- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: о начале возврата финансовых активов Джамахирии под контроль ПНЕ

17 июня, премьер-министр Правительства национального единства Ливии Абдель Хамид Дбейба во время телефонного разговора с членом Республиканской партии США, конгрессменом Тедом Дойчем ,обсудил пять основных вопросов текущего этапа в Ливии, высоко оценив его роль в утверждении «Закона о стабилизации в Ливии», одобренного Палатой представителей США в ноябре 2020 года и ожидающего одобрения Сената для подготовки к его представлению на утверждение президенту США.

На своей странице в социальной сети «Твиттер», Дбейба написал, что он «говорил с представителем Республиканской партии Тедом Дойчем о серьезной работе, которую ливийцы проводят для совместного восстановления и подготовки к выборам», высоко оценив его важную работу по «Закону о стабилизации в Ливии». «Я заверил его, что ливийский народ ценит свою приверженность демократии и миру», — написал глава ПНЕ.

Американский конгрессмен, со своей стороны, заявил журналистам, что у него был «продуктивный разговор» с Дбейбой, в котором они обменялись мнениями по текущим проблемам и обсудили своевременное проведение свободных и справедливых выборов, объединение национальных институтов, вывод иностранных боевиков, защиту мигрантов и обеспечение гуманитарного доступа в Ливию.

Т.Дойч через свой аккаунт в «Твиттере» похвалил администрацию Джо Байдена за «укрепление американской дипломатии с целью положить конец конфликту в Ливии посредством всеобъемлющего политического процесса», выразив свое стремление «поддержать возглавляемые Ливией усилия по консолидации демократических достижений, восстановлению ее суверенитета и, в конечном счете, восстановления всей Ливии».

За этим, казалось бы, малозначительным событием  (ведь за последние полгода Дбейба встречался с десятками официальных лиц, чиновниками самого высокого ранга, политиками и депутатами, в том числе, из США), кроется весьма важное обстоятельство. Усилиями Дбейбы удалось сдвинуть с мертвой точки вопрос о размораживании активов Джамахирии, находящихся на территории США. В период с 2008 по 2010 год, Триполи разместил в банках США средства, оцениваемые различными источниками в сумму от 250 до 500 млн долларов. В том числе, на депозитах, открытых под планировавшуюся закупку военной техники, в частности, ливийцы достаточно серьезно присматривались к транспортным вертолетам «Чинук» и истребителям F-18. Сколько всего ливийских денег оказалось замороженными в США после введения санкций в 2011 году, по всей видимости, точно не знает никто, встречались мнения, что сумма авуаров режима М.Каддафи может достигать 1.5 млрд долларов. И вот, по крайней мере, часть этих средств может скоро вернуться в Ливию, в распоряжение ПНЕ, что разом выведет весь предвыборный расклад в пользу тех, кто сейчас находится во главе исполнительной власти, прежде всего. К тому же, это деньги легальные, принадлежащие Ливии изначально, а не напечатанные третьей стороной и непонятно чем и как обеспеченные.

17 июня ПНЕ издало Постановление № 107 от 2021 года, определяющее некоторые положения, касающиеся организационной структуры Ливийского управления по возврату государственных средств и управления возвращенными активами.

В первой статье документа указывается, что Управление по возврату государственных средств и управлению активами будет подчиняться премьер-министру и будет управляться генеральным директором, назначенным решением премьер-министра, и заместителем генерального директора, назначенным решением премьер-министра по предложению генерального секретаря его канцелярии.

В документе подчеркивается, что решение должно быть выполнено со дня его вынесения, и каждое предыдущее постановление, которое его нарушает, должно быть отменено, и все ливийские компетентные органы должны его выполнять.

По информации журнала Forbes, который специализируется на экономических новостях, подчеркивается, что Ливийское инвестиционное управление  (ЛИУ) было создано когда-то, с тем чтобы ослабить экономические санкции ООН.

В материале, подробности которого были опубликованы ливийской газетой Al-Marsad, подтверждаются «значительные усилия», направленные на высвобождение активов Фонда суверенного благосостояния, представляемого Ливийским инвестиционным управлением, чтобы дать ему возможность запустить новую волну местных инвестиций, позволив фондам переводиться с одного банковского счета, замороженного с 2011 года, на другой, в том числе, для того, чтобы избежать отрицательных процентных ставок.

В статье сообщается, что новые распоряжения по ливийским активам также содержат разрешение реинвестирования средств за счет погашения облигаций и позволяют осуществление новых инвестиций за счет замороженных средств со ссылкой на письма Ливийского инвестиционного управления (встречается название «организация», или «корпорация») в мае прошлого года Комитету ООН по санкциям относительно негативного воздействия санкций на его инвестиционный портфель.

Согласно статье, независимый обзор данных по ливийским инвестиционным активам, опубликованный в конце 2020 года, показал, что этот портфель мог бы быть пополнен еще на 4,1 млрд долларов, если бы он не подпадал под санкции ООН, в то время как недавний обзор портфеля ЛИУ, проведенный британской аудиторской компанией Deloitte, более-менее, выяснил размер финансовых активов.

