI используются для вращения толкающих винтов БПЛА «Анка» и тяговых винтов БПЛА «Аксунгур» (AKSUNGUR). В то же время,  после 6 000 часов испытаний в серийное производство запущена система управления двигателем FEDEC, также разработанная компанией TEI. 23 ноября 2019 года TEI поставила заказчику 40 двигателей PD-170. Серия TEI-PD является собственностью SSB и может интегрироваться на отечественные БПЛА или отправляться ​​на экспорт. Заявлено, например, о возможной установке PD-220ST на разработанный компанией Baykar Makina новый тяжелый двухмоторный БПЛА «Акинчи» (Akinci). Пока же два построенных прототипа «Акинчи» оснащены турбовинтовыми двигателями АИ-450С производства совместного украино-турецкого предприятия Black Sea Shield. Двигатель развивает мощность в интервале от 450 до 750 л.с. Его закупка в рамках проекта «Акинчи» продолжается.

Другим направлением деятельности инженеров TEI являются силовые установки для будущих реактивных БПЛА. Недавно компанией представлен турбореактивный двигатель TJ300 с тягой 1,3 кН. Изделие, прежде всего, предназначено для использования в крылатых ракетах, но может устанавливаться и на БПЛА. Ранее, в 2011 году TEI  в сотрудничестве с Советом по научно-техническим исследованиям Турции (TÜBITAK) запустили производство турбореактивного двигателя TJ90 и с июня 2013 года интегрировали его в дроны-мишени.

Ожидается, что в перспективе турецкие БПЛА будут оснащаться турбовальными и реактивными двигателями национального производства с очень высокими характеристиками. Пока же, несмотря на серьезные усилия и значительное финансирование, ни один из разработанных в Турции двигателей для БПЛА (включая самый простой поршневой PD-170) так и не доведен до серийного производства. Очевидно, что создание подобной продукции – весьма нетривиальная конструкторская и промышленная задача.