- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обзор БПЛА турецкого производства. Часть 3

БПЛА ANKA

Подписание в 2004 году между SSM и TAI соглашения на разработку отечественного БПЛА положило начало беспилотным авиационным системам семейства ANKA («Феникс»). Первым в этом ряду стала модель ANKA-А, совершившая свой первый испытательный полет в декабре 2010 года. Очередная версия беспилотника под литерой «Би» впервые поднялась в воздух в январе 2015 года. Модель ANKA-B полностью изготовлена из композитных материалов. Для её эксплуатации зимой и на больших высотах в конструкцию интегрирована система защиты от обледенения. Это решение сделало ANKA-B интересной для стран-импортеров c более холодным климатом. Очередной версией семейства стал БПЛА ANKA-S. В октябре 2013 года SSB и TAI заключили договор на поставку 10 БПЛА этой модели, оснащенных системами спутниковой связи, и 12 НСУ. Поставка стартовала в 2018 году. Полностью заказ планировалось выполнить к концу 2020 года.

БПЛА семейства «Анка» относятся к классу MALE (средней высоты и большой продолжительности полета) и предназначены для выполнения широкого спектра задач разведки, патрулирования, целеуказания и нанесения ударов по наземному противнику. Оперативное применение ANKA-S возможно днем, ночью и в сложных погодных условиях. Используемое бортовое оборудование обеспечивает автономные взлет и посадку, патрулирование и аварийное возвращение на базу в случае обрыва связи между НСУ и дроном. По данным производителя (на март 2021 г.), «Анка» выполнила более 90 тыс. часов налета, что свидетельствует о высокой надежности и востребованности модели.

 

Основные летно-технические характеристики БПЛА ANKAS:

Длина/высота/размах крыла 8,6 / 3,25/ 17,5 м
Продолжительность полета 30+ часов
Практический потолок до 45 000 футов
Рабочая высота полета 18000 — 23000 футов
Дальность связи прямой видимости (LOS) 250+ км
Мощность силовой установки 155 — 170 л.с.
Крейсерская скорость 200 км/час
Взлетная масса 1700 кг
Масса полезной нагрузки 200-350 кг

 

В качестве полезной нагрузки БПЛА несет РЛС с синтезированной и обратной синтезированной апертурой, указатель наземных целей, а также станцию оптико-электронной разведки  канадского производства Wescam CMX-15. В сентябре 2018 года ANKA-S получил систему прицеливания общей апертуры (Common Aperture Targeting System, CATS) и набор видеокамер (IR, HDTV и DI-NIR). В качестве вооружения семейство «Анка» может нести все основные виды боеприпасов для БПЛА.

Как указывалось выше, к концу 2019 года взамен прежнего авиационного дизельного двигателя Centurion 2.0 мощностью 155 л.с. германской компании Thielert (сейчас контролируется китайскими владельцами) БПЛА ANKA-S получил турецкий двигатель PD-170 мощностью 170 л.с. В комбинации с модификацией крыла путем снятия закрылков и увеличения площади грузоподъемность дрона возросла с 200 до 350 кг, а продолжительность полета – на 50%. При этом, появилась возможность полета на высотах 35-40 тыс. футов.

В сотрудничестве и компанией Aselsan TAI разработала версию БПЛА ANKA-I. Модель оснащена новейшими возможностями электронной (ELINT) и коммуникационной (COMINT) разведки, а также разведки сигналов (SIGINT). В марте 2018 года модель ANKA-I поставлена Национальной разведывательной организации Турции (MIT).

Согласно открытым источникам, на конец 2020 года вооруженным силам, полиции и жандармерии Турции поставлено 30 БПЛА семейства «Анка» (в основном ANKA-S). В настоящее время турецкие власти ведут переговоры относительно продажи ANKA-S с несколькими странами из Северной Африки, Восточной, Юго-Восточной и Средней Азии, а также Ближнего Востока и Южной Америки. Известно о подписании 25 декабря 2019 года договора с Тунисом. Соглашение стоимостью 80 млн. долл. США подразумевает поставку 3 БПЛА ANKA-S, 3 НСУ, а также подготовку 52 пилотов и лиц обслуживающего персонала.

