- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу об урегулировании политического кризиса в Сомали

События, произошедшие в Сомали в течение последнего месяца, дают надежду на положительные изменения в военно-политической обстановке в этой стране и создают реальные предпосылки к урегулированию затянувшегося политического кризиса и скорого проведения там парламентских и президентских выборов.

После возобновления в начале мая переговоров правительства Сомали с оппозицией и последовавшего за этим вывода из Могадишо мятежных вооруженных формирований премьер-министру Махамеду Хуссейну Робле удалось созвать Национальный консультативный совет (НКС) и наконец-таки  уладить все имевшиеся разногласия по порядку организации и проведения выборов, которые должны были начаться ещё полгода тому назад. На состоявшемся 22-26 мая в Могадишо под председательством премьер-министра заседании НКС с участием глав федеральных регионов Сомали и пров. Бенадир были детально обсуждены спорные вопросы, относящиеся к практической реализации Соглашения о проведении выборов от 17 сентября 2020 года. Также были пересмотрены рекомендации совместной технической комиссии по подготовке выборов, выработанные ею 16 февраля 2021 г. в Байдабо по следующим спорным вопросам:

  1. Порядок формирования федеральных и региональных избирательных комиссий.
  2. Особый порядок формирования избирательной комиссии Сомалиленда в ходе национальных выборов*.
  3. Проведение национальных выборов на территории пров. Гедо.
  4. Обеспечение установленной квоты для представительства женщин в федеральном парламенте Сомали.
  5. График проведения выборов.

Кроме того на заседании НКС были обсуждены вопросы обеспечения общественной безопасности в ходе подготовки и проведения выборов и намечена «дорожная карта» по завершению процесса восстановления сомалийской государственности в течение ближайших двух лет.

В итоге шестидневных переговоров 27 мая были опубликованы следующие решения НКС:

  1. Аппарат премьер-министра ФРС обязуется в двухдневный срок рассмотреть претензии, официально предъявленные в отношении нейтралитета лиц, включённых ранее в состав Национальной и региональных избирательных комиссий, и заменить политически мотивированных членов комиссий. Председатели комиссий избираются самими членами комиссий после завершения их формирования.
  2. Ответственность за организацию выборов в парламент депутатов от Сомалиленда возлагается на премьер-министра Сомали, который принимает во внимание рекомендации действующего председателя верхней палаты парламента ФРС Абди Хаши Абдуллахи и вице-премьера правительства ФРС Махди Ахмеда Гуледа (представителей племён исак). При этом за Абди Хаши остаётся право назначить 4 членов региональной избирательной комиссии Сомалиленда и по одному члену в Национальную избирательную комиссию и комиссию по урегулированию споров.
  3. Для урегулирования конфликтной ситуации в пров. Гедо и организованного проведения там национальных выборов в течение 3 дней создаётся примирительная комиссия из представителей всех федеральных регионов Сомали, исключая Джубаленд. После проведения консультаций с представителями общественности пров. Гедо эта комиссия предлагает кандидатуры на посты главы района Гарбахаррей (где будут проходить выборы) и его заместителя, которых затем утверждает глава Джубаленда. В своей деятельности примирительная комиссия тесно взаимодействует с премьер-министром страны, отвечающим за обеспечение общественной безопасности в ходе выборов в пров. Гедо. С этой же целью в район Гарбахаррей вводятся полицейские силы АМИСОМ. На период проведения выборов в пров. Гедо избирком, выборщики и кандидаты в депутаты парламента обеспечиваются личной охраной. Все мероприятия по достижению гражданского согласия и подготовке к выборам в пров. Гедо должны быть завершены в течение месяца. Кроме того примирительная комиссия представляет премьер-министру план-график, включающий мероприятия по завершению гражданского примирения и формирования органов власти в пров. Гедо. Запланированные мероприятия должны быть осуществлены не позднее двух месяцев после проведения выборов.
  4. Для обеспечения общественной безопасности в ходе выборов создаётся специальный комитет безопасности во главе с премьер-министром ФРС. В состав комитета также входят начальник федеральной полиции, начальники полиции федеральных регионов и комиссар полиции АМИСОМ. Комитет безопасности подготавливает силы, выделяемые для поддержания общественного порядка на всех избирательных участках на период проведения парламентских и президентских выборов. Все остальные силовые структуры Сомали, как федерального, так и регионального уровня, должны не вмешиваться в происходящие в стране политические процессы и ход выборов. О своей деятельности специальный комитет безопасности постоянно информирует НКС для принятия необходимых решений по поддержанию безопасности в ходе выборов.
  5. Квота представительства женщин в обеих палатах парламента сохраняется на уровне 30%.
  6. Парламентские и президентские выборы в ФРС должны быть проведены в течение 60 дней с момента подписания данного соглашения. Общий график проведения выборов разрабатывает Национальная избирательная комиссия.
  7. НКС несёт ответственность за выполнение настоящего соглашения и под-держание безопасности в стране в целом и в местах проведения выборов. В этой связи НКС проводит регулярные заседания для обеспечения контроля за процессом подготовки и проведения выборов, а также для устранения возникающих проблем.

