- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К итогам 2-ой Берлинской конференции по Ливии

2-ая Берлинская конференция по Ливии завершилась 23 июня и в своем заключительном заявлении призвала временную исполнительную власть Ливии провести необходимые приготовления для проведения «свободных и прозрачных выборов» в декабре. В итоговых материалах конференции резюмируется, что «необходимо сделать больше для устранения коренных причин конфликта, консолидации суверенитета Ливии, развития достигнутого прогресса и восстановления мира и процветания для всех ливийцев». Национальные президентские и парламентские выборы, запланированные на 24 декабря 2021 года, должны состояться в формате того, как это было согласовано в «дорожной карте», принятой Форумом Ливийского политического диалога (ФЛПД) в Тунисе в ноябре 2020 года, и их результаты должны быть приняты всеми, говорится в резолюции, а также подтверждается, что необходимо принять необходимые конституционные и законодательные меры и без промедления вывести все иностранные силы и наемников из Ливии. Сектор безопасности необходимо реформировать и поставить под единую гражданскую власть и надзор, обеспечить прозрачное и справедливое распределение ресурсов по всей стране. Необходимо устранить нарушения и злоупотребления в области прав человека, а также нарушения международного гуманитарного права и начать процесс всеобщего, всеобъемлющего и основанного на соблюдении прав человека национального примирения и правосудия переходного периода.  Должен продолжаться инклюзивный внутриливийский диалог.

Участники конференции подтвердили свое обязательство воздерживаться от вмешательства в конфликт или во внутренние дела Ливии и призвали все международные стороны сделать то же самое. Палата представителей, временный Президентский совет и временное Правительство национального единства обязаны предпринять дальнейшие шаги шаги по воссоединению страны, а международные модераторы обязуются поддерживать эти власти, насколько это возможно и обращаются ко всем ливийцам с просьбой содействовать полному распространению полномочий временного Президентского совета и временного Правительства национального единства на всю территорию Ливии. Все ливийские власти и учреждения в полной мере должны выполнять свои обязанности и демонстрировать ответственность при исполнении своего мандата. После конференции министры иностранных дел Ливии и Германии провели пресс-конференцию, на которой Х.Маас сказал, что, по его мнению, Турция и Россия могут прийти к пониманию относительно постепенного вывода войск из Ливии «для сохранения баланса», добавив, что они будут продолжать работать над тем, чтобы увидеть полный вывод всех иностранных сил и наемников из Ливии. Х.Маас также сказал, что самой сложной задачей в Ливии сейчас является объединение военных учреждений и восстановление разрушенной инфраструктуры, в то время как Наджла аль-Мангуш заявила, что «отмечен определенный прогресс в вопросе вывода иностранных сил и наемников», и она надеется, что их вывод с обеих сторон начнется в ближайшие дни, поскольку их присутствие влияет на регион, в целом, не меньше самой Ливии.

Премьер-министр ПНЕ Абдель Хамид Дбейба, выступая на 1-ой Берлинской конференции по Ливии выдвинул инициативу из четырех пунктов, заявив, что эта инициатива поддерживает усилия, ведущие к всеобщим выборам в Ливии в декабре. Дбейба пояснил в своем выступлении на конференции, что первый пункт касается безопасности, добавив, что «существуют опасения по поводу природы политического процесса, основанного на военной мощи наемников в определенных областях, в дополнение к присутствию сил, связанных с политической повесткой дня, а также, наличию террористов». Дбейба также указал, что его правительство начало подготовку окончательного плана безопасности для обеспечения выборов, и они ждут принятия Закона о выборах, надеясь получить поддержку и помощь от участников 2-ой Берлинской конференции в выводе всех иностранных сил и наемников. Второй момент выдвинутой инициативы связан с юридическим оформлением выборов, которое выходит за рамки полномочий ПНЕ, несмотря на то, что оно является фундаментальным органом, который призван осуществить выборы. Пока что, что законодательные органы Ливии не проявили серьезных усилий в этом отношении. Далее, премьер-министр сообщил, что третий пункт касается национального примирения, добавив, что ПНЕ изначально начало работу над национальным примирением и что эта работа является частью усилий и не может быть привязана к проведению выборов, а, скорее, должна восприниматься, как способ продвижения вперед, в строительстве Ливии и во вступлении ее в новую политическую жизнь, которая должна охватывать всех граждан, включая перемещенных лиц внутри и за пределами Ливии. Дбейба также подтвердил необходимость честного и справедливого распределения государственных доходов, что является четвертым пунктом, и предоставления услуг всем ливийцам в равной степени в виде системы «районов», чтобы оставить позади систему централизма, которая «отягощала жизни ливийцев годами». Глава правительства также призвал все ливийские стороны выполнить свои обязательства, поскольку план из четырех пунктов требует финансирования, и обратился к участникам 2-ой Берлинской конференции с призывом «поддержать Ливию и предпринять усилия по сдерживанию нарушителей политического процесса».

