- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки в Израиле ситуации в регионе после президентских выборов в Сирии. Часть 2

27 мая 2021 г. в Сирии состоялись президентские выборы, на которых убедительную победу (95,1%) одержал действующий президент Башар Асад. Предыдущие выборы в 2014 г., на которых он заручился поддержкой 89% избирателей, вызвали в регионе и западном мире не меньший скептицизм и неприятие, чем нынешние. Семь лет назад заголовки западных и израильских СМИ аналогичны в тональности сегодняшнего дня – «ни у кого нет сомнений в очередной победе президента Сирии Башара Асада, которого поддерживают не более демократические государства, чем сама Сирия», т.е. Россия, Иран, Китай и др.[i] [1]

Отметим предположения и прогнозы, сделанные некоторыми израильскими экспертами до проведения четвертых по счету президентских выборов в Сирии (с момента вступления Башара Асада в должность в 2000 г.)

В частности, аналитик Иерусалимского центра публичной политики (JCPA) Йони Бен-Менахем писал о том, что действия Сирии по восстановлению своих позиций в регионе согласовываются с Россией, министр иностранных дел которой «Сергей Лавров посетил несколько стран Персидского залива, чтобы найти путь для возвращения Дамаска в Лигу арабских государств». Помимо этого «Москва прилагала усилия по подготовке к президентским выборам в Сирии. Владимир Путин хочет сделать этого злодея [Башара Асада] «кошерным» и предоставить ему еще один семилетний срок, несмотря на то, что с начала гражданской войны в его стране прошло 10 лет, на протяжении которых сирийский президент совершал ужасные военные преступления против своих граждан».

Таким образом, фиксировал израильский эксперт, «Америка заняла твердую позицию против проведения президентских выборов в Сирии», тогда как «Россия и Иран намеривались переизбрать Асада». Госсекретарь США Энтони Блинкен выступил с совместным заявлением с министрами иностранных дел Франции, Германии, Великобритании и Италии, в котором решительно высказался против идеи проведения выборов, т.к. «они, по сути, являются российско-сирийскими учениями, направленными на восстановление Асада на посту президента».

Йони Бен-Менахем за несколько месяцев до выборов написал, что «международное сообщество не признает президентские выборы в Сирии, проведенные без наблюдателей, устраняющих фальсификации на выборах». По его словам, «Россия может оказать финансовую помощь режиму Асада и поддержать его в военном отношении… Однако будет интересно посмотреть, как Путин собирается «легитимизировать» Асада»[ii] [2].

В 2013 г. Эфраим Инбар, профессор политологии Бар-Иланского университета, директор Центра стратегических исследований Бегин-Садат (до 2017 г.)[iii] [3] и научный сотрудник американского Ближневосточного форума, полагал, что ошибаются те израильтяне, которые выражают поддержку победе Башара Асада в Сирии. Он считал, что «Израиль должен полностью держаться подальше от сирийского конфликта, надеясь на падение режима Асада. В конечном итоге Израилю будет лучше, если по соседству с ним будет провалившееся государство, а не сильное, поддерживаемое Ираном образование»[iv] [4].

По его словам, «поддерживать диктатора, который убивает свой народ и даже использует химическое оружие, чтобы остаться у власти, отвратительно с моральной точки зрения. На нормативном уровне жестокая диктатура Асада не приемлема для такого демократического государства, как Израиль, даже если альтернативы Асаду не очень заманчивы. В этом мире иногда приходится терпеть диктатуру по разным причинам, но явная поддержка такого режима является моральным позором».

Изменения на Ближнем Востоке, по мнению Э.Инбара, могут происходить только изнутри и в результате политики местных лидеров. «К сожалению, Ближний Восток порождал исключительно деспотов худшего типа, таких как Саддам Хусейн в Ираке и Асады в Сирии, вряд ли являющиеся подходящими лидерами, в которых отчаянно нуждается этот регион, чтобы избежать мракобесия, бедности и угнетения. Заметным исключением стал Мустафа Кемаль Ататюрк, чьи заслуги в настоящее время перечеркиваются правительством Турции под руководством Партии справедливости и развития» во главе с Реджепом Тайипом Эрдоганом.

