- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Алжире: май 2021 г.

1 мая Министерство национальной обороны (МНО) Алжира объявило об аресте в районе Таманрассета на крайнем юге страны алжирского джихадиста, который ранее состоял в составе одной из «террористических групп» в Сахеле. По данным оборонного ведомства, некий А.Меллуки стал боевиком в 2012 г.

6 мая МНО Алжира сообщило, что в ходе антитеррористической операции в регионе Медеа уничтожен 1 джихадист. К тому дню с начала года в ходе антитеррористических операций алжирские военные уничтожили 9 джихадистов. В столкновениях погибли 3 военнослужащих.

1 мая около 300 активистов и неправительственные организации призвали власти прекратить «войну против алжирского народа». Этот призыв был распространен через сайты, близкие к протестному движению «Хирак». Подписавшие призыв потребовали освобождения политических заключенных, прекращения юридического преследования политической оппозиции и активистов движения «Хирак», восстановления «конституционных свобод». «Снова пытки. Повседневным становится полицейское насилие. Ничто не может оправдать правительство, которое с такой жестокостью обращается с гражданами своей страны», — отмечалось в заявлении.

2 мая президент Алжира Абдельмаджид Теббун поручил правительству страны начать диалог с «социальными партнерами» с целью снизить накал противостояния с активистами протестного движения. Это поручение прозвучало на заседании Совета министров. В этот момент в районе комплекса зданий канцелярии президента проходила манифестация сотрудников Службы гражданской обороны, и в частности, пожарников. Все участники акции были в униформе. Они требовали повышения зарплат и улучшения условий труда. Полиция применила силу и слезоточивый газ против участников этой манифестации. МВД Алжира обвинило протестовавших в том, что они якобы были мотивированы «сторонами, враждебными Алжиру» и участвовали в «заговоре против страны». Что называется, без комментариев, ибо глупости не комментируются.

Тревожный признак для непопулярного режима – быстрое умножение социальных конфликтов с сотрудниками государственных служб, работающими в сферах образования, сбора налогов, железнодорожниками, пожарными, работниками сферы здравоохранения.

3 мая МВД Алжира объявило о приостановке работы и уголовном преследовании примерно 230 пожарников, участвовавших накануне в акции протеста. В ответ их коллеги в знак солидарности заявили о возможности всеобщего увольнения в случае, если те не будут восстановлены на работе.

Пожарники, как и полицейские, в условиях Алжира не имеют права на забастовки и манифестации.

4 мая алжирская полиция второй раз подряд воспрепятствовала попыткам студентов провести традиционную вторничную манифестацию. При этом несколько десятков человек были арестованы. Арестованных неделей ранее студентов позднее отпустили на свободу. Но до этого их вынудили подписать обязательство не участвовать больше в еженедельных шествиях по вторникам. В противном случае им грозит тюремное заключение.

6 мая алжирские власти ужесточили тон по отношению к участникам социальных протестов, осудив практику «использования профсоюзной активности некоторыми подрывными движениями».

Несмотря на неприятие властями студенческих манифестаций по вторникам, в пятницу, 7 мая, протестное движение «Хирак» вновь, в 116-й раз с 22 февраля 2019г., вывело своих сторонников на улицы крупнейших городов страны. На сей раз, впервые со времени возобновления пятничных манифестаций в феврале с.г., шествие пошло по новому маршруту, минуя проспект «Дидуш Мурад», ведущий в Главному почтамту, ставшему символом протестного движения. Оно шло из квартала Баб эль-Уэд минуя центр города в квартал Белуиздад (бывший Белькур). Оба они в свое время были оплотами исламистов.

Вслед за изменением маршрута манифестации МВД Алжира предупредило, что маршруты пятничных шествий движения «Хирак» должны в предварительно согласовываться с властями. Несоблюдение этого требования «лишает манифестацию какой-либо легальности» и повлечет за собой соответствующие последствия, отмечалось в коммюнике ведомства.

11 мая в третий раз подряд алжирские власти воспрепятствовали проведению студенческой манифестации, а 14 мая они не допустили пятничную манифестацию в столице. Напротив, шествия прошли в Оране, Мостаганеме, Джиджелли, Беджаие и Тизи-Узу. Уже 17 мая 31 манифестант из числа тех, кто попытался участвовать в шествии 14 мая, был приговорен к различным срокам в тюрьме строгого режима, в том числе 23 в Сетифе и 8 в Алжире. Еще 13 человек находились в ожидании судебных процессов.

21 мая алжирские власти не допустили проведения протестных манифестаций в Алжире и ряде других городов страны. При этом были арестованы сотни активистов. В пятницу 28 мая история повторилась. Исключение, как и ранее, составили основные города Кабилии – Тизи-Узу и Беджаия.

4 мая алжирская активистка Амира Бурауи получила 2 года тюрьмы строгого режима по обвинению в «оскорблении ислама» и еще такой же срок по обвинению в «оскорблении президента республики». 45-летня гинеколог до приговора находилась на свободе. По первому делу прокуратура требовала 5 лет тюрьмы, по второму – 3 года.

Согласно алжирскому законодательству, вынесенные одновременно приговоры не суммируются, а исполняется только одно – самое продолжительное.

Ранее А.Бурауи уже осуждалась на непродолжительное время. 2 июля 2020г. его выпустили из тюрьмы на временную свободу.

