- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Военная оценка обострения палестино-израильского конфликта в мае 2021 года. Часть 1

Очередной раунд противостояния в секторе Газа между Израилем и организациями ХАМАС и «Палестинский исламский джихад» продемонстрировал многочисленные новые возможности, разработанные обеими сторонами.

Если предыдущие столкновения были вызваны требованиями ХАМАСа об оказании экономической помощи или ослаблении израильских ограничений вокруг Газы, новый раунд обострения палестино-израильского конфликта подпитывался очевидным желанием группировки утвердить свое лидерство в палестинском деле. За отменой выборов в законодательные органы и протестами в Иерусалиме ХАМАС увидел возможность заявить о себе, как о «защитнике священного города» за счет своих соперников из ФАТХа. Как только межобщинные беспорядки и столкновения вспыхнули внутри Израиля и на Западном берегу, ХАМАС посчитал, что у него есть шанс воспламенить всю Палестину.

Военное противостояние началось 10 мая, когда ХАМАС выпустил ракеты по Иерусалиму. В ответ Израиль попытался серьезно снизить военный потенциал ХАМАСа  и «Палестинского исламского джихада», чтобы восстановить долгосрочное сдерживание и относительное спокойствие на своем южном фланге. Для достижения этих целей в рамках операции «Страж стен» Армия обороны Израиля применила более агрессивный подход, чем в предыдущих раундах боевых действий.

С израильской стороны главным фаворитом противостояния западные эксперты называют систему противоракетную обороны «Железный купол». Как утверждается, благодаря её широкомасштабному развертыванию по всей стране, удалось  перехватить более 1500 из более 4000 ракет и минометных выстрелов, выпущенных по Израилю. Еще одна новая возможность заключалась в использовании высокоточных тяжелых управляемых бомб проникающего действия. Это оружие активно применялось для разрушения широкой сети подземных туннелей, оборудованных ХАМАСом и называемых израильскими военными «Метро Газы». Специалисты, отдельно отмечают новую организацию боевого управления, развернутую АОИ в ходе операции. Задействованная сеть обеспечила значительное сокращение времени ответной реакции ЦАХАЛа на удары противника, обоснованный выбор необходимых средств поражения и высокую точность их применения.

Со своей стороны, боевики из Газы также использовали свои силы по-новому, но с неоднозначными результатами.

Новая тактика ХАМАСа и «Палестинского исламского джихада»

Палестинцы бросили вызов «Железному куполу» обширными залпами своих ракетных арсеналов. Последние, как известно, сформировались в результате контрабандных поставок из Ирана, а также являются продукцией местных оружейных производств, в основе которых, опять же, лежат иранские ноу-хау.

Согласно данным ресурса The Iran Primer, на вооружении бригад «Иззaд-дин aль-Кассам» ХАМАСа находятся изделия иранского производства: 107- и 120-мм неуправляемые ракеты с дальностью пуска от 8 до 40 км, ракеты «Фаджр 2» (дальность 43 км) и 333-мм ракеты «Фаджр 3» (75 км). Из Сирии группировка получила ракету М302 с дальностью 180 км. Местные производители изготавливают ракеты Q-12/20, S-40/55, а также модели М-75, J-80/90, R-160, А-120 и SH-85, дальность стрельбы которых соответствует их числовому индексу.

В качестве новинки в мае 2021 года ХАМАС представил ракету «Айяш 250» (Ayyash 250) с заявленной дальностью стрельбы 250 км. Эксперты оценивают её, как самое крупное изделие большой дальности, когда-либо изготовленное в Газе. Хотя организация соответствующего производства впечатляет с технической точки зрения, военная ценность Ayyash 250 ограничена чрезвычайно низкой точностью и тем фактом, что наиболее важные цели в Израиле находятся намного ближе к Газе (Иерусалим, например, всего в 77 км).

Бригады «Кудс» «Палестинского исламского джихада», согласно тому же источнику, вооружены аналогичной продукцией иранского производства. К ним добавляются так называемые ракетоподобные изделия типов «Бадр 1» (Badr 1, он же «Ад Ашкелона») и «Кассим» (Qassim). Об их возможностях по дальности не сообщается. Относительно Qassim известно, что ракета может нести боевую часть массой до 400 кг. Продукция местного производства включает ракеты «Град 20/40» и «Борак 70/100/120» (Boraq), дальность которых равна соответствующему индексу.

В арсенале «Палестинского исламского джихада»  эксперты отдельно отметили ракету Badr 3. Палестинцы впервые представили её в 2019 году. Утверждается, что модель способна нести БЧ массой от 300 до 400 кг. Точные сведения относительно дальности отсутствуют. Вместе с тем, сообщается, что в мае 2021 года «Палестинский исламский джихад»  применил Badr 3 для ударов по городам Ашкелон и Нетивот – как результат, дальность действия составила не менее 13 км.

Отмечается, что конструкция Badr 3 не является сложной и могла быть разработана в Иране специально для производства на местах прокси-силами всего Ближнего Востока. Модель почти идентична ракете Qassim, представленной Техническим управлением военного производства (TDMP) Сил народной мобилизации Ирака, поддерживаемых Тегераном.