К тому же, «поддержка Асада отражает неправильное понимание региональных стратегических реалий. Сирия при Асадах была самым стабильным союзником Исламской Республики Иран на Ближнем Востоке. Иран представляет собой серьезнейший стратегический вызов национальной безопасности Израиля, особенно в виду его стремления к ядерному оружию. Выживание режима Асада является первостепенным интересом Ирана для консолидации шиитского полумесяца от Персидского залива до Средиземного моря». Именно поэтому, по словам израильского эксперта, «Иран использует свое влияние в Ираке и Ливане, чтобы посылать шиитских боевиков для поддержки алавитского режима в Сирии».

Иран, – считает Э.Инбар – заклятый враг Израиля, и поэтому его ослабление должно быть первоочередной задачей внешней политики израильского руководства. Падение Асада станет большим ударом по стремлению Ирана к господству на Ближнем Востоке. В интересах еврейского государства – свести на нет иранское влияние в регионе.

Э.Инбар называл заблуждением приписывать правлению Асадов умеренность в связи с тем, что они соблюдали спокойствие на границе с Голанскими высотами. «Все эти годы Сирия без колебаний наносила ущерб Израилю посредством своих прокси в Ливане, «Хизбаллы» и радикальных палестинских группировок. Более того, «умеренный» Асад уже пытался начать ядерную программу с помощью Северной Кореи и Ирана. Если Асад останется у власти, он может попробовать еще раз».

Более того, писал Э.Инбар, «открытая израильская поддержка Асада ставит еврейское государство в тупик в отношениях с большей частью суннитского арабского мира, что является неразумным. Какими бы формальными ни были позиции суннитских государств по отношению к Израилю, они являются его союзниками в попытке помешать Ирану стать ядерной державой.

Действительно, нестабильность в Сирии, вероятная победа там оппозиции, представлялась более опасным сценарием для Израиля, чем режим Асада, который усвоил правила игры. Тем не менее, настаивал Э.Инбар, «стабильная Сирия может превратиться в такое государство-изгой, как Северная Корея. Тогда как история учит, что государства не всегда ведут себя рационально и ответственно. Более того, фундаментальная истина заключается в том, что государства обладают большими возможностями причинять вред своим соседям, чем негосударственные организации».

Израильский эксперт утверждал, что «ИГ может продвинуть интересы Запада в Ближневосточном регионе, т.к. способно подорвать возможности Ирана, «Хизбаллы», Сирии и России». По его словам, «продолжающаяся деятельность террористической группировки помогает «плохим парням убивать плохих парней», и Запад должен позволить ИГ существовать, даже несмотря на его жестокость». То есть существование ИГ эксперт считает предпочтительнее, чем его уничтожение, хотя бы потому, что эта группировка «борется с иранскими прокси, такими как режим Асада, который не менее жесток, чем само ИГ, а также иракское правительство, являющееся, по сути сателлитом Ирана». Более того, по его мнению, «режим Асада убил намного больше людей, чем ИГ»[v] [5].

 

Таким образом, для Э.Инбара «сильные государства по определению более опасны, чем провальные государства». Логика израильского эксперта следующая – только сильные государства могут реализовывать программу создания ракет большой дальности или разрабатывать ядерное оружие. Э.Инбар советовал не опасаться хаоса у соседей Израиля, поскольку это делает их слабее. В качестве явного примера он приводит последствия событий «арабской весны», в результате которой произошло ослабление арабских государств, а Израиль стал более мощным по сравнению со своими соседями.

Интересы Израиля он определял так: держаться подальше от внутренней борьбы в Сирии и уничтожить там любой военный потенциал противника, который может нанести значительный ущерб израильтянам[vi] [6].

Представляется, что семь лет спустя мало что изменилось в подходе «мейнстримовских» израильских экспертов и СМИ к действующему президенту Сирии, которому удалось выстоять, что позволяет ему заявлять о планах на будущее. Правда, стоит отметить (активно продвигаемое Вашингтоном) внедрение нового подхода к решению сложных геополитических и политических проблем, предполагающего решительного реагирования на экологические и климатические вызовы, т.к. они увязываются с вопросами национальной безопасности.

Так, по мнению Кармит Валенси и Ширы Эфрон, экспертов по Сирии Института исследований национальной безопасности (INSS) при Тель-Авивском университете, «к пожару в Сирии привела жестокая реакция режима не на изменение климата, а на демонстрантов». По их мнению, «гражданская война в Сирии является примером того, как изменение климата и экологические проблемы могут раздуть пламя и подорвать стабильность и устойчивость страны». По их словам, «вакуум [должного] управления, как показывает сирийский пример, становится благодатной почвой для радикальных исламистских организаций, таких как ИГ, которые пополняют свои ряды, используя проблемы у населения и потерю доходов в сфере сельского хозяйства».

