- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты о предстоящих президентских выборах в Иране. Часть 3

Ситуацию в Иране за две недели до президентских выборов (назначенных на 18 июня) анализирует подполковник ЦАХАЛа (в отставке) Майкл (Микки) Сегалл, эксперт по стратегическим вопросам и терроризму, специализирующийся по Ближнему Востоку и Ирану, старший аналитик Иерусалимского центра публичной политики (Jerusalem Center for Public Affairs, JCPA). Он полагает, что в результате повальной дисквалификации большинства кандидатов Советом стражей (утверждены были только 7 из 592) произошло значительное падение престижа верховного лидера ИРИ Али Хаменеи[i] [1].

Допущенные к выборам кандидаты (первые 5 принадлежат к консервативному лагерю):

  1. Эбрахим Раиси – председатель Верховного суда Ирана и заместитель председателя Совета экспертов, специального органа, избирающего верховного лидера Ирана;
  2. Саид Джалили – бывший секретарь Высшего совета национальной безопасности (2007-2013);
  3. Мохсен Резаи – бывший командующий Корпусом стражей исламской революции и секретарь Совета целесообразности (совещательного органа при верховном лидере ИРИ);
  4. Алиреза Закани – руководитель Исследовательского центра Меджлиса, депутат Меджлиса от Кума (священного города для шиитов);
  5. Амир Хосейн Газизаде Хашеми – первый заместитель председателя Меджлиса, член Фронта устойчивости исламской революции (сформирован в целях содействия истинно революционным силам, которые обязаны строго следовать принципам Исламской Республики, идеалам имама Хомейни и верховного лидера аятоллы Хаменеи);
  6. Абдолнасер Хеммати – экс-председатель Центрального банка Ирана;
  7. Мохсен Мехрализаде – один из вице-президентов при бывшем президенте-реформаторе Мохаммаде Хатами, экс-глава Иранской организации физического воспитания.

Израильский эксперт в своей статье пишет, что «в ответ на сильное давление, оказанное на верховного лидера после строгого отсева кандидатов и на фоне усиливающихся призывов внутри страны и за рубежом бойкотировать выборы, Хаменеи был вынужден 4 июня с.г. выступить с поразительным заявлением, согласно которому «имели место грех и несправедливость» в отношении некоторых кандидатов, кому было отказано в участии в избирательной кампании. Замечания верховного лидера прозвучали через десять дней после того, как он сам решительно поддержал решение Совета стражей и призвал всех «его соблюдать и не критиковать». Однако затем Хаменеи решил исправить непростительную «несправедливость и грех». Он не назвал имена дисквалифицированных кандидатов, но намекнул, усилив предположение о том, что желает допустить к выборам Али Лариджани, прагматика-консерватора и высокопоставленного политического деятеля, который в течение 12 лет являлся спикером Меджлиса и занимал другие руководящие должности. Лариджани, которого считают основным соперником главы судебной системы Эбрахима Раиси, направил письмо верховному лидеру после того, как было опубликовано его заявление.

Президент Хасан Роухани, в свою очередь, также направил два письма верховному лидеру и Совету стражей с призывом добавить больше имен в список утвержденных кандидатов.

Напомним, что роль Совета стражей, возглавляемого 94-летним аятоллой Ахмадом Джаннати, состоит в том, чтобы проверять, соответствуют ли принимаемые парламентом (Меджлисом) законы исламскому праву и иранской конституции, если нет – то Совет вправе ветировать решения Меджлиса. Этот орган выполняет еще одну роль – утверждает кандидатов на высшие государственные должности – спикера парламента, президента и в Совет экспертов (отвечающего за избрание верховного лидера и контролирующего его текущую деятельность).

После того, как Аббасали Кадходаи, пресс-секретарь Совета стражей, сообщил о намерении Совета сделать заявление в знак «послушания» верховному лидеру, в стране ожидали, что будет опубликован новый список кандидатов в президенты. Однако через несколько часов Совет стражей объявил о том, что никаких изменений в списке не будет, и что об отказе в участии большей части претендентов за исключением утвержденных семи лиц было единогласное решение 12 членов Совета. Говорилось также о том, что решение принималось не на основе «отчетов» соответствующих структур (разведывательных служб и служб безопасности режима о прошлом кандидатов и их семей). Таким образом Совет стражей публично осудил косвенное заявление Хаменеи о пересмотре своей выраженной ранее позиции.