 

БПЛА AKSUNGUR

Следующая разработка компании TAI БПЛА «Аксунгур» («Кречет») выполнен на основе семейства «Анка» и также относится к классу MALE. Свой первый полет дрон совершил 20 марта 2019 года. Модель предназначена для выполнения задач разведки, патрулирования в заданном районе и нанесения ударов с использованием различных видов оружия класса «воздух-поверхность». К особенностям БАС относятся возможность полностью автономной работы, резервные системы автоматического взлета и посадки, управления полетом, выработки электроэнергии, а также цифровых каналов передачи данных с шифрованием, совместимых с существующими системами семейства «Анка». Опционально предлагается оборудование космической связи (SATCOM) для работы за пределами прямой видимости и система защиты от обледенения.

 

Основные летно-технические характеристики БПЛА AKSUNGUR:

Длина/высота/размах крыла 12,5 / 3,1 / 24,2 м
Автономность 50 часов
Практический потолок до 40 000 футов
Дальность связи прямой видимости 250+ км
Тип силовой установки PD-170 Dual Turbo Diesel
Мощность двигателя 2×170 л.с.
Максимальная взлетная масса 3300 кг
Масса полезной нагрузки 750 кг

 

В качестве основной полезной нагрузки «Аксунгур» может нести дневную, ИК и широкоугольную видеокамеры, лазерный маркер и лазерный дальномер, РЛС с инверсной синтезированной апертурой и индикатором наземных движущихся целей (GMTI-ISAR). Версия COMINT имеет DF, ESM и ELINT для передачи сигналов, систему определения собственного местоположения (Personal Location Detection System, PLS), радиорелейные устройства V, UHF диапазонов и контейнеры служб связи различного назначения. В интересах военно-морского патрулирования возможна установка РЛС SAR, GMTI-ISAR, автоматической идентификационной системы (AIS), радиогидроакустического буя (Sonobuoy) и детектора магнитных аномалий (Magnetic Anomaly Detector, MAD-Boom).

Каждое крыло дрона имеет три точки подвески грузоподъемностью 500, 300 и 150 кг. В качестве вооружения БПЛА способен нести авиабомбы малого калибра, с лазерным наведением (TEBER-81 и TEBER-82) и вспомогательным наведением с помощью крыла (KGK), УР L-UMTAS и CIRIT, микробоеприпасы типа МАМ,

Достаточная грузоподъемность позволяет «Аксунгур» вести разведку SIGINT в течение 24 часов на высоте 40 000 футов или выполнять ударные миссии и задачи морского патрулирования в течение 12 часов на высоте 24 000 футов. Сообщается, что по итогам 2020 года достигнута рекордная продолжительность непрерывного полета в течение 49 часов.

 

БПЛА BAYRAKTAR TB2

Основанная в 1984 году компания Baykar Makina вышла на молодой рынок БАС в 2005 году с мини-БПЛА «Байрактар» (BAYRAKTAR, «Знаменосец»). Прорывом для неё  стал первый полет 29 апреля 2014 года тактического БПЛА Bayraktar ТВ2 (Tactic Block 2). Аппарат первоначально разрабатывался для выполнения задач разведки и патрулирования, позже переработан в ударную версию.

Производитель характеризует TB2, как комплекс тактического вооружения, объединяющего все решения, которые могут понадобиться оператору, в одной интегрированной системе. Система состоит из платформы ударного БПЛА Bayraktar TB2, НСУ, наземного терминала передачи данных, терминала удаленного отображения, расширенной базы с модулями генератора и прицепа. Утверждается, что вся система изготавливается на собственном производстве компании Baykar.

