- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Состояние российско-иранских отношений на современном этапе

Российско-иранские отношения в последнее время развиваются достаточно активно, достигнув высшего уровня после длительного перерыва, который был связан с победой исламской революции в Иране и идеологическим противостоянием режимов Москвы и Тегерана.

В октябре 2007 года в ИРИ с официальным визитом прибыл В.В.Путин – это было первое после 1943 года (Тегеранская конференция) посещение Ирана лидером нашей страны. Курс, обозначенный этим знаменательным событием, продолжает и нынешний Президент России Д.А.Медведев, уже в августе 2008 года проведший первую двустороннюю встречу со своим иранским коллегой М.Ахмадинежадом в Душанбе на саммите ШОС (т.е. менее чем через полгода после своего избрания).

Политический диалог на высшем уровне дополняется активностью контактов глав внешнеполитических ведомств двух стран. Так, только в сентябре с.г. С.В.Лавров и М.Моттаки провели два раунда переговоров в Москве и Нью-Йорке (последний – в рамках 63-ей сессии ГА ООН), основной темой которых стало обсуждение вопроса налаживания двустороннего взаимодействия для обеспечения безопасности в Закавказье. Иранская сторона активизировалась на данном направлении в пику своему геополитическому сопернику – Турции, которая выступила с предложением организации регионального взаимодействия в регионе под названием «Платформа стабильности и сотрудничества на Кавказе», из которого, однако, был исключен Иран. При этом необходимо отметить близость или совпадение позиций Москвы и Тегерана по большинству международных и региональных вопросов. Одним из наиболее ярких примеров этому являются оценки двух стран конфликта между Грузией и Южной Осетией и Абхазией. Несмотря на то, что первая реакция официального Тегерана была крайне осторожной и ограничивалась выражением опасений перерастания конфликта в региональный формат, последующие международные выступления Президента ИРИ содержали открытые обвинения западных стран и Израиля в развязывании этого вооруженного конфликта, а Тбилиси – в слабости и неспособности противостоять вмешательству «третьих сил». При этом и М.Ахмадинежад, и М.Моттаки признали справедливость действий Москвы, защищавшей своих граждан и не допустившей дальнейшего развития военного сценария.

Среди других международных и региональных вопросов, по которым Россия и Иран успешно взаимодействуют, можно выделить сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом наркотиков (в 2003 году руководители Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Российской Федерации и Штаба по борьбе с наркотиками (ШБН) Исламской Республики Иран подписали Протокол о намерениях по борьбе с наркотиками, в 2005 году был подписан Меморандум о сотрудничестве в этой области). Представители компетентных органов ИРИ принимают активное участие в международных комплексных оперативно-профилактических операциях «Канал», направленных на борьбу с афганским наркотрафиком. Дальнейшее усиление сотрудничества в антинаркотической сфере и выработка совместных мер по противодействию афганской наркоугрозе обсуждались в ходе визита в Москву в октябре 2008 года Главы ШБН Ирана И.Ахмади-Могаддама.

Важным звеном российско-иранского взаимодействия являются наши торгово-экономические отношения. Они осуществляется в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Исламской Республики Иран о торговле и экономическом сотрудничестве от 14 апреля 1997 г., а также Договором об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран от 12 марта 2001 г.

Начиная с 2004 года товарооборот между Россией и Ираном уверенно превышает 2 млрд. долл. США и по итогам прошлого года достиг 3,3 млрд. долл. США. Основными статьями российского экспорта в Иран являются металлы и металлоизделия (свыше 70%), машины и оборудование, древесина и целлюлозно-бумажные изделия. Импорт из ИРИ в основном представлен товарами народного потребления, продтоварами (60%), машинами и оборудованием.

Символом нашего взаимодействия является строительство АЭС в Бушере, успешно продвигающееся несмотря на беспрецедентно усилившееся давление со стороны, прежде всего, США и Запада, требующих введения новых санкций в отношении ИРИ. Нельзя не отметить, что реализацию этого проекта Тегеран рассматривает в качестве одного из главных аргументов в своей политической стратегии по иранской ядерной программе (ИЯП), апеллируя к ее исключительно мирному характеру.

В этом контексте, а также учитывая недавно принятую очередную резолюцию по Ирану (№ 1835 от 27 сентября 2008 года), нельзя не осветить позицию России в Совбезе ООН по ИЯП. Она остается неименной: твердая приверженность политико-дипломатическим методам урегулирования данной проблемы и признание необходимости сосредоточиться на диалоге и согласовании параметров движения на переговорном процессе. Соответственно, по мнению российской стороны, нет никаких предпосылок для усиления санкционного режима или введения односторонних санкций в отношении Тегерана. Тот набор мер, который был принят в предыдущих резолюциях – более чем достаточный сигнал для Ирана со стороны «шестерки» (переговорщики по ИЯП – Россия, США, Великобритания, Франция, Германия и Китай).

Более того, российские эксперты расценивают принятие очередной резолюции тактически оправданным решением. Во-первых, данная резолюция ни на миллиметр не изменила сложившейся ситуации в диалоге и политическом процессе по ИЯП, а во-вторых, этот шаг позволил на неопределенный срок отодвинуть притязания Запада по поводу ужесточения санкционного режима и проверить, насколько серьезно страны-члены «шестерки» заинтересованы в политическом диалоге.

В условиях разразившегося мирового финансового кризиса и значительной волатильности цен на нефть, серьезное значение приобрело трехстороннее соглашение, заключенное в Тегеране в октябре этого года министрами энергетики Ирана и Катара и главой «Газпрома» А.Б.Миллера о создании Высшего газового совета, своего рода «газового ОПЕК». России это соглашение предоставляет возможность диверсифицировать рынки, сократить зависимость от «нефтяной иглы» и начать реализовывать стратегию энергетической безопасности. Для Ирана – это шанс значительно укрепить и развить газовый сектор своей экономики.

