В Израиле на специализированных площадках представители соответствующих министерств и эксперты «фабрик мысли», занимающихся вопросами социально-экономического развития еврейского государства, обсуждаются проблемы в системе здравоохранения, занятость населения, профессиональная подготовка, переход к экономической деятельности с низким уровнем выбросов углерода, система высшего образования и растущее число выпускников с дипломом о высшем образовании. Последние два года проблемные области обсуждаются в контексте последствий пандемии коронавируса.
В прошлом году Израильский институт демократии (IDI) создал группу из экспертов и высокопоставленных представителей израильского здравоохранения для изучения готовности системы к серьезным вызовам и будущим чрезвычайным ситуациям в свете уроков, извлеченных из кризиса, вызванного COVID-19. В результате были проанализированы сильные и слабые стороны израильской системы здравоохранения и ее основных компонентов, а также возможные последствия при различных сценариях чрезвычайных ситуаций.
— События биологического характера, такие как пандемия: порождает новую форму заболеваемости людей; быстро распространяется между странами, длится месяцами или годами, на разных уровнях интенсивности; ставит под сомнение возможности системы в плане пропускной способности и лечения, т.к. она в первую очередь была адаптирована к повседневным потребностям.
— Физические события, такие как землетрясение или война: наносят немедленный и чрезвычайно мощный, хотя иногда и предсказуемый, ущерб инфраструктуре на обширной территории, внутри которой могут быть значительные различия в степени ущерба. Ущерб, наносимый отдельным лицам, ограничен и, как правило, выражается в травмах. Эти события требуют мобильности ресурсов и людей, длительного периода восстановления (не менее года) и могут непосредственно навредить инфраструктуре госпитализации.
— Технологические события, такие как крупная кибератака: наносят многомерный урон, включая серьезный ущерб инфраструктуре и отдельным лицам.
Группа сформулировала ряд рекомендаций лицам, принимающим решения, по обеспечению готовности к каждому из этих сценариев и разделилась на три рабочие подгруппы для изучения основных областей системы здравоохранения: госпитализация, медицинские услуги по месту жительства; выработка политики и областей взаимодействия. Каждая группа использовала SWOT-модель для анализа текущей ситуации в системе здравоохранения, с учетом уроков, извлеченных из попыток справиться с COVID-19, и соответствующим образом составила рекомендации.
В сфере контроля и надзора:
а) создать управление национальной безопасности в области здравоохранения;
б) в местных органах власти назначить ответственных за меры обеспечения безопасности здоровья;
в) внедрить протокол «группы управления чрезвычайными ситуациями» в местных органах власти.
г) Медицинский персонал:
— проводить периодические оценки нехватки медицинского персонала и больничных коек, а также обновлять в больницах состав врачей и медсестер;
— в министерстве здравоохранения создать «оперативный пункт» по кадрам;
— определить основную единицу для персонала (бригада неотложной помощи), чтобы обеспечить гибкость использования и мобильность медицинского персонала во время чрезвычайных ситуаций;
— мобилизовать персонал в систему госпитализации из внешних источников;
— мобилизовать персонал из системы госпитализации в систему госпитализации на дому;
— объединить подразделения здравоохранения с «сестринскими» подразделениями за пределами системы для облегчения мобильности и регулирования взаимодействия персонала между ними;
— инвестировать в обучение персонала и поддерживать готовность к чрезвычайным ситуациям;
— максимально использовать имеющийся персонал: расширить его полномочия во время чрезвычайных ситуаций; реагировать на эмоциональное выгорание персонала, оказывать поддержку семьям сотрудников и психологическую поддержку самим сотрудникам;
— увеличить количество медицинского персонала: сделать постоянными временные кадровые должности, созданные во время пандемии, и создать дополнительные 700 «мест» для обучения медсестер в академических учреждениях.
Медицинская инфраструктура:
а) увеличить количество коек для общей госпитализации, по крайней мере, до 17 000 в течение следующих 25 лет, добавляя около 680 коек в год;
б) обеспечить единые высокие стандарты укрепления зданий от ракетных ударов и землетрясений;
в) обеспечить гибкое планирование и строительство новой инфраструктуры и зданий в системе здравоохранения;
г) при планировании строительства особое внимание уделять инфраструктуре отделений интенсивной терапии и кислородной терапии;
д) предварительно запланировать резервы инфраструктуры для системы госпитализации по всей стране, например, экстренное использование гериатрических больниц, психиатрических больниц, гостиниц, изоляторов, иешив и полевых госпиталей.