Израильский эксперт проанализировал первые теледебаты кандидатов в президенты, которые состоялись 5 июня 2021 г. на новостном канале иранского телевидения. «Семь кандидатов раскрыли подробности коррупции режима, многочисленные нарушения в государственных организациях, привели несколько неловких подробностей о прошлом конкурентов, а некоторые даже открыто угрожали оппонентам физической расправой». Таким образом, несмотря на то, что первая серия (из трех) предвыборных теледебатов была посвящена экономическим вопросам, с первых же минут кандидаты перешли на личности. Однако все семеро согласились с тем, что тяжелая экономическая ситуация стала беспрецедентной в современной истории Ирана.

«Абдолнасер Хеммати, который еще две недели назад занимал пост руководителя ЦБ Ирана, и принадлежащий скорее к реформистскому лагерю Мохсен Мехрализаде, во время дебатов продемонстрировали, что выступают за реформы, хотя явно об этом не говорили. Они пытаются мобилизовать избирателей разочаровавшихся в лагере реформаторов».

По словам М.Сегалла, Эбрахим Раиси, слывущий фаворитом благодаря поддержке верховного лидера, КСИР и других консервативных структур страны, в ходе дебатов выглядел самым слабым кандидатом, которому приходилось постоянно защищаться. Так, М.Мехрализаде спросил Э.Раиси: «При всем уважении к вашему религиозному образованию, как вы можете справиться с ужасной ситуацией в экономике Ирана, когда вы закончили всего лишь шесть классов классической школы, а затем – духовную семинарию? Вы хоть разбираетесь в экономике? Вы похожи на водителя-новичка, который пытается проехать по горной дороге на севере. Вы бы хотели, чтобы ваша семья находилась в автобусе под управлением водителя, устремляющегося в пропасть?» М.Мехрализаде также обвинил Э.Раиси в желании использовать президентство как плацдарм для более высокого и важного поста – верховного лидера Ирана. Он добавил: «Если вас действительно беспокоит экономическая ситуация, попробуйте сначала реформировать Министерство юстиции, как это было при династии Каджаров в XIX веке». Министерство страдает от хронического скандала с обещаниями высоких должностей… Теперь вы пытаетесь баллотироваться в президенты и выше». Помимо этого Мехрализаде высоко оценил деятельность бывшего президента ИРИ Мохаммада Хатами (1997-2005), при котором он был вице-президентом.

А.Хеммати в ходе дебатов заявил, что Э.Раиси и другие консервативные кандидаты захватили средства к существованию иранского народа, чтобы поддерживать агрессивную политику в отношении окружающего мира. В ответ на это А.Хеммати подвергся словесной атаке со стороны 5 консервативных кандидатов.

А.Хеммати и М.Мехрализаде не раз повторили, что четверо кандидатов от консервативного лагеря являются фиговыми листками, «кандидатами для прикрытия» Э.Раиси, и поэтому они не собираются реагировать на их замечания, а будут отвечать напрямую Э.Раиси. А.Хеммати также потребовал, чтобы глава Верховного суда (Э.Раиси) заранее вручил ему письмо, гарантирующее, что он не подвергнется преследованию после выборов из-за критики, которую он высказал в адрес режима.

А.Хеммати раскритиковал отсутствие женщин-кандидатов на выборах. Он также сказал, что Касем Сулеймани (ликвидированный США командир спецподразделения «Аль-Кудс» в структуре КСИР) действительно превратил Иран в региональную державу, однако «это держава с падающей экономикой, которая столкнется с еще более серьезными экономическими вызовами, если кресло президента займут консерваторы». Он добавил, что в свое время присоединился к руководству, чтобы внести свой вклад в улучшение экономики Ирана. «Я не позволил иранской экономике стать Венесуэлой», – заявил он. «Я также включился в президентскую избирательную кампанию, чтобы иранская экономика не напоминала северокорейскую. Я не представляю Хасана Роухани, который тоже мало разбирался в экономике. Меня уволили из Центрального банка из-за разногласий с ним. Однако я должен признать, что Хасан Роухани – человек, который знает больше о проблемах глобального мира; он скрупулезнее и умнее пяти нынешних (консервативных) кандидатов в президенты». Он обратился к Мохсену Резаи, бывшему командующему КСИР и секретарю Совета целесообразности: «Вы один из тех, кто остановил экономику. Уже достаточно. Уберите колени с шеи экономики. Если я выиграю выборы, объявлю вас разрушителем иранской экономики».

