- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ситуации в алжирском строительном секторе

Продолжающаяся коронавирусная пандемия в совокупности с алжирскими чиновниками нанесли огромный урон частному сектору АНДР. Всего за 2020 – 21 гг. в стране обанкротились несколько тысяч предприятий. Согласно приблизительным данным, это порядка 7500 мелких и средних компаний.

Наибольшие потери у туристического, ресторанного, гостиничного секторов и сферы услуг. Впрочем, это все же не критичные для Алжира издержки. Однако серьезное падение испытал и строительный сектор страны. Он считался сравнительно благополучным и даже конкурентоспособным и на алжирском, и на африканском рынках.

Так, по данным Ассоциации алжирских предпринимателей (AGEA), представленным 3 июня текущего года на специальной конференции, за 2020 – 21 гг. прекратили свое существование 780 и переквалифицировались на другие виды деятельности 620 ранее входивших в нее компаний строительного сектора,  а безработными оказались, по разным данным, от 150 до 250 тысяч их прежних сотрудников.

Между тем, реальное число не имеющих работу алжирцев может быть гораздо выше этого, поскольку по данным Мулуда Хелуфи, Национальный фонд социального обеспечения безработных (Casnos) не предоставляет обновленную информацию относительно реального положения дел.

Во всяком случае, о размерах бедствия можно судить даже по скупым и явно заниженным официальным данным. Так, за последний год уровень безработицы вырос с 15.1 до 17.8%. На практике к уже имеющейся армии алжирских безработных в 2020 – 21 гг. добавились еще почти миллион человек.

Согласно информации главы AGEA Мулуда Хелуфи, подобная кризисная ситуация обусловлена отсутствием у строительных компаний новых контрактов, снижением их объемов, отсутствием государственных заказов, просрочки ими по разным причинам платежей в 2018 – 2020 годах, расторжением текущих договоров, чтобы избежать уплаты не всегда заслуженных и адекватных штрафов.

Кроме того, кризис усугубляется отсутствием строительных программ в стране и замораживание их реализации. Так, по словам Хелуфи, последний по времени план жилищного строительства, подписанный с властями, относится к 2015 году, одобренный в рамках соглашения о партнерстве между государственным и частным секторами.

Не случайно, что в своем недавнем коллективном письме на имя президента АНДР Абдельмаджида Теббуна местные работодатели выразили серьезную тревогу. Так, по их данным, лишь абсолютное меньшинство строительных компаний, а именно 25, смогли выплатить положенные по закону свои взносы и налоги в 2020 г.

По информации же Мулуда Хелуфи, во многом подобная ситуация вызвана отсутствием решительных мер поддержки частных компаний со стороны государства.

Так, он констатировал отсутствие взаимодействия между властями и представителями строительного сектора, призвав правительство «взять на себя ответственность» за сложную ситуацию, в которой оказались предприятия отрасли.

Так, по словам Хелуфи, частный сектор строительства «не получал никакой финансовой помощи от властей, в том числе и декларированной министерствами финансов, торговли и Банком Алжира, ничего не предложивших им для смягчения ситуации».

Он сказал, что, «если банки соглашаются на реструктуризацию долгов проблемных компаний, то одновременно они же делают им контрольный выстрел в голову, отказывая им в доступе к новым кредитам».

А заявленные правительством банковские, налоговые и сопутствующие меры поддержки предприятий, пострадавших от кризиса, по его словам, реально на местах не применяются.

По данным главы AGEA, подобное положение обусловлено несколькими бюрократическими препятствиями, созданными местными чиновниками, что «дополнительно ухудшило финансовое положение строительных компаний и ускорило их банкротство».

Речь идет в том числе о невыдаче им алжирскими чиновниками различных разрешительных документов на работу.

И поэтому глава AGEA выражает надежду только на скорейшее вмешательство президента страны с целью восстановления бизнеса, поскольку «ситуация стала неуправляемой» угрожающей крахом большинству предприятий отрасли.

В связи с этим он направил более десяти жалоб и предложений президенту Абдельмаджиду Теббуну по исправлению ситуации, которая рискует стать, по мнению Мулуда Хелуфи, катастрофической.

В частности, он предлагает в срочном порядке организовать при главе государства национальный мониторинг алжирских предприятий для онлайн отслеживания их положения, разрешения споров с ведомствами министерств финансов и труда, преимущественно касающимися социальных и налоговых выплат, и выработки мер поддержки.

Также для исправления ситуации Хелуфи выступает за пересмотр списка компаний, получающих доступ к государственным закупкам и официальное прикрепление к ним частных предприятий, причем их квотированная доля по данным договорам должна составить 25%.

Отдельно глава AGEA предлагает серьезно изменить инвестиционное, торговое и трудовое законодательство, создав специализированную систему оплаты счетов предприятий, чтобы своевременно исправлять проблемные ситуации и избежать задержек с налоговыми и социальными выплатами и, как следствие, штрафных санкций.

По словам Мулуда Хелуфи, только совокупность данных срочных мер позволит алжирским компаниям вообще и строительному сектору в частности выжить в 2022 году, «учитывая нынешнюю ситуацию в стране».

В противном случае, по его словам, «строить в АНДР будет некому».

Разумеется, о гибели алжирского строительного сектора говорить не приходится даже при самом неблагоприятном сценарии развития событий. Однако речь может идти о его глобальном переделе теми несколькими десятками успешных компаний, которые исправно выполняют свои налоговые и социальные обязательства.

Однако существует риск, что на реальное восстановление строительного рынка при таком раскладе уйдут годы, а его монополизация ограниченным количеством компаний неизбежно приведет к росту стоимости их услуг.

При этом важно заметить, что происходящее в строительном секторе страны, прежде считавшемся благополучным, во многом отражает общее кризисное положение в алжирской экономике.

Но данную ситуацию создала не пандемия коронавируса, которая является лишь одной из не самых главных проблем бизнеса АНДР, а алжирские чиновники.

В кризисных условиях они ведут себя таким образом, словно никаких проблем не существует, демонстрируя абсолютное отсутствие гибкости в подходах.

И, как представляется, конечные итоги их работы страна будет расхлебывать немного позднее, а именно в ближайшие годы. Во всяком случае, в 2022 году еще большее количество предприятий, «раненых» пандемией коронавируса в 2020 – 21 годах, будет добито в результате неэффективного управления алжирских чиновников.

А это, в свою очередь, увеличит и без того немалую армию недовольных алжирским режимом.