В мае 2021 года ХАМАС и «Палестинский исламский джихад»  применяли свои ракеты массированными залпами, которые повторялись с высокой частотой, а атакуемые цели находились на значительном расстоянии от места старта. Общее число ракет в одном залпе могло превышать 50. Зачастую десятки запусков выполнялись одновременно по одной цели из разных районов Газы. В отдельном случае за 20 минут было выпущено около 140 ракет. Палестинцы применили новые системы залпового огня, объединяющие 6, 9 и 12 тяжелых ракет, атакующих объекты на расстоянии 70–90 км. Очевидная цель этой тактики – добиться насыщения системы «Железный купол».

В течение первой недели боевых действий предпринимались постоянные ракетные атаки против региона Тель-Авива. Всего было выпущено 4360 ракет и минометных выстрелов (из них более 600 упали в Газе). В среднем, за 11 дней конфликта это составило около 390 пусков в сутки. Для сравнения: в 2008-2009 годах в течение 22 дней палестинцы выпустили примерно 650 ракет (29 в день), в 2012 году – 1500 за 8 дней (187 в день) и в 2014 году выполнено более 4500 пусков в течение 50 дней (90 в сутки).

Однако принятая тактика насыщения имела лишь ограниченный успех, поскольку модернизации «Железного купола», в значительной степени, свели на нет более тяжелые последствия. По данным Генерального штаба ЦАХАЛа, система ПРО поддерживала уровень в 90%  перехвата ракет, нацеленных на населенные пункты и объекты критической инфраструктуры Израиля (например, морские газовые платформы, ядерный объект в Димоне, крупнейшие аэропорты страны). Показатель эффективности перехвата сравним (если не превосходит) с предыдущими раундами противостояния, которые характеризовались более низкой интенсивностью огня палестинцев. Определенным исключением западные эксперты считают удар по газопроводу недалеко от Ашкелона на начальной стадии конфликта.

Наряду с усиленными ракетными обстрелами ХАМАС предпринял ряд попыток атаковать Израиль с использованием беспилотных летательных (БПЛА) и необитаемых подводных аппаратов. Так, согласно публикации Института исследований национальной безопасности (INSS, г. Тель-Авив), из сектора Газа был запущен ряд БПЛА-камикадзе с неподвижным крылом, снаряженных взрывчаткой, которую планировалось подорваться на территории Израиля. ЦАХАЛ сбил по меньшей мере 4 подобных дрона. Первый перехват выполнил «Железный купол». Один беспилотник был сбит израильским истребителем с помощью ракеты «Питон» класса «воздух-воздух». Для уничтожения других использовались, согласно источнику, «секретные средства». Помимо того, на территории Израиля были обнаружены мультироторные БПЛА со взрывчаткой, которые обезвреживались специализированными группами разминирования.

В ходе боевых действий ЦАХАЛ также предотвратил запуск ряда БПЛА ударами по их стартовой инфраструктуре. Так, 12 мая 2021 года ВВС уничтожили пусковую БПЛА типа «Шехаб» (Shehab) и обслуживающую её группу палестинцев. В аналогичном контексте, в ходе операции и в рамках усилий по предотвращению применения беспилотных аппаратов ЦАХАЛ атаковал оперативную квартиру командира подразделения БПЛА ХАМАСа Самара Абу-Дака (Samar Abu-Daka).

На восьмой день операции, 18 мая 2021 года корабли и истребители ВВС Израиля уничтожили подготовленные к применению необитаемые подводные аппараты и обслуживающих их персонал. По данным Вашингтонского института ближневосточной политики подводные аппараты имели БЧ массой до 30 кг и предназначались для поражения кораблей и газовых платформ.

Специальное подразделение ХАМАСа «Нухба» предприняло попытку проникнуть на территорию противника через трансграничные туннели. Попытку вскрыли разведывательные службы Израиля – туннели перекрыли подземными бетонными заграждениями и разрушили авиаударами. Единственный номинальный оперативный успех, по мнению экспертов, ХАМАС достиг путем применения противотанковых управляемых ракет. ПТУРы трижды обстреливали израильские поселения и военнослужащих в приграничном районе Газы, что привело к гибели одного военнослужащего.

ХАМАС также направил прямые призывы к израильским арабам и палестинцам с Западного берега присоединиться к боевым действиям, что способствовало разжиганию беспрецедентных народных волнений внутри Израиля. В конечном итоге эти выступления удалось сдержать массированным задействованием израильской полиции и удвоением число батальонов ЦАХАЛа на Западном берегу. Постоянная координация между службами безопасности Израиля и палестинских властей также способствовала поддержанию стабильности. Тем не менее, хотя ситуация не переросла в полное восстание, на которое надеялся ХАМАС, тот факт, что группировка смогла придать столкновениям в Газе более широкий резонанс среди палестинской общественности, может иметь серьезные стратегические последствия в случае возобновления боевых действий.