- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об отказе Судана от соглашения по созданию ПМТО ВМФ РФ в Порт-Судане

Судан не считает обязывающими договоренности с Москвой о создании на его территории пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ РФ, поскольку соглашение было заключено с бывшим режимом Омара аль-Башира. Об этом сообщил 4 июня  телеканал «Аль-Арабия» со ссылкой на военные источники в Хартуме.  По словам источника телеканала, договоренность с Москвой «была достигнута с уже не существующим режимом». «Правительство и армия не принимали никаких решений относительно военных соглашений с Россией, любые такие документы должны утверждаться парламентом, — сказал источник. — Мы ясно дали понять Москве, что договоренность о Центре поддержки военно-морских сил не является обязательной к исполнению». По словам источника, Судан продолжает диалог с Москвой, но никакие предыдущие договоренности пока не будут реализованы.  1 июня Судан объявил о пересмотре соглашения с РФ по созданию базы на Красном море. Как заявил начальник Генштаба ВС Судана генерал-лейтенант Мухаммед Усман аль-Хусейн в интервью суданскому телеканалу «Блю Найл», сейчас Хартум ведет переговоры с Москвой по пересмотру договора, «чтобы учесть свои интересы и выгоду». По словам генерала, «ряд статей документа нес некоторый вред Судану». «Это соглашение не было ратифицировано законодательным органом, как того требует процедура одобрения любых международных договоров, — сказал он. — Поэтому мы пока юридически не связаны обязательствами, и у нас есть возможность для внесения поправок и изменений в соглашение о военном сотрудничестве с Россией в Красном море с учетом наших интересов». Генерал добавил, что сделка будет завершена, если она учтет обоюдную выгоду стран, не нанося при этом вреда Судану. «Поэтому мы пересматриваем его, чтобы определить интересы Судана в этом соглашении, и об этом шла речь на последних переговорах [с российской стороной]», — отметил он, выразив надежду, что переговоры с Москвой приведут к результату. Одновременно с этим Мухаммед Усман аль-Хусейн заявил об «открытости его страны к военному сотрудничеству с США». «Ранее Судан вынужден был ограничиваться военным сотрудничеством с Россией и Китаем, но в нынешнюю эпоху после того, как государство было исключено из американского списка стран — спонсоров международного терроризма, мы можем сотрудничать с Америкой и странами Запада», — заметил генерал. При этом в Хартуме не увязывают пересмотр соглашения с Москвой с активным налаживанием отношений с Вашингтоном.   В начале декабря 2020 года стало известно, что Россия заключила соглашение с Суданом о создании на его территории пункта материально-технического обеспечения ВМФ РФ. Он предназначен для проведения ремонта, пополнения запасов и отдыха членов экипажа военных кораблей России. Судан передает РФ в безвозмездное пользование на весь срок действия соглашения территорию и недвижимое имущество, включающие в себя береговую зону и водную акваторию с зоной причального фронта (зону стоянки плавсредств). По условиям сделки ВМФ РФ должен был иметь на базе до 4 кораблей одновременно, включая атомные. Россия заявила, что будет иметь право перевозить через порты и аэропорты Судана «оружие, боеприпасы и оборудование», необходимые для функционирования ПМТО. Максимальная численность военного и гражданского персонала ПМТО не должна превышать 300 человек, ее увеличение возможно по согласованию с Суданом. При этом предусматривалась опция ротации экипажей военных кораблей путем переброски их в Порт-Судан, в силу чего кораблям не надо будет возвращаться на свои российские базы.      Срок действия соглашения — 25 лет с автоматическим продлением на 10-летние периоды в случае, если ни одна из сторон не менее чем за год до истечения очередного периода письменно не уведомит другую по дипломатическим каналам о намерении прекратить действие соглашения.
В этом решении суданских властей нет ничего нового и неожиданного.  Сигналы о таком варианте действий суданской стороны поступали в течение последних месяцев, другое дело, что в Москве старались «не выносить сор из избы».  Представляется, что во время запланированного на 9 июня  визита министра иностранных дел Судана Мариам ас-Садик аль-Махди в Москву с целью смягчить противоречия ситуация кардинальным образом не изменится.  Нужда в этом отпала: почему – ниже. Конфликт в начале мая вокруг российского ПМТО в Порт-Судане привел к нежелательному охлаждению отношений между Москвой и Хартумом. Помимо отмены визита министра иностранных дел  последовали очень негативные комментарии от суданских военных.  Публично дипломатического кризиса нет. В частном порядке между внешнеполитическими ведомствами России и Судана существуют «сильные разногласия».  Если официально, то  причина напряженности кроется в соглашении, заключенном между режимом свергнутого президента Омара аль-Башира [1] и Москвой  о создании российского ПМТО в Порт-Судане на Красном море. В начале мая несколько средств массовой информации сообщили, что суданские власти приостановили действие соглашения. Эти сообщения были немедленно опровергнуты российским послом в Хартуме Владимиром Желтовым [2]. Посол пытался сохранить лицо, но, как опытный дипломат, уже понимал, куда дует ветер.  В реальности причина провала этого соглашения сложнее и проще одновременно. Просто стороны преследовали разные цели.   