Бортовой комплект авионики БПЛА Bayraktar TB2 имеет тройное резервирование и  обеспечивает полностью автономное руление, взлет, посадку и полет по маршруту. Эффективность TB2 подтверждена более 300 тыс. часов налета. Начиная с 2014 года, около 160 БПЛА «Байрактар» активно эксплуатируются в ВС, жандармерии и национальной полиции Турции, а также в силовых структурах Катара, Украины и Азербайджана.

 

Основные летно-технические характеристики БПЛА BAYRAKTAR TB2:

Длина/высота/размах крыла 6,5 / 2,2 / 12 м
Автономность 27 часов
Практический потолок до 27 000 футов
Рабочая высота полета 18 000 футов
Дальность связи прямой видимости 250+ км
Тип силовой установки инжекторный двигатель Rotax
Мощность двигателя 100 л.с.
Максимальная взлетная масса 650 кг
Масса полезной нагрузки 150 кг
Крейсерская/максимальная скорость полета 70-120 узлов / 129-220 км/час

 

Первоначально основой разведывательного оборудования ТВ2 являлась видеокамера от канадской компании Wescam. Теперь, после приостановки экспорта из-за нагорно-карабахского конфликта, БПЛА оснащается турецкой оптико-электронной системой, поставляемой Aselsan, и системой прямой трансляции и резервирования изображения (BGAM) от Baykar. BGAM осуществляет передачу и обработку изображений в реальном времени и позволяет нескольким пользователям одновременно отслеживать прямые трансляции без задержки и с высоким разрешением. BGAM обеспечивает просмотр прямых трансляций в военной сети или через Интернет на планшетах с помощью мобильного приложения.

В комплект разведывательного оборудования также входит сменная РЛС EO/IR/LD или многорежимный радар с активной решеткой и электронным сканированием (AESA). ТВ2, как правило, несет 4 микробоеприпаса типа МАМ.

 

БПЛА AKINC

Эта БАС компании Baykar совершила свой первый полет 6 декабря 2019 года. Производитель рассматривает БПЛА «Акинчи» («Штурмовик»), как платформу стратегического класса, которая, благодаря уникальной конструкции фюзеляжа и крыла, может нести различную полезную нагрузку и значительный запас средств поражения.

«Акинчи» оснащен дублированными системами авионики с искусственным интеллектом. Последний в реальном времени поддерживает обработку сигналов, объединение данных датчиков и ситуационную осведомленность. В составе бортового оборудования системы связи SATCOM и LOS, радары SAR,AESA и предотвращения столкновений в воздухе. Функции руления, взлета, посадки и полета по маршруту полностью автоматизированы. Автопилот имеет трехкратное резервирование. Навигация основана на данных внутреннего датчика, который работает без подключения к GPS. По состоянию на май 2021 года построено и тестируется 3 экземпляра этого БПЛА.

 

Основные опубликованные летно-технические характеристики БПЛА AKINCI:

Длина/высота/размах крыла 12,2 / 4,1 / 20 м
Автономность 24+ часов
Практический потолок до 40 000 футов
Рабочая высота полета 30 000 футов
Дальность связи прямой видимости 250+ км
Тип силовой установки турбовинтовые двигатели AИ-450С украино-турецкого производства
Мощность двигателя 2х450 л.с., в перспективе 2х750л.с.
Максимальная взлетная масса 5 500 кг
Масса полезной нагрузки 1 350 кг
Крейсерская/максимальная скорость полета 130-195 узлов / 240-360 км/час

 

Системы аппаратного и программного обеспечения позволяют БПЛА «Акинчи» применять следующие виды вооружения: микробоеприпасы типа МАМ и Bozok, УР CIRIT и L-UMTAS, управляемые бомбы МК-81, МК-82, МК-83 (JDAM), KGK с МК-82, ракеты класса «воздух-воздух» BOZDOGAN и GÖKDOGAN, крылатую ракету SOM-A.