По словам израильского эксперта, пятеро консервативных кандидатов резко парировали А.Хеммати, заявляя, что он все-таки представляет правительство Х.Роухани, которое нанесло ущерб экономике Ирана. М.Резаи также обвинил А.Хеммати и других членов действующего правительства в сотрудничестве с американским санкционным режимом и пригрозил в случае победы на выборах закрыть им выезд из Ирана: «Моими первыми шагами после формирования правительства будет запрет Хеммати и другим членам правительства Роухани покинуть Иран. Они будут преданы суду, и там я докажу, какую предательскую роль они сыграли в ущерб нации». По словам экс-командующего КСИР, «средние показатели экономического роста в период правительства Роухани были нулевыми… деятельность его кабинета стала одним из самых мрачных периодов с момента создания республики». Он использовал термин «бесполезный ключ» – распространенное прозвище в консервативном лагере правительства Роухани, членом которого А.Хеммати являлся до недавнего времени.

Отмечается, что в ответ А.Хеммати высмеял М.Резаи за то, что тот хотел взять в плен американских солдат для выкупа с целью пополнения государственной казны; он намекнул, что, если Соединенные Штаты нападут на Иран, будет организовано похищение американских солдат. Он также обвинил М.Резаи в блокировании принятия закона о противодействии легализации преступных доходов (Financial Action Task Force ), который ослабил бы санкции в отношении Ирана и обеспечил поток доходов от продажи нефти. А.Хеммати заверил, что в случае избрания прекратит вмешательство правительства в процесс регулирования цен и сделает ЦБ Ирана независимым. М.Резаи парировал замечания А.Хеммати о захвате заложников, заявив, что он был солдатом, а солдаты действуют так, чтобы отбить желание у врага нападать.

А.Закани также раскритиковал А.Хеммати за нападки на других и «за чтение статей вместо ответов на вопросы», а также за «уничтожение национальной валюты». В частности, он насмешливо сказал, что А.Хеммати заслуживает Нобелевской премии по химии, потому что превратил иранский риал в нечто (экскременты), имея в виду резкое падение курса иранской валюты за последние восемь лет.

В свете «обвинений и лжи», направленной против кабинета министров, официальный представитель правительства попросил Управление телевидения и радиовещания дать возможность ответить на заявления кандидатов в президенты.

После дебатов, пишет М.Сегалл, иранские информационные агентства провели опросы. По результатам трех из четырех опросов лидером был признан А.Хеммати. Сайт «Хабар Онлайн» (Khabar Online) сообщил, что он лидировал с 64,1% голосов, тогда как Э.Раиси занял второе место, собрав 22,8% голосов. На веб-сайте Aftab News А.Хеммати получил 48,63%, за ним следует Э.Раиси с 30,21%. Э.Раиси оказался на первом месте на странице Иранского студенческого информационного агентства (ISNA), за ним следует Саид Джалили.

М.Сегалл приводит данные «последнего опроса Иранской ассоциации политических наук, согласно которым за два дня до дебатов процент имеющих право голоса избирателей, заявивших, что они «определенно проголосуют», упал до 34,1%, что ниже, чем за день до обнародования списка кандидатов, утвержденных Советом стражей».

Какой бы ни была явка, полагает эксперт JCPA, «режим, поддерживаемый могущественной КСИР, вероятно, гарантирует себе, что нынешней исламской революционной системе не будет угрожать какой-либо президент, нацеленный на реформы. Ожидается, что массовый не допуск кандидатов Советом стражей приведет к низкой явке и дальнейшему подрыву доверия народа к способности власти решить экономические проблемы, даже в случае отмены санкций. В любом случае, оппозиция ведет активную агитацию среди населения, чтобы граждане страны бойкотировали эти президентские выборы».

Было бы интересно попросить прокомментировать израильских критиков иранской политической системы (рассмотренных в двух предыдущих частях статьи) факт ведения активной политической агитации, сопротивления политике властей оппозиционных политических сил и несогласных с решениями государственных органов, а также ожесточенных теледебатов (не говоря уже их наличие и участие в них всех без исключения кандидатов, вне зависимости от приписываемой им «гарантированной победы»).

[i] [2] Iran’s Supreme Leader’s Prestige Falls against the Background of the Iranian Presidential Elections  // JCPA. 07.06.2021 — https://jcpa.org/irans-supreme-leaders-prestige-falls-against-the-background-of-the-iranian-presidential-elections/