Эксперты INSS отмечают, что ситуация в Сирии четко иллюстрирует размытую грань между национальной безопасностью в узком смысле этого понятия и ее более широким толкованием. По их словам, «по-прежнему исследователи рассматривают развитие международных отношений в основном через призму политических и военных событий, уделяя меньше внимания вопросам климата и окружающей среды. Такая тенденция характерна для разведывательного сообщества в Израиле и за рубежом… Об этом говорится в отчете Постоянного специального комитета по разведке Палаты представителей США от сентября 2020 г., в котором утверждается, что спецслужбы уделяют недостаточно внимания долгосрочным угрозам национальной безопасности, включая изменение климата».

Эксперты полагают, что Израилю следует извлечь уроки из ситуации в Сирии, и в свои оценки безопасности включить экологические и климатические изменения, а также способность соседних государств с ними справляться. Более того, вопросы климата и окружающей среды носят трансграничный характер и требуют перехода от разрозненного подхода к региональному и даже глобальному. Если спецслужбы, как правило, полагаются на секретные материалы, то оценки изменения климата требуют использования передовых аналитических и методологических инструментов из открытых научных источников. Возможности расширенного моделирования должны быть включены в оценки геополитических рисков для всестороннего анализа взаимосвязи между экологическими/климатическими изменениями и политическими, экономическими событиями, в том числе в области безопасности в регионе, а также их последствий для национальной безопасности Израиля.

Отмечается, что помимо рисков, кризисная ситуация с климатом дает Израилю возможность развивать региональное сотрудничество. Еврейское государство со своими партнерами может способствовать восстановлению окружающей среды и уделять приоритетное внимание инвестициям в те сферы, в которых Израиль имеет преимущество, включая возобновляемые источники энергии, технологии производства и очистки воды, а также ведение сельскохозяйственной деятельности в условиях пустыни. «Направление в это ресурсов, особенно в сочетании с региональным сотрудничеством, могло бы помочь странам региона более эффективно справляться с последствиями изменения климата, которые [как прогнозируется] усугубятся в ближайшие годы»[vii] [7].

В целом, реакцию израильских СМИ и экспертов на ситуацию в Сирии после состоявшихся президентских выборов можно свести к следующему: ожидаемо в очередной раз в ходе имитации выборов победителем был объявлен диктатор и убийца, правящий в разрушенной войной стране; с победой его поздравил (через запятую) Путин, Иран и террористические организации, тогда как Запад не признал их легитимность, т.к. признание нечестных и непрозрачных выборов аморально. В свою очередь эксперты анализируют развитие событий в регионе, исходя из того, что Асад, вопреки прогнозам, не только выстоял, но и укрепляет свой режим, что приходится учитывать в контексте интересов Израиля и обеспечения его национальной безопасности.

[i] [8] Syrian ‘Elections’ Begin // Arutz Sheva. 03.06.2014 — https://www.israelnationalnews.com/News/News.aspx/181347

[ii] [9] The Biden administration versus Syria’s Bashar Assad // JNS. 24.03.2021 — https://www.jns.org/opinion/the-biden-administration-versus-syrias-bashar-assad/

[iii] [10] Научные сотрудники фабрики мысли «правого толка» Центра стратегических исследований Бегин-Садат при Бар-Иланском университете – Эфраим Инбар, Дэвид М. Вайнберг, Яаков Амидрор, Эран Лерман, Гилель Фриш и др. – в 2017 г. вошли в состав Иерусалимского института стратегических исследований (Jerusalem Institute for Strategic Studies, JISS), нового «ястребиного» аналитического центра в сфере безопасности.

[iv] [11] Israel’s interests in Syria // Jerusalem Post. 23.05.2021 — https://www.jpost.com/magazine/opinion/israels-interests-in-syria-314153

[v] [12] ‘Islamic State serves positive function in Syria’ // RT. 31.08.2016 — Israeli think tankhttps://www.rt.com/op-ed/357734-iran-threat-isis-israel/

[vi] [13] Israel’s interests in Syria // Jerusalem Post. 23.05.2021 — https://www.jpost.com/magazine/opinion/israels-interests-in-syria-314153

[vii] [14]A Decade of War in Syria: Between Climate Change and Political Stability // INSS. 24.05.2021 — https://www.inss.org.il/publication/syria-climate-change/