Объявленные НКС договорённости по преодолению имевшихся разногласий между правительством и федеральными регионами по порядку проведения выборов в Сомали получили положительную оценку как со стороны сомалийских оппозиционных политических группировок, так и на международном уровне. Так называемый Совет кандидатов на пост президента Сомали, в который входят и бывшие президенты страны Шариф Шейх Ахмед и Хасан Шейх Махмуд,  приветствовал решения НКС и заявил о готовности оказывать содействие премьер-министру в их реализации. О своей поддержке достигнутых в Могадишо договорённостей также заявили генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, официальные представители Европейского союза, Африканского союза, региональной организации IGAD, США, Великобритании и соседних с Сомали государств. Вместе с тем, не все политические группировки в Сомали остались удовлетворены решениями НКС. Ряд влиятельных политиков и вождей племён марехан и хавадле, населяющих провинции Гедо и Хиран, соответственно, подвергли резкой критике некоторые пункты соглашения, которые, на их взгляд, противоречат интересам названных племён. Поэтому в процессе практического выполнения достигнутых в Могадишо договорённостей можно ожидать новых непредвиденных трудностей.

В целом же состоявшиеся в конце мая переговоры между федеральными и региональными властями Сомали можно считать успешными. Достигнутые между ними договорённости формально устраняют имевшиеся препятствия к проведению парламентских и президентских выборов на основе Соглашения от 17.09.20. Другое дело – как они будут выполняться. Ведь многие подобные договорённости, достигнутые в прошлом, так и остались неосуществлёнными пожеланиями. Неспроста же нынешний президент Сомали Махамед Абдалахи Махамед (Фармаджо), выступая на закрытии заседания НКС, призвал стороны к взаимному прощению и совместной работе по выполнению договорённостей во имя будущего Сомали.

Конечно, новое дополнительное соглашение о порядке проведения выборов обеспечивает существенное усиление позиции противников президента в предстоящей предвыборной борьбе. Теперь они могут рассчитывать на избрание бóльшего числа своих сторонников в новый парламент не только от пров. Бенадир, ФР Хиршабелле и Гальгудуд, традиционно поддерживающих кандидатов хавие, но и от Сомалиленда, Пунтленда и Джубаленда. С другой стороны, постепенная утрата  Фармаджо своего влияния на происходящие в стране политические процессы, в том числе и на подготовку к выборам, делает весьма проблематичным его переизбрание на пост президента Сомали.

*Примечание: по действующей в ФРС избирательной системе в федеральный парламент от Сомалиленда в действительности избираются не представители самопровозглашённой Республики Сомалиленд, которая проводит собственные, независимые от ФРС выборы, а лишь выходцы из северосомалийских племён, проживающие в основном в Могадишо. Однако при этом им выделяется 46 мест в нижней и 11 мест в верхней палате парламента ФРС.