- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Дебаты в ФРГ по поводу продолжения миссии в Мали

Очередной майский переворот в Мали не только стал новым потрясением для африканской страны, год назад уже пережившей нечто аналогичное, но и поставил под вопрос дальнейшее пребывание там миссии Бундесвера. С одной стороны, напряженность в государстве увеличивает риски для военных из Германии. С другой стороны, их нахождение там укрепляет в глазах скептиков подозрения в том, что внешние силы могут быть причастны к происходящему. Помимо этого серьезное воздействие на внутриполитическую жизнь Германии, приближающейся к выборам, оказывают споры по поводу вовлеченности в зарубежные миссии как таковые.

Ярым сторонником продолжения участия в Мали выступила на днях федеральный канцлер Германии А.Меркель. По ее словам, «наше присутствие на местах по-прежнему важно. Вопросы учебной миссии в Мали и задачи MINUSMA (многопрофильная комплексная миссия ООН по стабилизации Мали — авт), не изменились». Более четко государственную позицию изложил официальный представитель правительства Ш.Зайберт. Он отметил, что дестабилизация стран Сахеля «будет иметь прямые гуманитарные последствия», намекая тем самым, как кажется, на новый виток миграционного кризиса.

В отношении Мали ФРГ традиционно стремится унифицировать подход с Францией, которая назвала проведение демократических выборов в стране «красной линией» для продолжения сотрудничества. В том случае, если требования Запада выполнены не будут, как полагает президент Пятой Республики Э.Макрон, Париж и его партнеры прекратят контакты. Более того, если верить письму министерства обороны Франции, оказавшемуся в распоряжении местных СМИ, то государство ждет от Мали гарантий политического транзита власти как основы для сохранения отношений.

Впрочем, подобная германо-французская связка, с точки зрения ряда экспертов из ФРГ, приносит Берлину больше проблем, чем пользы. Так, член исследовательской группы Ближнего/Среднего Востока и Африки Фонда науки и политики (SWP) В.Лахер в одном из материалов пришел к выводу, что основной движущей силой вовлеченности Германии в миссию в Мали является стремление продемонстрировать готовность и способность выполнять международные обязательства, в то время как в отличие от Франции, федеральная республика имеет существенно меньше интересов в отношениях с африканским государством. Отсюда возникает проблема в виде недостаточной проработанности подходов, вытекающая из игнорирования местной специфики в пользу международной. Говоря о Франции,  эксперт, в свою очередь, отмечает, что и у нее также нет курса в отношении Мали, учитывающего всю сложность ситуации там. В результате, недостатки действий Парижа и Берлина в конечном итоге только усугубляют положения друг друга[i] [1].

Против продолжения миссии Бундесвера в Мали выступают и некоторые однопартийцы А.Меркель, считающие, что она своей риторикой не только отступает от координации с Францией, придерживающейся более жесткого курса в связи с переворотом, но и косвенно поддерживает тех, кто его совершил. В частности, представитель ХДС, специализирующийся на внешней политике,  Н.Рёттген отмечает, «Если офицеры, прошедшие подготовку в Германии, среди прочего, станут путчистами в Мали и будут готовы сотрудничать с исламистами, наша учебная миссия в рамках усилий по борьбе с терроризмом превратиться в фарс».

Схожего мнения придерживаются и «Зеленые», всерьез претендующие на то, чтобы после сентябрьских выборов войти в правительство и, возможно, даже сформировать его самостоятельно. Депутат от данной партии О.Нурипур при этом также как и Э.Макрон настаивает на гарантиях, подчеркивая, что «для передачи власти нужны смелые и видимые шаги». С точки зрения политика, Берлин «должен перестать замалчивать ситуацию. Вместо этого следует оказывать давление, чтобы политический процесс смог продвигаться вперед, иначе все развертывание Бундесвера окажется напрасным». Сходится с ним во мнении и представитель СвДП М.-А. Штрак-Циммерман, рассматривающая в качестве подходящего рычага воздействия установление четких временных рамок.

Впрочем, считать, что в ФРГ сформировался единый фронт против продолжения мандата в Мали, было бы ошибочно. Так, в рядах СвДП есть другое мнение, выразителем которого стал Б.Джир-Сарай, с чьей точки зрения, «бездумный вывод войск дополнительно осложнит сложную ситуацию». Разумеется, достаточно сторонников миссии и в окружении А.Меркель. А вот глава внешнеполитического ведомства Х.Маас (СДПГ), судя по всему, выбрал путь дистанцирования от происходящего в Мали, имея в своем распоряжении более перспективные треки в виде ливийского и палестино-израильского. При этом подобный подход министра стал формироваться еще в начале текущего года, когда он вежливо отказал Э.Макрону в отправке дополнительного контингента в Африку, подчеркнув, что и без этого ФРГ «делает достаточно».

В целом, малийское направление для Германии в настоящий момент превращается в серьезную дилемму. С одной стороны, во внутриполитических дебатах эта тема становится основанием для критики правительства А.Меркель как в контексте широких вопросов об участии в зарубежных миссиях или самостоятельности внешней политики, так и в том, что касается отношений с африканской страной. Более того, не исключено дальнейшее усиление давления на правительство со стороны оппозиции в связи с ситуацией в Мали, поскольку в политических круга и экспертном сообществе вновь нарастает дискуссия об использовании израильских дронов Heron, часть из которых сейчас возвращается из Афганистана, а другие, более современные и способные нести ударное вооружение, могут попасть в Мали по программе модернизации. Мантра правительства о необходимости присутствия в целях сдерживания миграции все эти аргументы блокировать не в состоянии.

С другой стороны, быстро отказаться от обязательств ФРГ также не может. Это подорвет ее позиции как международного партнера в миссиях, осложнив положение  в ЕС и ООН. Более того, Германия не просто имеет мандат до мая 2022 г., но в июле к федеральной республике должно перейти руководство учебной миссией в Мали EUTM, ради чего в апреле Берлин все же пошел на увеличение своего контингента там с 450 до 600 человек. Наконец, проблема участия ФРГ  в зарубежных миссиях сейчас находится не только под давлением оппозиции, настаивающей, что во главу угла нужно ставить безопасность военнослужащих Бундесвера, т.е. граждан Германии, но и под воздействием афганского опыта, в отношении которого непрерывно идет оценка результатов участия в миссии, приводящая, как правило, к неутешительным выводам.

[i] [2] Lacher W. Unser schwieriger Partner. Deutschlands und Frankreichs erfolgloses Engagement in Lybien und Mali Stiftung Wissenschaft und Politik. SWP-Studie 2021/S. 03.02.2021. 39 S. URL: www.swp-berlin.org/publikation/deutschlands-und-frankreichs-erfolgloses-engagement-in-lybien-und-mali/