 

БПЛА KARAYEL-SU

С момента своего основания в 2003 году компания Defence Industry разрабатывала и запускала БПЛА EFE, BORA и KARAYEL в порядке их размера. Предприятие считается третьим по величине в Турции в секторе БАС и имеет несколько дочерних компаний, обладающих обширными компетенциями в области аэродинамики, проектирования авионики, систем автопилота, центрального управляющего компьютера и наземных станций управления.

Компания Vestel до 2010 года поставила ВС Турции 6 тактических разведывательных БПЛА KARAYEL. Эти аппараты изготовлены в соответствии со стандартом НАТО STANAG-4671. В их конструкцию интегрирована сложная архитектура распределенной авионики с тройным резервированием, обеспечивающая защиту от неконтролируемых сбоев.

Поскольку на внутреннем рынке существует высокая конкуренция между компаниями Baykar и TAI, Vestel Defense намерена закрепиться на зарубежных рынках с технически усовершенствованным БПЛА KARAYEL-SU. Модель немного больше, чем базовая версия KARAYEL и предлагает более высокую грузоподъемность. В качестве основного средства разведки она несет камеру Wescam MX-15 (EO/IR), которая предлагает 50-кратное увеличение в дневном режиме и 30-кратное в инфракрасном. Кроме того, система оснащена лазерным дальномером и лазерным маркером цели.

 

 Основные летно-технические характеристики БПЛА KARAYEL-SU:

Длина/размах крыла 6,5 / 13 м
Автономность до 20 часов
Практический потолок до 40 000 футов
Рабочая высота полета 22 500 футов /6 858 м
Дальность связи прямой видимости 150 км
Тип силовой установки двигатели бельгийского производства
Мощность двигателя 97 л.с.
Максимальная взлетная масса 630 кг
Масса полезной нагрузки 170 кг
Крейсерская/максимальная скорость полета 130-195 узлов / 240-360 км/час

 

Под крыльями KARAYEL-SU предусмотрено по два кронштейна для оружия  грузоподъемностью 30 кг. Это означает, что помимо фюзеляжа, имеющего грузоподъемность 50 кг, дрон способен нести под крыльями еще 120 кг полезной нагрузки. Как правило, это различные модификации боеприпасов типа MAM.

Известно, что на авиашоу Dubai Airshow 2017 Vestel Defense подписала контракт с саудовской компанией Advanced Electronics Company (AEC) относительно возможности производства KARAYEL-SU в Саудовской Аравии. Через два года AEC представила KARAYEL-SU на собственном стенде на Dubai Airshow 2019.

Саудовская Аравия использовала KARAYEL-SU в конфликте в Йемене, а в мае 2020 года Главное управление военной промышленности КСА (GAMI) объявило о закупке 46 БПЛА этой модели у местного оборонного подрядчика. Начало поставки запланировано на первый квартал 2021 года. Общая стоимость контракта оценивается в 199,5 млн долл. США.

 

Дрон-камикадзе Kargu-2

Турецкое информационное агентство Andolu в июне 2020 года сообщило о планирующейся закупке ВС Турции 500 дронов-камикадзе, способных использовать тактику роя. В данном случае речь шла о разработке турецкой компании STM (Savunma Teknolojileri Muhendislik ve Ticaret) барражирующем БПЛА «Каргу-2» (Kargu-2, название происходит от устаревшего турецкого слова, обозначающего сторожевую башню).

По данным производителя, «Каргу-2» – это ударный дрон вертолетного типа (мультикоптер), разработанный для тактического использования в асимметричных боевых конфликтах или антитеррористических операциях. Аппарат обслуживается одним оператором и может действовать как под его руководством, так и в автономном режиме. БАС состоит из боевого БПЛА и наземного управляющего блока планшетного типа.

