- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Развитие энергетических проектов Израиля. Часть 4

Налоги на добычу газа

Министр финансов Авигдор Либерман и министр инноваций, науки и технологии Орит Фаркаш-Хакоэн внесут на утверждение межминистерской комиссии по законодательству поправку к Закону о налогообложении прибыли от эксплуатации природных ресурсов.

Важно отметить, что данная поправка к Закону была утверждена Кнессетом в первом чтении в марте 2020 года. Министры Авигдор Либерман и Орит Фаркаш-Коэн обратились в межминистерскую комиссии с целью ускорить процесс законодательства.

В 2014 году Государство Израиль по примеру стран, богатых природными ресурсами, приняло Закон о Фонде благосостояния для граждан Израиля, с тем чтобы сверхприбыли компаний по добыче газа и владельцев природных ресурсов облагались налогом и инвестировались в специальный фонд, который послужит будущим поколениям. Прошло примерно три года с даты начала работы Фонда, но на практике депонировано лишь около 50% суммы, необходимой для его функционирования.

Как писалось ранее, см. «Об израильский фонде по аккумулированию прибыли от газовых месторождений» от 26 июля, 2020 года, с момента создания Фонда прошло почти десять лет, за это время были открыты и введены в строй новые газовые месторождения на израильском шельфе. Израильский газ начал регулярно поступать не только на большинство крупнейших предприятий страны, но и за рубеж в Иорданию и Египет. За эти годы, практически постоянно Министерство энергетики отчитывалось о получении прибыли от газовых компаний в размере от 0.8 до 1,0 млрд шекелей ежегодно.

Однако, как выяснилось, длительный конфликт между газовыми компаниями и Налоговым управлением привел к тому, что специальный Фонд, созданный для накопления доходов от эксплуатации природных богатств страны, не наполняется много лет. По сведениям агентства Ynet в фонде сегодня есть всего 450 млн шекелей и это через 7 лет после начала промышленной добычи газа на месторождении «Тамар». При этом, по закону о создании Фонда, государство может брать из него деньги только с того момента, когда в нем накопится 1 млрд шекелей.

Предполагалось, что одним из показателей работы Министерства энергетики станет Фонд по накопления прибыли от деятельности газовых месторождений, но он фактически пуст. Хотя как стало понятно, что огромные суммы, требующие внесения депозита на благо общественности, фактически не вносятся в Фонд вообще, учитывая давние споры между облагаемыми налогом компаниями по добыче природных ресурсов и налоговыми органами. Этот спор продолжался и тянулся беспрепятственно в течение долгого времени и вклады в Фонд — а вместе с ними и само функционирование Фонда — были отложены.

Такая просрочка возникла, в основном, из-за механизма сбора средств Фонда. Нынешнее правило гласит, что в случае возникновения спорных ситуаций компании могут отложить внесение денег. Это стимулирует многолетние споры с налоговыми органами и недостачу сотен миллионов шекелей на счетах Фонда. Компании-налогоплательщики явно заинтересованы в максимальных отсрочках выплат, и нынешний налоговый механизм создает реальный отрицательный стимул для отчисления денег и дает компаниям поводы для бесконечных апелляций относительно облагаемой суммы.

Предлагаемая поправка упрощает процедуру взимания сборов и решает проблему обжалований облагаемых сумм. Согласно предложению, подача апелляции не приведет к отсрочке даты уплаты сбора. Кроме того, поправка предоставляет Налоговому управлению инструменты для исполнения Постановления о подоходном налоге, включая штраф за дефицит, в случаях, когда налогоплательщик уклоняется от уплаты налога по небрежности или намеренно, а также возможность игнорировать операции, имеющие целью уклонение от налогов.

Министр финансов Авигдор Либерман отметил: «Это отличные новости для наших будущих поколений. Сегодня мы значительно ускорили темп сбора средств для Фонда благосостояния. В воскресенье поправка будет представлена на рассмотрение межминистерской комиссии, тем самым исправляя механизм сбора средств в фонд, который на сегодняшний день обслуживает в основном интересы владельцев компаний, использующих любые лазейки, чтобы не вносить деньги в Фонд. Прибыль от природных ресурсов Государства Израиль должна приносить пользу всему обществу, и я уверен, что этот шаг необходим для запуска Фонда. Фонд сможет обслуживать будущие образовательные и социальные проекты. Я благодарю министра Фаркаш-Хакоэн за тесное сотрудничество в ускорении этого процесса».

Министр инноваций, науки и технологии Орит Фаркаш-Хакоэн сказала в свою очередь: «Сегодня мы сделали еще один важный шаг на пути к возвращению израильтянам сотен миллионов шекелей, исправляя серьезный изъян в механизме сбора средств в Фонд благосостояния. С первых дней в правительстве я работаю над принятием этой поправки, и она уже прошла в первом чтении. Я рада, что мы продолжаем ее продвигать. Фонд аккумулирует налоги от разработки природных ресурсов Израиля, которые принадлежат всем нам, но до сих пор Фонд благосостояния не пополняется, и все это происходит за наш счет. Я благодарю министра финансов Либермана за своевременное и быстрое вмешательство. Экономический кризис лишь подчеркнул необходимость скорейшего сбора этих сотен миллионов, которые вернутся гражданам страны. Именно так происходят перемены».

К сожалению тема о накоплении средств в фонде «Керен тамлюги ха-газ вэ нефть» («Фонд роялти газа и нефти») поднимался уже не раз. В том числе и Орит Фаркаш-Хакоэн («Кахоль-лаван»), которая будучи министром по стратегическим делам еще в прошлом правительстве  делала запрос председателю специальной комиссии по управлению Фондом депутату Ави Дихтеру. Она написала, что финансовые ведомства рассчитывали накопить необходимый миллиард уже в 2018 году. «Сегодня ясно, что этого не произошло, и этот момент отдаляется все дальше», — писала министр и подчеркивает, что общество имеет полное право воспользоваться доходами от эксплуатации недр. Тогда она призывала срочно вызвать директора Налогового управления Эрана Яакова для обсуждения этого вопроса. «Какие срочные законодательные изменения требуются налоговым органам — как таковые требуются — чтобы они могли обеспечить исполнение решения правительства о сборе роялти на природные ресурсы, даже когда возникают споры с компаниями о том, как рассчитывать роялти или об обязательстве разделять их в фонде». Возможно теперь, уже в паре с министром финансов Авигдором Либерманам ей и удаться провести соответствующие законодательные инициативы, хотя маловероятно, что газовые монополисты и их многочисленные лоббистские группы пустят это вопрос на самотек, ведь пока нет закона, нет и платежей.