- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Водно-аграрный кризис в Алжире

Климатические особенности АНДР вносят заметные коррективы в заявленные в начале июня 2021 г. планы алжирского руководства снизить зависимость от зарубежных поставок продовольствия и в частности, пшеницы.

Не успел алжирский президент Абдельмаджид Теббун призвать сельхозпроизводителей к росту импортозамещения пшеницы, как оказалось, что в результате отсутствия дождей ему, напротив, с высокой долей вероятности придется закупать в текущем году ее крупный дополнительный объем. По предварительным оценкам, закупки могут вырасти на 17%.

И вместо 5.5 млн тонн в год объем соответствующих иностранных поставок может увеличиться до 7.6 млн тонн. А это, в свою очередь, с учетом роста стоимости зерновых на мировом рынке, способно стоить алжирской казне дополнительно минус 1 млрд долларов, тогда как Теббун рассчитывал снизить закупки зарубежной пшеницы в обозримой перспективе с 5.5 млн тонн до 4 млн в год, причем уже в ближайший год уменьшив соответствующие затраты на 400 млн долларов.

Однако генеральный директор Технического института сельскохозяйственных культур (ITGC) страны Мухаммед Эль-Хади Сахри на основе анализа имеющихся водных запасов после этого заявил, что производство алжирских зерновых, достигнутое в предыдущем году 3.9 млн тонн, может сократиться вдвое.

Такие выводы он сделал на основании получения официальных алжирских данных, согласно которым в результате отсутствия дождей заполняемость водохранилищ составляет лишь менее половины от требуемого объема (44.5%), и 80 таких гидросооружений концентрируют 7.7 млрд куб. м воды, тогда как реально требуется для осуществления нормальной жизнедеятельности свыше 17 млрд куб. м.

Как представляется, имеющегося объема может хватить лишь до конца календарного лета, а проблема в полный рост может стать как раз в этот момент, когда из Сахары подует сирокко, нередко называемый алжирцами «ветром из Преисподней» за ряд своих особенностей, включая раскаленный воздух. И тогда без воды будет особенно тяжело.

И, несмотря на все усилия Министерства сельского хозяйства страны, способствовавшему выделению на сезон 2021/2022 гг. рекордных 3.5 млн гектаров на зерновые и предоставления крупных объемов производителям сертифицированных семян и удобрений, расширение обрабатываемых площадей без воды в очередной раз не дало ожидаемого эффекта.

Показательно, что информация о плачевных перспективах сбора алжирских зерновых поступила почти сразу после полученного Министерством сельского хозяйства соответствующего задания Теббуна, причем руководители аграрной отрасли заверяли его в реалистичности подобных планов на том основании, что «новый сельскохозяйственный сезон (2020-2021 годы) предусматривает хороший урожай».

Правда, они все же допустили оговорки, что это произойдет лишь в случае налаживания дополнительного орошения и грамотного осуществления сбора урожая.

Между тем, что с учетом все больших финансовых затруднений АНДР перед российскими производителями пшеницы открываются дополнительные перспективы.

Между тем, водный кризис в Алжире гораздо объемнее только последствий в сельском хозяйстве. Отсутствие необходимого объема атмосферных осадков привело к сильной нехватке не только «технической», но и питьевой воды страны, что этим летом способно серьезно нарушить повседневную жизнь алжирцев.

Заметим, что водный дефицит Алжир испытывает далеко не первый год, хотя прошлый сельскохозяйственный сезон был для него благоприятным.

Так, с начала нынешнего века количество лет без необходимого количества осадков заметно участилось по сравнению с прошлым веком.

На практике это уже приводит к нехватке воды в крупных городах, где нередко наблюдаются многочасовые перебои с ее подачей.

Надежд на то, что внезапно в стране пойдут дожди, способные наполнить водохранилища до нужного объема, крайне мало. Во всяком случае, как минимум до ноября, а то и декабря.

И нынешний кризис может только усугубить продовольственную проблему, все больше беспокоящую правительство АНДР.

Наглядным проявлением этого служит специальное совещание, собранное министром водных ресурсов страны Мустафой Михуби 8 июня, на котором он дал четкие инструкции относительно необходимости «строгого» управления имеющимися запасами Государственной службой водных ресурсов, чтобы должным образом подготовиться к наиболее проблемному летнему сезону.