 

Основные летно-технические характеристики БПЛА Kargu-2:

Размеры 0,6 х 0,6 х 0,43 м
Автономность 30 минут
Практический потолок до 2 800 м
Рабочая высота полета 500 м
Дальность боевого применения 6 миль / около 9,6 км
Максимальная взлетная масса 7,06 кг
Масса боевой части 3 фунта / около 1,4 кг
Скорость полета 90 узлов / 145 км/час
Возможность многократного применения Да

 

Благодаря встроенным в платформу возможностям обработки изображений в реальном времени и алгоритмам машинного обучения БПЛА «Каргу-2» эффективен против статических или движущихся целей. Его БЧ может быть трех видов: осколочно-фугасная для поражения личного состава и легкой техники, термобарическая для разрушения зданий и бункеров или кумулятивной для уничтожения тяжелой бронетехники. В случае отсутствия цели для поражения предусмотрено возвращение дрона с возможностью последующего повторного использования.

Согласно интервью генерального директора STM Мурата Икинджи (Murat Ikinci) газете Hurriyet, «Каргу» имеет функцию распознавания лиц, которая позволяет проводить поиск конкретных персоналий. Эта возможность представляется важной в «сценариях борьбы с терроризмом и асимметричной войны».

Сообщается о постоянном развитии проекта «Каргу-2». Наиболее важным из достигнутых результатов является способность к действиям в составе роя. Под последним понимается способность группы дронов (по разным источникам, 20-29 коптеров) координировать свои действия для более эффективного поиска и одновременной атаки нескольких целей. При этом, рой пока остается сложной целью для современных средств ПВО. Для движения в рое используются датчики БПЛА, а навигации проводится по наземным ориентирам без использования GPS, что снижает уязвимость «Каргу-2» от средств РЭБ противника. Для управления роем также достаточно одного оператора.

Сообщается, что STM ведет переговоры с тремя неназванными иностранными покупателями об экспортных продажах «Kаргу-2». Исходя из того, что летные испытания изделия проводятся в «пустынных, тундровых и тропических условиях», обозреватели предполагают, что будущие заказчики не являются непосредственными соседями Турции. STM заявляет, что дрон намного дешевле, чем эквивалентная управляемая ракета. Кроме того, в отличие от ракеты его можно использовать повторно.

Завершая обзор БПЛА турецкого производства военного назначения следует упомянуть о перспективных проектах с турбореактивными двигателя. В частности, инженерами TAI разрабатывается БПЛА GÖKSUNGUR. Предположительно, он будет использоваться для борьбы с воздушными целями и, соответственно, оснащаться оружием класса «воздух-воздух». Первоначально, по замыслу проекта, предусматривалось взаимодействие дрона с истребителем пятого поколения F-35. Теперь же, после блокирования США поставки F-35 в Турцию его место, вероятно, займет соответствующий самолет национальной постройки.

Компания Baykar также разрабатывает истребительную беспилотную авиационную систему с турбореактивными двигателями под названием MIUS. Согласно открытым источникам,  БПЛА сможет развивать скорость  0,8-1,4 Маха, подниматься на высоту до  40 000 футов и находиться в воздухе 4-5 часов. Взлетная масса заявлена ​​на уровне 3500 кг при полезной нагрузке 1000 кг.

Таким образом, за последнее десятилетие Анкара совершила значительный рывок в области разработки, строительства и боевого применения БАС. Несмотря на то, что Турция не является родоначальницей в этой сфере, она сформировала собственную экосистему БПЛА и активно использовала их в ходе боевых действий. Последнее обстоятельство наглядно продемонстрировало эффективность и надежность турецких беспилотников, формируя соответствующий экспортный потенциал промышленности и имидж вооруженных сил страны. Накопленный Турцией опыт преодоления зависимости от иностранных поставщиков и боевого использования БПЛА представляет интерес и требует учета с экономической, военной, и военно-политической точек зрения.