Система информации:
а) создать команду для определения типов информации, которую необходимо собирать и сообщать во время чрезвычайных ситуаций;
б) создать системы для картирования доступных ресурсов здравоохранения, перегрузки в медицинских учреждениях и областей с высокой инфекцией / устойчивостью к инфекции;
в) перевести медицинские организации на инфраструктуру ресурсов быстрого взаимодействия в сфере здравоохранения (Fast Healthcare Interoperability Resources, FHIR);
г) разработать рабочие процессы для обмена межорганизационной информацией в обычное время, и повысить удобство системы взаимоиспользования информации EITAN;
д) разработать инструменты и подготовить квалифицированный персонал для работы с большими данными;
е) внедрять инновационные технологии для дистанционной медицины и системного управления;
ж) обновить протоколы информационной безопасности и киберзащиты.
Обеспечение предоставления плановых медицинских процедур в больницах во время чрезвычайных ситуаций:
а) сформулировать единую политику Министерства здравоохранения в отношении продолжения элективных процедур в больницах во время чрезвычайных ситуаций, которая будет применяться во всех учреждениях;
б) поддерживать элективные процедуры, насколько это возможно, во всех областях больничного обслуживания;
в) установить централизованный контроль над распределением нагрузки элективных процедур между различными больницами;
г) предоставить руководителям больниц свободу расширять элективные процедуры в соответствии с нагрузкой на их больницы, связанной с количеством пациентов;
д) для поддержания предоставления элективных процедур подготовить разнообразные решения, такие как дневные стационары онлайн; переназначение процедур в частные больницы; госпитализация на дому; и переназначение диспансеризации в местные клиники;
е) обеспечить постоянную синхронизацию между больницами и общественными службами в обычное время, особенно во время чрезвычайных ситуаций, для облегчения взаимопомощи;
ж) для обеспечения элективных процедур включить в дорожную карту частные больницы, чтобы они могли поддержать систему общественного здравоохранения;
з) максимально распределить нагрузку медицинских бригад, чтобы предотвратить ситуацию, при которой одни испытывают перенапряжение, а другие еле загружены.
Госпитализация на дому и дистанционное лечение:
а) развивать систему дистанционного лечения, предоставляемую фондами здравоохранения в различных областях медицины, чтобы включить в нее предоставление медицинских услуг в обычное время, которые затем могут быть загружены во время чрезвычайных ситуаций;
б) укрепить систему госпитализации на дому фондов здравоохранения, как в обычное время, так и в чрезвычайных ситуациях, и установить стандарт для больничных коек в общине, чтобы он достиг примерно 15% от всех коек плановой госпитализации для терапевтической медицины и медицины для престарелых;
в) назначить рабочую группу для планирования, стимулирования и ускорения действий, связанных с госпитализацией на дому;
г) разработать модели мобилизации врачей и медсестер больниц для усиления групп, занимающихся госпитализацией на дому фондов здравоохранения;
д) оказывать социальную поддержку группам риска с помощью доступных коммуникационных технологий.
В сфере законодательства:
а) создать межведомственную группу для разработки общего законодательства на случай чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения;
б) обеспечить соответствие законов следующим критериям: четкое определение обстоятельств, при которых они будут применяться; минимальное вмешательство в процесс принятия профессиональных решений; наличие механизма быстрого принятия решений; предложение достаточной гибкости для принятия мер; сведение к минимуму нарушений прав человека; включение эффективных механизмов надзора; способствование прозрачности информации; и предложение четких рекомендаций.
СМИ и общественная информация:
а) включить управление средствами массовой информации в качестве основного элемента в процесс принятия решений в системе здравоохранения;
б) создать национальную информационную систему для общественного здравоохранения;
в) в министерстве здравоохранения создать инфраструктуру для интернет-деятельности и собственных производственных мощностей;
г) создать систему мониторинга эффективности деятельности СМИ и общественной информации;
Ориентировочная стоимость выполнения всех вышеобозначенных рекомендаций составляет 14 миллиардов шекелей единовременных расходов и примерно 6 миллиардов шекелей ежегодных расходов[i] [1].
[i] [2] The Eli Hurvitz Conference on Economy and Society 2021. Background Materials // IDI. 29-30 June — https://en.idi.org.il/media/16529/the-eli-hurvitz-conference-on-economy-and-society-2021-background-materials.pdf