- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Арабские завоевания и арабо-иранские отношения

Арабы и Иран взаимодействуют на протяжении 3-х тысячелетий. Долгая история арабо-иранских контактов до сих пор оказывает влияние на формирование основных параметров отношений Ирана с арабскими странами. До завоевания арабами Ирана в 642 г. у персов с арабами были достаточно хорошие отношения. Двусторонние связи в основном носили нейтральный либо дружественный характер. Характерно, что в этот период  этнические и конфессиональные различия практически не оказывали влияние на формирование отношений Ирана и арабов. В ряде случаев арабы успешно сотрудничали с различными персидскими империями. В тоже время наблюдалась естественная конкуренция между персами и арабами. Периодические вторжения арабских племен на территорию Персидской империи представляли определенную угрозу для аграрного и урбанизированного населения Ирана. Нередко подобные вторжения вели к вооруженным столкновениям. Однако период нормального взаимодействия был заметно длительнее, нежели, вооруженной конфронтации. Во время двусторонних контактов шел процесс взаимного обогащения культур двух народов. Прежде всего, это касалось людей, проживавших в пограничных районах. Несмотря на то, что культурное взаимодействие между арабами и персами имело ограниченный характер, это не мешало обоим народом узнавать традиции друг друга. Арабское население, находившееся на положении вассалов Персидской империи, было хорошо знакомо с культурными традициями персов и находилось под их влиянием.

Появление ислама в Аравии коренным образом изменило ситуацию.            Арабские завоевания серьезно изменили Иран в культурном отношении и оказали большое влияние на динамику развития арабо-иранских отношений.

До падения империи Сасанидов арабская угроза Ирану сводилась в основном к территориальному характеру. После арабских завоеваний природа арабской угрозы кардинально изменилась и приобрела характер не только культурной экспансии, но и поставила вопрос о цивилизационном выживании и политической  независимости персов. В отличие от персов арабы стремились навязать покоренным народам свою религию, культуру и язык. Так, согласно одному из приданий, в письме, с которым Пророк Мухаммед обратился к  правителю Персидской империи, содержался призыв принять ислам. В данном случае арабы преследовали цель полностью изменить Персию, ликвидировать ее политическую самостоятельность и государственную независимость и превратить ее в одну из провинций Халифата. Это был качественно новый вызов завоеванной Персии, когда речь шла не только о подчинении власти завоевателей, но и культурной трансформации покоренного народа. Как известно ислам не признает национальных различий, и все мусульмане подчиняются халифу. Даже если бы правитель Персии принял ислам, то Иран полностью утратил свою самостоятельность в рамках Халифата.

Арабские завоевания совпали с периодом ослабления Персидской империи в результате  длительных войн с Византией. Персидская империя стала утрачивать прежний централизованный характер и не могла эффективно контролировать свою огромную территорию. Иран так же  столкнулся с новой угрозой в лице Хазарского каганата на своих северных границах. Тем более, хазары часто становились на сторону Византии в ее конфликтах с Ираном. В Иране не проводились насущные внутренние реформы и его раздирали различные общественно-религиозные и политические движения, наиболее крупными из которых были маздакитское и манихейское. В результате этих движений лояльность населения правящей власти оказалась подорвана. Полагают, что некоторые из этих движений, прежде всего маздакиты, в борьбе с властью персидских царей, поддержали арабские завоевания. Внутри правящего круга постоянно плелись интриги, и происходила быстрая смена правителей. Ряд ученых считают, что одной из главных причин ослабления державы Сасанидов стало выросшее могущество и политическая независимость богатых землевладельцев, многие из которых были представителями враждебной Сасанидам Парфянской династии. Даже природа была против персов. В битве при Аль-Кадисии на персидское войско обрушилась песчаная буря.      Вопрос о том, насколько эффективно действовала персидская армия против арабов остается дискуссионным. Многие исследователи, в том числе и иранские, полагают, что немалое число иранцев сражавшихся против арабов усматривали в исламе освобождение от давящей иерархической структуры власти Сасанидов и поэтому добровольно принимали новую веру. Другие, полагают, что иранцы храбро сражались. В любом случае арабы завоевали Иран.

В отличие  от многих других народов, завоеванных арабами, иранцы сохранили свой язык. Через три столетия после арабских завоеваний был создан новый персидский язык на основе древних иранских диалектов, который помог укрепить иранскую идентичность. Иранские доисламские традиции не исчезли. Значительная их часть сохранилась и подверглась эволюции в рамках исламской цивилизации. В тоже время, арабские завоевания оставили неизгладимый след в культурных и языковых традициях Ирана. В ходе арабских завоеваний Иран подвергся исламизации и частичной арабизации. По оценке некоторых персидских историков и экспертов, чувство «расового и религиозного превосходства» демонстрируемое арабскими завоевателями в ходе управления покоренными территориями, оказало негативное влияние на характер двусторонних арабо-иранских связей. Несмотря на то, что персам удалось частично сохранить свою культурно-национальную идентичность, арабские завоевания оставили болезненный след в иранской истории. Для иранцев до сих пор актуально чувство утраты империи, культуры, языка и  частично национальной идентичности в ходе арабских завоеваний. До арабских завоеваний Иран наряду с Византией был ведущим государством в регионе. После завоеваний Иран утратил свою независимость, а его население превратилось во «второсортных» людей  Халифата. Такой неожиданный поворот колеса истории оставил глубокий  след в иранском национальном самосознании и генетическом коде, и естественно, не мог не оказать влияние на современное состояние арабо-иранских отношений.  В тоже время сегодня в Иране среди представителей правящего режима и духовенства немало тех, кто приветствовал арабские завоевания, которые принесли ислам в Иран. После активной шиитизации Ирана между этой частью иранского общества и арабами возникло некоторое охлаждение. Стремление Ирана играть ведущую роль в исламском мире, оставаясь при этом независимым и самостоятельным в религиозном отношении, не могло не раздражать арабов, которые городились своей уникальной ролью в исламе. Ряд арабских мыслителей и политиков усматривали в этом стремлении Ирана претензию на расовую и религиозную исключительность и антиарабский тренд в политике ИРИ. Постепенно такие понятия как «арабизм» и «иранизм», «шиизм» и «суннизм» приобрели антагонистический характер. Однако этнические и религиозные факторы не играли определяющую роль в формировании основных параметров арабо-иранских отношений.

На самом деле, арабо-иранские отношения отличаются комплексностью и динамичностью. Любой подход к анализу арабо-иранских отношений должен включать рассмотрение внутреннего положения в этих странах, их эволюцию, развитие политических и управленческих институтов государства, учитывать региональный и международный контекст, в котором шло развитие арабо-иранских отношений.