В нем участвовали центральные руководители министерства, его региональные представители, алжирского управления водными ресурсами, Национального санитарного управления, представители руководства областей.

На этом совещании констатировался факт особенно тяжелого положения в ряде южных и юго-западных районов страны.

Для оперативного решения проблемы было предложено немедленно начать бурение глубоких скважин для удовлетворения нужд вилай, испытывающих дефицит поверхностных вод, а также лимитировать ее потребление домохозяйствами. А это потребует крупных денежных вложений.

Параллельно эксперты призвали исполнительную власть разработать соответствующую стратегию борьбы с прогрессирующим водным кризисом.

Так, выступая ранее на мероприятии, посвященном его изучению в Алжире, организованном Национальным экономическим, социальным и экологическим советом страны, профессор Ахмед Кеттаб призвал модернизировать существующую гидротехническую инфраструктуру (плотины, опреснительные станции) для оптимизации сбора и сохранения водных ресурсов. Опять-таки, это потребует серьезных дополнительных финансовых затрат.

Кроме того, по словам Ахмеда Кеттаба, еще одним важным инструментом минимизации данной проблемы станет пересмотр тарифов на воду, благодаря чему, согласно мнению эксперта, удастся даже увеличить водные запасы страны. Ахмед Кеттаб заявляет: «Необходимо пересмотреть тарифную сетку в соответствии с международными стандартами, применив гибкую модель с учетом покупательной способности бедных и среднего класса».

Дифференцированный подход должен смягчить последствия водного кризиса для наиболее уязвимых категорий граждан, чтобы одновременно не допустить их политической радикализации.

Со своей стороны, руководство Министерства водных ресурсов подчеркивает необходимость повышения осведомленности граждан, предприятий и крестьян о срочной реализации политики рационализации использования воды, предложив «разработать коммуникационный план для изменения поведения и практики потребителей».

Однако все эти меры, способные вызвать новый виток недовольства алжирцев, не может решить проблему в принципе, поскольку проблема эта накапливалась уже давно и алжирские власти ничего не сделали для ее решения.

Во-первых, с учетом наличия огромных объемов пресной воды под сахарскими песками у АНДР она вообще не должна была возникнуть. Соответствующий опыт ее решения был продемонстрирован в соседней Ливии еще при режиме Каддафи.

Заметим, что с финансами у Алжира еще недавно для этого затруднений не было. Напомним, что на момент начала нынешнего экономического кризиса в 2014 году его золотовалютные резервы насчитывали почти 200 млрд долларов. И этого объема с лихвой хватило бы введения в эксплуатацию этих «водных месторождений».

Цена вопроса – по разным данным от 20 до 30 млрд долларов, которые сейчас страна в условиях неуклонного сокращения своих золотовалютных резервов уже не может выделить.

Второй важный момент решения водного кризиса – осуществление грамотной демографической политики с целью стабилизации численности алжирского населения, что должно пропорционально ограничить потребление воды.

Вместо этого наблюдается ситуация, когда власти некоторых государств по сути не препятствуют происходящему на их территории демографическому терроризму, от которого страдают не только они сами, но и их соседи.

Но вернемся к Алжиру. Как представляется, главная причина, почему там не проводится спланированная демографическая политика, религиозно-политическая. Руководство АНДР прекрасно понимает, что даже ограниченные меры на данном направлении вызовут негодование представителей консервативного ислама, поскольку традиционно они относят сферу деторождения к «воле Всевышнего».

Соответственно, это тут же будет использовано против правящего режима.

Однако представителям последнего необходимо понять, что последствия отсутствия этой политики и приходится ему сейчас расхлебывать, причем в случае непринятия мер на данном направлении год от года проблема будет только усугубляться.

Им надо понять, что те самые исламские консерваторы, которые будут жестко нападать на власти в случае осуществления ими политики по снижению деторождения, также неизменно будут нападать на них за ограничение подачи воды сегодня и увеличение за нее платы.

Причем с точки зрения некоторых бедных алжирцев они могут оказаться правы – во всяком случае, представителям правящего алжирского режима никак не удастся оправдаться относительно своего бездействия с запуском эксплуатации огромных сахарских подземных запасов воды.

И это лишний раз наглядно высвечивает тот факт, что львиную долю испытываемых сегодня проблем алжирские власти породили сами, однако в плане их разрешения они демонстрируют старческую беспомощность.