- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военном и экономическом сотрудничестве между Турцией и Катаром

Турция будет обучать катарских летчиков-истребителей и разрешит временное размещение до 36 катарских военных самолетов и до 250 человек личного состава в Турции, несмотря на то, что  Анкара пытается улучшить отношения с Египтом, Саудовской Аравией и другими государствами Персидского залива, которые недовольны растущим военным сотрудничеством Турции с Катаром. Катар и Турция подверглись критике со стороны других государств Персидского залива и Египта за решительную поддержку, которую они оказывали «Братьям-мусульманам», включенным в список террористических организаций и требующим смены режима в своих странах. Тем временем в январе страны Персидского залива подписали декларацию о прекращении спора с Катаром, начавшегося после того, как Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и Египет разорвали с ним  дипломатические отношения в 2017 году. Будучи изолированной в Средиземноморье и понимая, что проблемы с ведущими арабскими странами вредят ее внешней политике в регионе, Турция решила предпринять усилия для ослабления напряженности в отношениях с Саудовской Аравией и Египтом. Однако ни одна из стран пока определенно  не заявила о готовности восстанавливать отношения без существенных уступок со стороны Турции.         Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 3 июня направил на утверждение парламента подписанное Турцией и Катаром техническое соглашение о размещении катарской военной авиации и вспомогательного персонала в Турции с приложением обосновательной записки, в которой поясняется, что соглашение направлено «на содействие подготовке и накоплению опыта катарских военных летчиков в рамках дружбы и сотрудничества между двумя странами». Ожидается, что документ будет одобрен в ближайшее время, учитывая полную поддержку этого проекта со стороны правительства Эрдогана в законодательном органе. В соглашении также говорится, что в случае запроса со стороны Турции катарские самолеты смогут перевозить турецкие боеприпасы, персонал и гуманитарную помощь внутри и за пределами Турции, демонстрируя, что соглашение не ограничивается обучением. Соглашение будет оставаться в силе в течение пяти лет и автоматически продлеваться на последующие периоды в один год, если ни одна из сторон не уведомит о своем намерении выйти.

Несмотря на оговорку в соглашении, в которой четко говорится, что выполнение обязательств, вытекающих из многосторонних и двусторонних соглашений,  «обязательны и не имеют причин для невыполнения», при реализации нового соглашения, по-видимому, возникает ряд проблем. Например, если катарские пилоты будут проходить обучение на турецких самолетах, например на американских F-16, то для этого необходимо американское разрешение. В 2017 году США отклонили турецкое предложение использовать пакистанские самолеты  F-16 для обучения турецких пилотов.  Такая программа была спешно разработана в Генеральном штабе ВС Турции после чистки после попытки государственного переворота: в 2016 году 680 из 1350 пилотов турецких ВВС были уволены. Точно так же от ВВС Катара могут также потребовать разрешения Парижа для турецких пилотов летать на самолетах французского производства, поскольку в соответствии с соглашением в самолете должен присутствовать один турецкий пилот. ВВС Катара в настоящее время располагают парком самолетов французского производства Mirage 2000 и Rafale, а также заказали у США 36 F-15E, в соответствии с  чем Катар подписал контракт с Boeing на 68 млн долларов на обучение своих пилотов в США начиная с 2021 года. Катар также подписал аналогичное соглашение о подготовке пилотов с Италией в ноябре 2020 года, выразив свое желание приобрести реактивные учебные самолеты Leonardo T-346, широко используемые итальянскими ВВС. Одна из причин, по которой Катар нуждается в зарубежных странах для подготовки боевых пилотов, заключается просто в том, что его воздушное пространство мало и недостаточно для базовой подготовки.

Турция с 2017 года имеет военную базу с примерно 3000 военнослужащими в Катаре во главе с объединенным командованием катарско-турецких вооруженных сил, созданным в 2015 году а катарцы финансируют часть оборонных программ Турции. Кроме того, Турция и Катар подписали протокол безопасности для развертывания турецких полицейских подразделений во время Чемпионата мира по футболу, который пройдет в ноябре-декабре 2022 года. Помимо чисто военной сферы Доха является одной из главных «палочек-выручалочек» Анкары в плане поддержания ее финансовой стабильности. В ноябре прошлого года Фонд благосостояния Турции (TVF) и консорциум Катарского суверенного фонда (QIA) подписали соглашение о передаче катарской стороне 10% акций Стамбульской фондовой биржи. Договоренность предусматривает также партнерство по управлению Стамбульской фондовой биржей. Данное соглашение было подписано в присутствии президента Турции Тайипа Эрдогана и эмира Катара шейха Тамима бен Хамада Аль Тани в Анкаре. По итогам их переговоров были также подписаны еще девять соглашений, в число которых вошли декларация об учреждении Совместной экономической и торговой комиссии между министерствами торговли  Турции и Катара, Меморандум о взаимопонимании в области расширенного экономического и финансового сотрудничества между Министерством финансов и казначейства Турецкой Республики и Министерством финансов Катара. Помимо этого, катарское правительство подписало и другие новые инвестиционные сделки на миллиарды долларов для турецкой экономики, включая покупку роскошного торгового центра. Помимо 10-процентного пакета акций Стамбульской фондовой биржи, Доха также купила 42% торгового центра Istinye Park в Стамбуле за 1 млрд долларов у турецкого холдинга Dogus, которому принадлежат оставшиеся 58% акций. Расположенный на «катарской улице», Istinye Park является одним из самых больших и посещаемых торговых центров Турции, с 300 магазинами и автостоянкой вместимостью 3200 автомобилей. Катарское правительство также внесет свой вклад в проект порта Золотой Рог в Стамбуле. Сумма инвестиций не уточнялась. Доха, в рамках отдельной сделки, также сделала официальную покупку терминала операционной компанией QTerminals порта Анталии Акдениз, в рамках сделки на 140 млн долларов, подписанной с Global Ports Holding (GPH). Экспорт Турции в Катар за последние пять лет вырос в три раза, а двусторонний товарооборот между двумя странами в 2019 году достиг 2,24 млрд долларов.