Скандал разгорелся всего за несколько дней до того, как  суданская делегация из 60 человек — в том числе 10 высших правительственных чиновников — отправилась на Парижский саммит по финансированию в Африке 18 мая. 17 мая президент Франции Эммануэль Макрон [3] провел конференцию в поддержку переходного периода в Судане, в ходе которой было объявлено о прощении суданского долга почти на 8 млрд евро. Вот это первый момент, который кардинально изменил риторику, но не изначальную позицию Хартума. Некоторые наблюдатели усмотрели (и правильно сделали) в отказе соглашения по созданию ПМТО ВМФ РФ в Порт-Судане опцию для премьер-министра Абдаллы Хамдока [4] и председателя Суверенного совета Абдель Фатаха аль-Бурхана [5] чтобы укрепить свои полномочия перед международными донорами. МИД России, который не был представлен на саммите, поспешил заявить о своем «недоумении». А зря,  налицо просчет в анализе ситуации со страноведческой и экономической точек зрения. Вместо анализа было желание кого-то снова «грохнуть» очередной «антиамериканской инициативой» и продемонстрировать расширение российских военных возможностей в Индийском океане. Более того, об этом доложили президенту РФ В.В.Путину, как о свершившемся практически факте.  При этом мы уже сообщали ранее, что эта идея была провальной еще со времен О.ль-Башира. Российская дипломатия должна была уже научиться тому, что практически всегда тезис о военной дружбе с Москвой возникает в таких столицах ( в том числе и в Хартуме) только в рамках торговли с Западом   за те или иные преференции. Это не значит, что суданцы (и вообще, африканцы) не хотят «дружить». Очень хотят, но за российский счет. Логика простая — сначала вложите несколько миллиардов в твердой валюте в строительство инфраструктуры в чистом поле (а именно об этом шла речь), поставьте нам оружие по льготному кредиту, который мы все равно не отдадим, а года через два мы вас отсюда выдворим под благовидным предлогом, и на ваше место придут более состоятельные партнеры, которые будут платить в твердой валюте за аренду построенного вами объекта. Как,  например, ОАЭ в Бербере в Сомали.   Разногласия между Москвой и Хартумом по поводу ПМТО в Порт-Судана на самом деле имеют долгую историю. Когда в прошлом году тогдашний президент США Дональд Трамп [6] исключил Судан из американского списка стран, спонсирующих терроризм, он, как говорят местные источники, обусловил это исключение отсутствием какого-либо российского присутствия в Красном море. Интересно, а российские дипломаты в Хартуме сообщали об этом в Москву? Это вторая важнейшая причина провала этого проекта. Но в Москве почему-то решили, что это пожелание ушло вместе с Трампом, и российские СМИ недавно сообщили о прогрессе проекта создания ПМТО в Порт-Судане. Однако спутниковые снимки этого района показывают, что на месте, где должна была располагаться база, не было построено никакой новой инфраструктуры. И, очень хорошо, деньги можно и должно тратить с большим смыслом.   Видимо, затевая всю эту историю, российская сторона исходила из того, что на протяжении десятилетий Судан находился в военной зависимости от Москвы из-за жестких санкций, введенных Вашингтоном против правительства бывшего президента Омара аль-Башира. Однако с тех пор как он был свергнут [7] в апреле 2019 года, Судан сблизился с Соединенными Штатами, которые в прошлом году исключили Хартум из своего черного списка стран-спонсоров террористов. Суданская сторона никогда не делала никаких заявлений, но Россия заявила, что в декабре прошлого года подписала 25-летнее соглашение с Суданом о строительстве и эксплуатации ПМТО в Порт-Судане, сообщает AFP. «Эта сделка была подписана при бывшем правительстве национального спасения»,- сказал начальник Генштаба ВС Судана генерал Мухаммед Усман аль-Хусейн в интервью, которое транслировалось на прошлой неделе. Это на заметку российским дипломатам: каждое новое правительство Судана не несет никакой ответственности за договоренности своего предшественника. Это исключает любые долгосрочные инфраструктурные проекты в этой стране по факту. Если вы, конечно, не можете одним росчерком пера  удалить Судан из международной финансовой системы.  В противном случае вы можете строить базу только там, где у власти с вашей помощью сидит лидер, который никак не сможет помириться с Западом. Если он имеет хоть малейшую возможность сделать это без своего уничтожения, то ничего строить не надо. Это пустая трата денег и времени для бюджета, но радость для подрядчиков. Но кормить таким образом подрядчиков неблагодарная задача. К тому же в соответствии с переходной конституцией Судана международные соглашения, как правило, ратифицируются законодательным органом, который еще не создан. С августа 2019 года Судан возглавляет переходная администрация, которая стремится положить конец международной изоляции страны. Правительство установило более тесные связи с США, и в декабре прошлого года Вашингтон исключил Хартум из списка государств-спонсоров терроризма. В марте американский военный корабль посетил Порт-Судан, что «подчеркивает готовность» американских военных «укрепить свое возобновленное партнерство» с Вооруженными силами Судана, заявило тогда посольство США в Хартуме. Эсминец с управляемыми ракетами USS Winston S Churchill пришвартовался вскоре после прибытия в порт российского фрегата «Адмирал Григорович». «Мы начали восстанавливать наши военные связи с США», — сказал Мухаммед Усман аль-Хусейн. «Американцы все еще нащупывают свой путь после долгого бойкота… но мы открыты к сотрудничеству». Генерал себя зря утешает: США не потратят ни цента для того, чтобы строить свою базу в Судане. У них уже есть несколько баз по всему периметру Индийского океана, начиная от Джибути и заканчивая Диего-Гарсия. В Хартуме у них дислоцируется на базе посольства крупнейшая станция РЭБ, и этого им пока достаточно. А управлять суданскими правителями можно и через банки.