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил 23 июня в своем выступлении, что полное выполнение «исторического соглашения о прекращении огня и вывод иностранных сил имеют решающее значение для укрепления мира в Ливии», подчеркнув поддержку возглавляемого Ливией механизма наблюдения за прекращением огня. Первая группа наблюдателей ООН собирается вскоре прибыть в столицу Триполи. В видеообращении к участникам 2-ой Берлинской конференции А.Гутерриш поблагодарил военных представителей противоборствующих сторон Ливии за их работу по выполнению перемирия, достигнутого в октябре 2020 года под эгидой Миссии ООН. «Организация Объединенных Наций полностью привержена содействию процессам под руководством и собственностью Ливии в поддержку соглашения о прекращении огня, национального примирения и правосудия переходного периода, а также проведения выборов 24 декабря», отметил генсек ООН, призывав ливийские власти и учреждения выполнить свои обязанности и «вместе двигаться вперед к стабильности и единству». «Мы должны положить конец любому иностранному вмешательству, включая полный вывод всех иностранных сил и наемников из Ливии. Я настоятельно призываю ливийские и внешние стороны согласовать всеобъемлющий план с четкими сроками для достижения этой цели, которую МООНПЛ готова поддержать», — добавил Гутерриш, подчеркнув, что ООН «продолжает поддерживать усилия по продвижению всеобъемлющего политического решения в Ливии, приветствует прогресс на политическом треке и исходит из того, что повышение безопасности простых граждан, а также укрепление уверенности и доверия будут ключом к процветанию страны». Среди главных задач ПНЕ — организация декабрьских выборов, и поэтому генсек ООН призвал Палату представителей уточнить конституционные основы голосования и принять необходимое законодательство. «Национальные выборы должны стать временем для единства», — считает А.Гутерриш, указав, что «все ливийцы, включая женщин, молодежь и внутренне перемещенных лиц, должны иметь возможность свободно участвовать в выборах 24 декабря в качестве кандидатов и избирателей. Подстрекательству к насилию, преследованию или разжиганию ненависти не должно быть места в избирательном процессе». А.Гутерриш также подчеркнул, что прогресс на военном и политическом фронтах должен сопровождаться серьезными усилиями по устранению коренных причин нестабильности, приветствуя решение правительства создать комиссию по примирению. Он выразил озабоченность по поводу того, что было названо «серьезной и ухудшающейся гуманитарной ситуацией в Ливии».  По оценкам экспертов ООН, около 1,3 млн человек нуждаются в помощи: это на 400 000 человек больше, чем в 2020 году. Генсек ООН призывал все страны оказать помощь Ливии и поддержать план гуманитарного реагирования на сумму 189 млн долларов, который в настоящее время финансируется чуть более чем на 20%.

Собственно говоря, результаты 2-ой Берлинской конференции по Ливии вполне корреспондируются с тем, что было озвучено на состоявшемся перед ней саммите стран-членов НАТО и находится в канве результатов женевских переговоров В.Путина и Дж.Байдена. Наемники и иностранные военные, в первую очередь это относится к российской ЧВК «Вагнер», должны из Ливии уйти. К Турции в этом смысле ни у США, ни у НАТО претензий нет. Поскольку в Женеве был озвучен срок в шесть месяцев для того, чтобы оценить, как РФ будет выполнять то, о чем было договорено, мы получаем временные рамки, дальше которых о российском присутствии в Ливии речь может пойти лишь в том случае, если это устроит США и их союзников. Поскольку в своем нынешнем качестве это присутствие ни США, ни Турции, ни НАТО никак не мешает и не угрожает их интересам, озадачивает оно их лишь в плане влияния на «самодеятельность» командующего ЛНА Х.Хафтара, который никак не может нащупать предвыборную почву под ногами, все больше превращаясь в политического изгнанника на ливийском политическом поле. Отправка части подчиненных ему подразделений в Феццан ни к чему не привела, они доехали до контролируемых ими нескольких районов, тогда как по соседству с ними расположились прибывшие на юг Ливии, подкрепления сил ПНЕ. Российское военное присутствие в Ливии, на сегодня, США не беспокоит и является частью большой игры Вашингтона против Китая, где, по всей видимости, получив от Москвы заверения в поддержке по тем, или иным вопросам, связанным с Китаем, США не стали акцентировать вопрос о ЧВК «Вагнер». Кроме того, как следует из комментария, озвученного корреспонденту Libyan Observer на условиях анонимности, одним американским дипломатом в Берлине, «русские нас устраивают, поскольку при необходимости будут готовы выступить против исламистов в Сахеле, если дела там у французов пойдут совсем плохо. Зачем нам посылать туда своих парней, если есть те, кто согласны делать эту работу. И даже не требуют за это платы. Лишь бы не касались тех аспектов, которые являются чувствительными для нас, декабрьских выборов и деятельности ННК. В конце концов, это даже хорошо, что русские там есть: их появление наводит порядок, местные предпочитают с ними не связываться и ведут себя смирно».

Остальные, ставшие уже стандартными заявления, касательно вывода наемников и прочего в свете вышесказанного могут восприниматься как обычная политическая демагогия, на фоне которой осталось преодолеть жадность и амбиции ливийских военных, которые никак не могут договориться о сосуществовании. И здесь, отметим небольшой нюанс, они и не умеют сосуществовать и служить вместе, поскольку в качестве организованной военной силы под центральным управлением ливийская армия перестала существовать в 1989 г. После реформ М.Каддафи и учреждения «военного народа» аморфная территориальная и разрозненная бывшая военная структура Джамахирии окончательно перестала представлять собой целостный военный механизм. Поэтому сейчас, так называемые военные на западе и востоке Ливии не столько вспоминают, как это, быть единой армией, а пытаются представить и понять, а что это такое вообще.