- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Меры алжирских властей по борьбе с водным кризисом

Алжирским властям приходится принимать оперативные меры по борьбе с поразившей страну засухой и водным дефицитом. Так, выступая 28 июня в эфире национального радио представитель Министерства водных ресурсов Смаил Амируш признал, что в 22 вилайях, почти половине регионов страны, ситуация близка к критической.

Особое внимание Смаил Амруш уделил обеспечению водой алжирской столицы. По его данным, она обеспечивается из семи водохранилищ, и в шести из них уровень наполнения составляет менее 15% от нормы, и лишь в одном из них, Кеддара, он оценивается в менее 20%.

Соответственно, правительство АНДР принимает чрезвычайные меры по снижению остроты проблемы и «обеспечению стабильного снабжения питьевой водой» страны.

Всё более острую нехватку воды Смаил Амруш связал с «резким сокращением осадков в западных и центральных районах страны в течение последних трех лет, когда «объемы воды в водохранилищах снижались на 35-40 процентов в год». Тем самым он словно пытался снять ответственность с властей страны за возникновение подобной ситуации.

Причем, по словам Амруша, уже принятые меры «дали результаты сделали водный дефицит управляемым», но одновременно признал, что в других регионах ситуация «обстоит тяжелее», в частности, это касается восьми провинций на севере центральной части страны.

Так, согласно его информации, власти пытаются наладить полноценное снабжение водой наиболее пострадавших вилай из резервных водохранилищ, в том числе из центра АНДР, благодаря чему, по его данным, они начнут получать ее с июля.

Среди них вилайя Сиди-Бель-Аббес на западе страны, где водохранилище Сиди-Абделли уже практически исчерпано, и потому сам город и несколько ее коммун (районов) будут подключены к водохранилищу Сиккак в Тлемсене.

Однако этого спасительного момента ее жителям придется подождать до июля.

В свою очередь, Сетиф и Бордж-Бу-Арреридж должны получить воду из водохранилища Агиль-Амедда, откуда ее будут доставлять до питающего их водохранилища Мехуане.

В свою, очередь, аналогичным образом намечается решить проблему областей Тебесса и Сук-Ахрас (из водохранилища Удджет-Меллегу).

Восемь проблемных вилай в центре страны (Алжир, Бумердес, Блида, Типаза, Айн-Дефла, Медея, Буйра и Тизи-Узу) решено снабжать водой переброской ее из других водохранилищ в водохранилище Буроми в Айн-Дефле, откуда она направляться в западную часть столицы и частично в вилайю Блида.

Вопрос, насколько оперативно и эффективно это удастся сделать и с какой потерей воды. Предположим, что автоцистернами можно снабжать лишь отдельные небольшие населенные пункты, а основной объем воды будет подаваться в водораспределительные сети специальными мобильными насосами.

Впрочем, с учетом того, что в среднем заполняемость водой водохранилищ сейчас составляет менее 40%, этот способ решения проблемы является лишь временным и в течение года он скорее всего вновь встанет в полный рост.

В этих условиях вторым и едва ли не главным способом снижения водного кризиса по данным Амруша является бурение водных скважин. Так, общий сбор дождевой воды в Алжире сегодня не превышает 18 млрд куб. м в год, тогда как всего стране необходимо более 30 млрд куб. м, и в любом случае имеющихся запасов воды в водохранилищах не хватит до наступления новых дождей.

И, по информации Амруша, за последние недели алжирские власти ввели в эксплуатацию 175 скважин или готовятся это сделать, выделив на это преимущественно государственное финансирование, что позволит обеспечить снабжение питьевой водой вилайи Блида, Типаза и Алжир.

Кроме того, согласно его заявлению, в конце июня частными и государственными компаниями начато бурение дополнительно 120 скважин, причем средний срок запуска их в эксплуатацию, в том числе подключение к водопроводной сети, оценивается в два месяца.

Заметим, что речь идет об эксплуатации подземных вод преимущественно центральных областей страны, причем их источники уже заметно истощены, а некоторые – загрязнены или засолены в результате активной хозяйственной деятельности.

Соответственно, их ресурс является ограниченным и по признанию Амруша, в течение ближайших трех лет в случае их активного использования они могут истощиться.

Однако он заверил, что к этому времени власти АНДР «окончательно решат водный кризис», не раскрыв, правда, детали стратегии борьбы с ним, но указал, что Национальное агентство водных ресурсов работает над техническими решениями по искусственной подпитке подземных водных горизонтов, особенно в бассейне Митиджа.

Впрочем, сделать это возможно лишь грамотным и оперативным сбором дождевой воды, хотя отдельные алжирские гидрологи предлагали решить проблему в том числе за счет подпитки подземных водных горизонтов «поверхностными» стоками, что, однако, создает дополнительную угрозу их загрязнения канализационными, промышленными и сельскохозяйственными стоками.

Третьим способом снижения дефицита водной проблемы служит опреснение морской воды, хотя этот процесс остается дорогостоящим. В частности, частично это должно решить проблему дефицита воды в вилайе Сиди Бель-Аббес.

Уже сейчас ежегодно страна получает таким способом от 800 тысяч до 2 млн куб. м пресной воды. Однако в силу ее дороговизны (производство одного кубометра в среднем обходится около одного евро) и невозможности компенсировать эту стоимость с большинства алжирских потребителей делает этот способ решения проблемы неэффективным.

И четвертый вариант – заявление властей о намерении добиться промышленными и сельскохозяйственными потребителями того, чтобы они использовали по кругу ту самую воду, которая ранее ими уже использовалась. Иными словами, они должны полноценно очищать ее.

Как ожидается, в ближайшее время алжирские власти обратят внимание на хозяйственное потребление воды, поскольку, согласно данным Национальной высшей школы статистики и прикладной экономики (ENSSEA), расход воды домохозяйствами составляет лишь 10%, а весь остальной объем приходится на промышленные и сельскохозяйственные предприятия.

И, судя по всему, в отношении всех потребителей будет применяться прогрессирующая тарифная сетка оплаты, чтобы, с одной стороны, вынудить их рациональнее использовать имеющиеся ресурсы, а с другой стороны, снизить за это издержки.

Заметим, что сложившаяся ситуация является отражением бездействия алжирских властей за время существования независимого Алжира. А отсутствие осадков лишь высветило данную проблему.

Заметим, что с момента достижения независимости в 1962 г. население страны увеличилось почти в три раза, однако за это время новое ее руководство продолжало пользоваться доставшейся от французов системой водоснабжения и ирригации, не обращая никакого внимания на демографию и не пытаясь регулировать прогрессирующий рост населения.

Вместо этого власти ограничивались «косметическими» вливаниями средств, что позволяло минимизировать данную проблему. Например, с начала 2000-х годов алжирские власти потратили на это не менее 60 млрд долларов, но, как мы видим, эти вливания оказались не в состоянии перебороть последствия демографического роста и бесхозяйственного отношения к собственным ресурсам.

И сейчас алжирские власти, в экстренном порядке переливая воду из одних, полупустых водохранилищ в порожние, буря сотни дорогостоящих скважин и опресняя морскую воду, которая на выходе становится по стоимости «золотой», продолжают данную ущербную политику.

Закономерным ее итогом в условиях отсутствия политики демографической, нацеленной на стабилизацию численности населения, станет утилизация последних остатков валютных накоплений страны при отсутствии долговременного решения водного кризиса, чреватого для Алжира самыми серьезными проблемами из тех, с коими он когда-либо сталкивался.