- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Перспективы сотрудничества Израиля с партнерами на Балканах

Глава внешнеполитического ведомства Греции Н.Дендиас на днях завершил визит в Приштину, где подчеркнул, что Афины работают над интеграцией Западных Балкан в Европейский союз, параллельно пресекая попытки неевропейских государств «создавать сферы влияния или базы под предлогом культурных, исторических или религиозных отношений». Представитель греческой стороны призвал Косово и Сербию к активизации усилий по поиску урегулирования существующих между ними противоречий. В отношении самой частично признанной республики Н.Дендиас сообщил, что Афины поддерживают либерализацию визового режима для ее граждан в ЕС, также готовы оказать содействие в вопросах внедрения высоких технологий в энергетическую сферу. Наконец, отдельный акцент главой греческой дипломатии был сделан на Трансадриатическом газопроводе.

Сказанное министром, как кажется, было продиктовано двумя важными соображениями. С одной стороны, недавними переговорами с его турецким контрпартнером М.Чавушоглу, по итогам которых Н.Дендиас сообщил СМИ, что у Афин и Анкары «диаметрально противоположные взгляды по очень многим вопросам». С другой стороны, Греция явно ориентируется на предстоящие саммиты ЕС и НАТО, в ходе которых будет обсуждаться широкая проблематика, связанная с регионом. Впрочем, несмотря на заметную связь с европейской повесткой дня, все происходящее имеет большое значение для Израиля, поскольку открывает пути для многосторонней кооперации с Балканами. Последнее особенно интересно, если вспомнить о планах Европейского союза подключить ближневосточное государство к Трансадриатическому газопроводу. Обсуждалась эта инициатива еще в 2013 г. как своего рода страховка от неудач EastMed, который при самом благоприятном прогнозе может быть  запущен не ранее 2025 г., а задача диверсификации поставок «голубого топлива» для Брюсселя актуальна уже сейчас, главным образом ввиду позиции Вашингтона.

В последнее время новый шаг к сближению с Иерусалимом сделали в Приштине. На фоне майской эскалации палестино-израильского конфликта власти Косово не только поддержали право Израиля на самооборону, но и открыто осудили ХАМАС, подчеркнув, что фактическое руководство Газы «держит палестинских мирных жителей в заложниках в своей войне». Несмотря на то, как хотели показать ситуацию в турецкой прессе, если верить местным экспертам, то население Косово в целом более лояльно к Израилю, если сравнивать общественные настроения в частично признанной республики с пусть и умеренными арабскими государствами. Связано это с тем, что Израиль пошел на признание Косово, в то время как палестинцы – нет. Соответственно, в отношениях с ними работает не принцип солидарности, а правило симметричного ответа.

Помимо этого, балканские эксперты склонны видеть в реакции Приштины на вспышку насилия свидетельство серьезности ее намерений в отношении реализации договоренностей, достигнутых под патронажем Д.Трампа с израильской стороной. Несмотря на расхождение во взглядах на многие принципиальные темы, в том числе палестинскую, между новой и старой администрацией США, майский конфликт показал, что Дж.Байден не отступает от основ американо-израильского партнерства, относящихся к безопасности ближневосточного союзника. К этой точке зрения, Косово, по сути, и присоединилось.

Впрочем, Израиль пока, судя по всему не готов сделать окончательный выбор в пользу более тесного сближения с Косово, которое неизбежно повлечет за собой напряженность с Сербией. Более того, согласно последним по времени комментариям посла ближневосточной страны в Белграде Я.Вилана в интервью cербскому частному телеканалу Prva TV, шаг в отношении Приштины был сделан Иерусалимом в контексте договоренностей Сербии и Косово с США, цитируя дипломата «под давлением Америки». Сказанное израильским представителем вызвало негодование министерства иностранных дел Сербии, глава которого сообщил, что Израиль подписывал с Сербией и Косово разные документы, а также намекнул на то, что у страны был шанс не поддаваться уговорам Вашингтона, как это сделал сам Белград. Также во внешнеполитическом ведомстве вновь акцентировали внимание на том, что данный факт ставит под вопрос перенос сербской дипломатической миссии из Тель-Авива в Иерусалим.

Впрочем, полностью противоречия, наметившиеся фактически сразу после достижения упомянутых договоренностей, не ограничивают кооперацию между странами. Так, Израиль, Сербия, наряду с военными из США и Кипра приняли участие в стартовавших недавно учениях в Греции под названием «Орион-21». Сообщается, что в них были задействованы передовые силы специального назначения указанных государств, а сценарий тренировок предполагал отработку поисково-спасательных, разведывательных операций, а также гибридной войны. Ранее Афины и Иерусалим отправили свои контингенты на учения ВВС, в которых отрабатывалась оперативная совместимость с партнерами, включая ОАЭ, Египет и Иорданию, что составляет другой вектор сближения Балкан и Ближнего Востока, где израильская сторона предлагает союзникам также стать сопричастными к процессу нормализации с Иерусалимом и умеренными региональными режимами.

Еще одной потенциальной точкой напряженности для израильской дипломатии на Балканах является Босния, власти которой на фоне эскалации ближневосточного конфликта выразили поддержку палестинской стороне. Впрочем, ситуация выглядит не совсем однозначной, принимая во внимание тот факт, что Республика Сербская – населенная преимущественно боснийскими сербами часть Боснии и Герцеговины, со своей стороны Израиль поддержала. Связано это с давними дружественными отношениями между ними, которые привели в числе прочего к тому, что известные историки из ближневосточной страны Р.Исраэли и Г.Грейф ранее были выбраны местными властями в качестве глав комиссий по расследованию событий в Сребренице и Сараево во время Боснийской войны 1992-1995 гг.

Помимо этого в указанный период в Боснии и Герцеговине стала наблюдаться  активизация Турции, в СМИ которой предпринималась попытка создать из Косово, Албании и Боснии образ единого фронта, осуждающего израильскую агрессию. В дополнение к этому еще в апреле нынешнего года Анкара попыталась обвинить Словению в том, что она якобы неофициально продвигает вопрос пересмотра границ на Западных Балканах. Со своей стороны из Сараево последовали дружественные ремарки в адрес турецкой стороны, где Анкара была названа ключевым союзником, поддерживающим интеграцию государства в структуры ЕС и НАТО. Особенно примечательно, что такого рода риторика стала звучать именно в тот момент, когда турецкие власти решили вернуться к более деятельному участию в работе Североатлантического альянса и обсуждению сближения с ЕС.

Таким образом, в настоящий момент складываются условия для расширения сотрудничества между Израилем и балканскими странами. При этом одну из главных ролей в наращивании взаимодействия способна сыграть Греция, которая таким образом может укрепить свое влияние в регионе, добиться продвижения интересующей ее повестки дня в ЕС, а также содействовать реализации энергетических проектов при финансовом участии США. Помимо Турции, одним из барьеров в реализации стратегии сближения с балканскими странами для Израиля остается напряженность между Косово и Сербией. В настоящий момент стороны готовятся возобновить переговоры при посредничестве ЕС, однако для ближневосточной страны определяющее значение в краткосрочной перспективе на указанном треке будет иметь курс США, которые видят больший потенциал в продвижении своих интересов через Приштину, а не Белград.