В отчете, в частности приводится следующая информация: стоимость активов в настоящее время составляет 68 млрд 350 млн долларов по сравнению с 67 млрд 160 млн долларов в 2012 году. Он цитирует слова главы ведомства Али Махмуда Хасана: основная причина небольшого изменения, это замораживание активов из-за санкций ООН, ограничение, которое поддерживалось, несмотря на связанные с этим расходы.

Хасан объяснил: «Некоторые фонды, такие как облигации и фиксированный доход, не могли быть реинвестированы, когда они должны были быть выплачены, и это показывает негативное влияние режима санкций. Короче говоря, режим замораживания санкций является основной причиной сдерживания увеличения нашего капитала».

Хасан продолжил: «Это не означает, что учреждение добивается отмены всех санкций. Мы не просим отмены приказов о замораживании. Мы просим внести незначительные изменения, чтобы избежать негативного воздействия на наши финансы. Мы выявили потенциальные сделки на сумму до 1 млрд долларов в Ливии, в основном в моей зоне ответственности, — в энергетике и недвижимости».

В заключение Хасан сказал: «Мы начнем с сильными инвестициями внутри Ливии, и мы будем способствовать восстановлению Ливии, особенно в области энергетики и недвижимости в этом году».

В прошлом году Фонд суверенного благосостояния Ливии объявил о своем желании внести поправки в режим санкций ООН без полной отмены ограничений.

Ливийское инвестиционное управление подтвердило, что в настоящее время оно готовит запрос на изменение режима санкций ООН, который будет направлен через ПНЕ в Совет Безопасности ООН, с целью позволить ему получать излишки нефтяных доходов от государства, которые не были доступны с 2011 года.

ЛИУ указало, что большая часть его текущего портфеля состоит из свободных денежных средств, 49% от его общей суммы, и финансовых вложений в размере 29% в акции и другие ценные бумаги, 17% вложено в коммерческие активы и недвижимость, а также 5% — в кредиты и др. На Европу приходится 37% активов, Северная Америка составляет 33%, Африка 23% и Ближний Восток 6%, Южная Америка — 1%.

Укрепляющиеся за счет размораживания части зарубежных активов и снятия ряда ограничений с инвестиционных средств, финансовые возможности ПНЕ расширяют диапазон действий исполнительной власти в различных сферах экономической и политической жизни в Ливии.

Так, в конце прошедшей недели ПНЕ приняло несколько решений о выделении финансовых средств с отнесением их на 5-ю главу бюджета («Чрезвычайные расходы»).

В первой статье Постановления № 124 от 2021 года указано, что в пользу Президентского совета будет выделено 10 млн динаров. Вычет будет осуществлен из 5-ой главы «Чрезвычайные расходы» для обеспечения основных нужд и приобретения необходимого оборудования для административного аппарата ПС.

В Постановлении № 114 от 2021 года в 1-ой статье оговаривается, что финансовая сумма в размере 15 млн динаров должна быть выделена в пользу Министерства иностранных дел и международного сотрудничества за вычетом из 5-ой главы «Чрезвычайные расходы» и пометкой «Для оплаты финансовых обязательств Министерства».

А в Постановлении № 123 от 2021 года, его 1-ой статьей предусмотрено, что сумма в размере 2 400 000 динаров будет выделена в пользу Министерства экономики и торговли за вычетом из 5-ой главы «Чрезвычайные расходы» с пометкой: «Для обеспечения необходимых и неотложные потребности в работе Министерства и его филиалов».

Весьма интересным кажется следующее распоряжение, свидетельствующее, кто проводит национальную государственную политику в интересах своей страны, а кто занимается политической демагогией и шантажом.

В 1-ой статье Постановления № 121 от 2021 года указывается, что Орган по реализации транспортных проектов имеет право вносить изменения в стоимость Контракта № (11/2012), заключенного с корейской компанией Nemo Partners, для реализации проекта, по модернизации пассажирского терминала в международном аэропорту Бенины по ставке (25,83) от стоимости контракта. А именно:

  1. Первоначальная стоимость контракта составляет 36 млн ливийских динаров.
  2. Стоимость после увеличения составляет 45 млн 300 тысяч ливийских динаров.
  3. Стоимость увеличения составляет 9 млн 300 тысяч ливийских динаров.

Во всех решениях также подчеркивается, что они должны быть приняты к исполнению с момента их принятия, и что компетентные органы должны их выполнять.

То есть, средства выделяются не на полностью разрушенный аэропорт Триполи, не на неоднократно бомбившийся аэропорт Митига, а на Бенину, где недавно силы Хафтара провели военные парад, на котором было озвучено немало угроз в отношении как раз тех, кто эти средства выделяет. На наш взгляд, очень красноречивый пример, позволяющий оценить содержательную сторону у сторон ливийского политического противостояния и представить, кого с большим основанием можно отнести к столь популярному ныне названию «террорист». Во всяком случае, мы не припомним ни одного эпизода, когда власти из Киренаики озаботились проблемами восстановления, да хоть той же Тархуны. А существующее в ЛНА, т.н. «инвестиционное управление» проводит мероприятия больше похожие на вооруженный бандитизм и передел собственности по праву сильного.