8 мая Алжир впервые отметил как национальный праздник Национальный день памяти. Он был учрежден в память о жестоком подавлении Францией 8 мая 1945 г. сторонников независимости Алжира. Новый праздник отмечался на фоне ожиданий со стороны Алжира от Франции признания «преступлений колониализма». Памятная дата была установлена президентом Алжира Абдельмаджидом Теббуном годом ранее «в знак признания огромных жертв, понесенных алжирским народом в ходе  расправы 8 мая 1945 г. и после начала войны за независимость 1 ноября 1954 г.». По алжирским данным, 8 мая 1945 г. в Константине погибли до 45 тысяч человек. Французские историки называют цифру от нескольких тысяч до 20 тысяч, среди которых были 103 европейца.

11 мая состоялся телефонный разговор между президентами Алжира и Франции А.Теббуном и Э.Макроном. Как сообщила канцелярия президента Франции ссылаясь на слова последнего, он пожелал, чтобы работа по совместной истории «продолжалась в духе примирения».

10 мая стало известно, что президент А.Теббун предписал алжирским компаниям в 10-дневный срок разорвать их контракты с иностранными компаниями, и в частности, с марокканскими, поскольку эти сделки якобы могут «нанести ущерб» стране и ее безопасности.

11 мая Верховный комиссариат ООН по правам человека заявил, что ООН «все больше и больше озабочена» ситуацией с правами человека в Алжире, где, по его оценке, нарушаются фундаментальные права, такие как свобода выражения мнений и свобода мирных собраний. Как заявил на регулярном брифинге в Женеве представитель Комиссариата Рупер Колвиль, со времени возобновления пятничных манифестаций движения «Хирак» 13 февраля с.г. ООН получила данные, согласно которым для подавления этих шествий «бесполезно и непропорционально использовалась сила против мирных манифестантов, а также проводились массовые аресты». Его устами ООН потребовала «от алжирских властей уважать положения президентского помилования, предоставленного активистам движения «Хирак», и прекратить любые формы устрашения в их адрес».

12 мая президент А.Теббун утвердил новую алжиро-французскую конвенцию об экстрадиции. Согласно тексту документа, правительство Алжира и правительство Франции «обязуются передавать на основе взаимности и на основании норм, установленных этой конвенцией, лиц, преследуемых или осужденных компетентными юридическими властями». Экстрадиции подлежат лица, осужденные на срок в 1 год и более. Президент Франции Э.Макрон утвердил эту конвенцию еще в марте после того, как она была одобрена Национальной ассамблеей и Сенатом.

Конвенция была подписана в январе 2019 г. Она пришла на смену аналогичному документу, подписанному в 1964 г.

В период с 2014 по 2019 гг. обе страны выдали 38 запросов на экстрадицию. 30 касались выдачи французов из Алжира, 8 – алжирцев в обратном направлении.

14 мая Научный комитет, занимающийся вопросами борьбы с пандемией в Алжире, дал «зеленый свет» на открытие границ страны при «строгих» условиях после того, как они были закрыты в течение более чем года. Как заявил министр здравоохранения Алжира Абдеррахман Бенбузид, прибывающие в страну алжирцы и иностранцы должны будут представить негативный тест ПЦР давностью не более 36 часов, а также сдать тест по прибытии на усмотрение алжирских властей. В случае позитивного результата их ожидает 10-дневный карантин.

По состоянию на 14 мая в 44-миллионном Алжире было зарегистрировано около 125 тысяч случаев инфицирования коронавирусом. Умерли 3355 человек. Ежедневно в стране фиксировалось до 200 новых случаев.

18 мая от властей последовало уточнение. Они дали добро на восстановление воздушного сообщения с 1 июня, однако оставили закрытыми наземные границы. Первоначально предполагалось восстановить воздушное движение с 4 странами – Францией, Турцией, Испанией, Тунисом.

18 мая канцелярия президента Алжира сообщила, что Высший совет безопасности включил в список «террористических организаций» проберберское и считающееся сепаратистским «Движение за автономию Кабилии» (ДАК) и исламо-консервативную организацию «Рашад». Обе организации базируются вне Алжира.

Один из судов Алжира в конце марта выписал международные постановления на арест в отношении сооснователя «Рашад», бывшего дипломата Мохаммеда Ларби Зитута. Про него известно, что он проживает в Великобритании. Постановления на аресты были также выписаны в отношении еще трех активистов этой организации. По данным алжирских властей, к движению «Рашад» примкнули бывшие активисты запрещенного в 1992г. Исламского фронта спасения. Лидер ДАК Ферхат Мхенни проживает в Париже.

20 мая в Алжире стартовала предвыборная кампания перед назначенными на 12 июня досрочными парламентскими выборами.

26 мая, на следующий день после вынесения очередной порции приговоров активистам движения «Хирак», глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан призвал к продолжению реформ в Алжире «при уважении общественных свобод» и «свободы прессы».

29 – 30 мая в Алжире побывал глава Правительства национального единства Ливии Абдель Хамид Дбейба. В этой связи министр иностранных дел Алжира Сабри Букадум сообщил, что две страны работают над тем, чтобы возобновить наземное и морское сообщение между ними. В те же дни состоялся алжиро-ливийский бизнес-форум, в котором приняли участие свыше 400 человек, в том числе 150 ливийцев.

В целом, не может не тревожить рост числа социальных конфликтов в Алжире. В них включились даже те категории, которые теоретически могли бы служить оплотом режима. В этой связи понятно поручение президент Алжира А.Теббуна от 2 мая начать диалог с «социальными партнерами» с целью снизить накал противостояния с активистами протестного движения. В этой связи вызывает тревогу исход парламентских выборов в условиях, когда прежние оплоты режима – партии Фронт национального освобождения и Национальное демократическое объединение – дискредитированы, а партии традиционной системной оппозиции типа Фронта социалистических сил отказались от участия в плебисците. Эту ситуацию могут использовать в своих интересах исламистские партии, которые никуда не делись из Алжира.