Помимо этого «Газпром» участвует в разработке крупного иранского газового месторождения «Южный Парс», а также в проектах по совместной транспортировке, переработке и маркетинге газа. В стадии разработки находятся планы создания совместного российско-иранского предприятия в области добычи и реализации природного газа и нефти.

В ходе визита делегации РАО ЕЭС России во главе с А.Б.Чубайсом в Тегеран в феврале 2008 года были подписаны Меморандум о сотрудничестве РАО ЕЭС России и иранской энергетической компанией «Таванир» и Меморандум о сотрудничестве в объединении на параллельную работу энергосистем Ирана и стран СНГ и Балтии.

Кроме двустороннего, развивается и многосторонний формат российско-иранских торгово-экономических отношений. Характерным примером является железнодорожный проект России, Ирана и Азербайджана в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг». Речь идет о строительстве транспортной железной оси Казвин (Иран) — Решт (Иран) – Астара (Азербайджан). Основную часть работ предстоит осуществить в примыкающем к Азербайджану Северо-Западном Иране (Иранском Азербайджане). На реализацию этого проекта в целом потребуется более 400 миллионов долларов в текущих ценах.

Иранская сторона проявляет интерес к осуществлению программы сотрудничества по поставке и совместному производству в ИРИ в течение 10 лет самолетов Ту-214, Ту-204 и Ту-334. В 2005 году ОАО «КАМАЗ» заключило с иранской стороной лицензионное соглашение по организации сборочного производства грузовиков «КАМАЗ» в Тебризе. Из Ирана в Россию осуществляются поставки легковых автомобилей «Саманд» и «Пежо 206», а также автозапчастей для российской компании «УАЗ».

Активный обмен делегациями способствовал усовершенствованию правовой базы, необходимой для дальнейшего развития взаимоотношений двух стран. В ее основе – Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах и Соглашение об избежании двойного налогообложения (2001 год), Соглашение между Торгово-промышленной палатой России и Палатой торговли, промышленности и рудников Ирана (ПТПР) «О создании «Делового совета», Соглашение о сотрудничестве между ТПП России и ПТПР ИРИ в области обмена деловой информацией (2005 год), а также Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области стандартизации, метрологии и оценки соответствия, Соглашение о сотрудничестве в сфере туризма, Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений и Меморандум о развитии долгосрочного промышленного, торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с приложением перечня перспективных отраслей и приоритетных направлений двустороннего взаимодействия (2007 год).

Благоприятную почву для дальнейшей активизации и развития торгово-экономического сотрудничества создает действующая Постоянная Российско-Иранская комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК). Российскую часть МПК с января 2006 года до конца 2007 года возглавлял Руководитель Федерального агентства по атомной энергии С.В.Кириенко, иранскую часть с апреля 2006 года – Министр иностранных дел ИРИ М.Моттаки. За весь период работы МПК проведено семь заседаний Комиссии. В настоящее время рассматриваются кандидатуры на пост председателя российской части МПК.

Немаловажную роль играют контакты на региональном уровне, заметно активизировавшиеся в последние годы. Наиболее тесное взаимодействие бизнесменов и представителей властей ИРИ происходит с коллегами из таких субъектов России как Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Республика Мордовия, Астраханская, Волгоградская, Нижегородская и Омская области.

Развивается российско-иранское сотрудничество в культурной, гуманитарной и образовательной сферах. Регулярно проходят национальные Дни культуры. В 2007 году в Тегеране была организована выставка «Ислам в России», состоялись концерты российского ансамбля мусульманской духовной музыки «Медина», прошли спектакли театра «Школа современной пьесы». Участники из России получили ряд призов на проходивших в ИРИ кинофестивалях.

Для оказания помощи в подготовке национальных кадров Министерство образования России на регулярной основе выделяет государственные стипендии для приема на обучение иранских граждан в российских вузах. На 2008/2009 учебный год выделено 20 государственных стипендий (10 – на полный курс обучения и 10 – на постградуальные формы подготовки). Кроме того, российские научные учреждения – в частности, Институт востоковедения РАН и Институт стран Азии и Африки при МГУ – ежегодно проводят научные конференции, семинары и олимпиады, в том числе совместные со своими иранскими коллегами.

С другой стороны, в наших двусторонних отношениях остаются некоторые вопросы, решение по которым еще предстоит найти том числе – разногласия сторон по определению правового статуса Каспийского моря. Первоначально Тегеран выступал с одних позиций с Москвой за совместное использование водных и минеральных ресурсов Каспия. Однако впоследствии в ИРИ возобладали другие взгляды, и Иран согласился с азербайджанским подходом, нацеленным на раздел моря (включая дно) на сектора равной площади (по 20 %). Кроме того, Тегеран стремится максимально использовать географические особенности своей береговой линии и, учитывая ее вогнутость, предлагает методологию разграничения, использованную для раздела дна между рядом стран в Северном море и Атлантическом океане.

В вопросах военной деятельности на Каспии Иран поддерживает российскую формулировку об установлении равного для всех баланса вооружений и системы контроля, а также принцип недопустимости присутствия на Каспии, в том числе в воздушном пространстве над морем ВС третьих стран. Более того, Иран – единственный из партнеров, кто сразу согласился участвовать в проекте создания «Касфор» (идея России о создании совместной военно-морской группировки прикаспийских государств).

В целом, состояние российско-иранских отношений можно характеризовать как стабильно развивающееся и имеющее стратегическое значение для обеих сторон. При этом, однако, нельзя не учитывать влияния международного фактора, порой подталкивающего Москву и Тегеран «дружить против».