- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Египет готовится к продолжению борьбы за Ливию

На фоне очередного пробуксовывания мирного процесса в Ливии, наглядным свидетельством чему служат разногласия на переговорах в Женеве (28 июня – 2 июля), стороны противостояния активно готовятся к продолжению борьбы за нее.

В частности, египетский президент Абдель Фаттах ас-Сиси 3 июля по данным ливийских источников открыл модернизированную «многоцелевую» военную базу на Средиземном море в 255 км к западу от Александрии недалеко от границы с Ливией.

Как он сказал: «Это последняя египетская военная база для обеспечения безопасности Северного и Западного фронтов страны».

Показательно, что на церемонию ее открытия лично прибыли председатель Президентского совета Ливии Мухаммед аль-Манфи и наследный принц Абу-Даби и фактический лидер ОАЭ Мухаммед бен Заид Аль Нахайян.

Такое внимание последнего к данному объекту не случайно: во многом война в Ливии в предыдущие годы поддерживаемого Египтом и ОАЭ фельдмаршала Халифы Хафтара в его амбициях на захват власти во всей Ливии велась на эмиратские средства.

Соответственно, на средства ОАЭ фактически и проводилась модернизация данного объекта.

Кроме заметного военно-морского сегмента, включая километровый пирс, на базе присутствуют взлетно-посадочная полоса, диспетчерские вышки операционные и прочие помещения, включая хозяйственно-учебные.

Стоимость проведенных на ней работ не раскрывается, однако их объем исчисляется десятками и сотнями миллионов долларов.

Показательно, что на торжественном открытии Египет и осуществил там же военные маневры с участием штурмовых вертолетов и истребителей, а также нескольких недавно приобретенных боевых кораблей, в том числе двух фрегатов Bergamini, корвета Gowind, подводную лодку типа 209 и вертолетоносца Mistral.

В них участвовали, находясь на борту последнего, египетские президент и его высокие гости. На маневрах отрабатывалась десантная операция, целью которой было оперативное оказание помощи силам Халифы Хафтара.

Весьма символично, что данный объект был открыт именно в этот день и назван «Базой 3 июля». Это должно напомнить главному египетскому оппоненту в Ливии Турции историческую дату – 3 июля 2013 года, когда армия Египта, в то время возглавляемая А.Ф.ас-Сиси, свергла покойного президента от «Братьев-мусульман» Мухаммеда Мурси.

А в 2014 году ас-Сиси уже официально занял его место, во многом спутав планы Анкары на восстановление турецкого влияния в регионе.

Однако, несмотря на поддержку Египта и ОАЭ их ставленника в Ливии Халифы Хафтара, ему так и не удалось взять главный оплот своих оппонентов в Триполи.

Что же касается неспособности Египта, ОАЭ и их союзников добиться победы в этой стране, то эти попытки провалились из-за активной помощи триполитанскому правительству Турции, Италии, Алжира и других.

Так, после неудачных штурмов Триполи войска Хафтара неоднократно откатывались на исходные позиции. Однако в свою очередь, у его противников также не хватало сил (опять-таки во многом из-за поддержки со стороны Египта, ОАЭ и других) разбить их.

Фактически, сложилась патовая ситуация, при которой ни одна из сторон в условиях активного внешнего вмешательства не была в состоянии разгромить другую.

Отражением данного процесса во многом и стало участие сторон в инициированном Евросоюзом в лице Германии и Франции мирном процессе.

Одним из ключевых моментов стало ведение переговоров в Женеве, причем в качестве одного из условий Париж выдвинул вывод из Ливии всех иностранных формирований, особенно наемников, чего до сих пор сделано не было.

Несмотря на это Каир демонстрировал определенную готовность пойти на предложение Евросоюза и с апреля текущего года он особенно заметно участвует в мирных консультациях, как на официальном, так и неофициальном уровне (в том числе между главами специальных служб Египта и Турции).

Однако, судя по всему, этот диалог не привел к положительным миротворческим сдвигам, поскольку именно протурецкие эмиссары на последних по времени переговорах в Женеве и попытались торпедировать попытку осуществления миротворческого процесса под эгидой Евросоюза.

На них предполагалось обсудить детали предстоящего голосования, но вместо этого под вопросом оказалось само его проведение.

Речь идет о том, что в первую очередь ливийские «Братья-мусульмане» предложили «отложить» намеченные на 24 декабря всеобщие выборы, предлагая предварительно провести «конституционный референдум».

Таким образом, они фактически предлагали продлить прерогативы действующей временной власти, против чего резко против выступили другие приехавшие на встречу ливийцы, заявившие, что в случае прохождения данного предложения они покинут встречу.

По данным алжирских источников Евросоюз такое поведение некоторых делегатов застало врасплох, поскольку изначально противники данной идеи подобные намерения якобы открыто не афишировали.

Показательно, что застрельщиком данного предложения стал Муад Манфух, исламистский делегат, принадлежащий к Партии справедливости и развития (PJD), политическому крылу организации «Братья-мусульмане» в Ливии, которое имеет широкую поддержку Анкары.

Фактически, тем самым он не допустил обсуждение запланированной «дорожной выборной карты» Ливии.

В определенной степени, как указывают алжирские источники, его поддержали некоторые другие ливийские делегаты, включая либерала Амеля Бугигиса, не исключившего возможности «проголосовать за Конституцию до выборов, чтобы избежать использования временной конституционной платформы».

В свою очередь, противники исламистов в лице делегата Саида Яакуби и Ахмеда Шеркесси обвинили противников проведения выборов в «стремлении к неопределенному продлению временной власти, выражающей их интересы», выступив резко против данного предложения.

Свой резкий ответ на это 3 июля дал и сам Хафтар, заявивший, что если идея с выборами будет провалена, он «снова освободит Триполи».

Иными словами, Турция мастерски торпедировала многомесячные усилия своего конкурента ЕС на ливийском направлении, а ее противники на своем фланге фактически подыграли ей, усилив тем самым эффект от ее действий.

Анкаре действительно такие выборы мало интересны, поскольку при нынешнем раскладе это будет означать ослабление протурецкой «партии» в Ливии.

В Анкаре объективно оценивают ситуацию и прекрасно понимают, что ее прокси способны набрать серьезный процент голосов лишь в некоторых городах вроде Мисураты, но в целом не они в случае реализации замыслов Берлина и Парижа будут управлять ситуацией.

Что же касается другого фланга борьбы, то турецкие действия развязывают руки Египту и ОАЭ, поскольку явно не они хоронят европейский план, а их оппонент. И такие действия им в определенной степени выгодны – для них общеливийские выборы также являются в определенной степени «котом в европейском мешке» с целью «украсть у них военную победу», мечты о достижении которой они еще не изжили.

И на самом деле, согласно данным алжирских источников, на последних консультациях в Ливии, Марокко и других странах главы египетской и турецкой спецслужб обсуждали тему того, как красивее разыграть спектакль с недопущением «европейского выборного театра» с целью выдавливания =ненужных им конкурентов из ЕС, чтобы после этого выяснить отношения и поделить ливийский «пирог» без их участия.

Как бы там ни было, но действия протурецких эмиссаров в Женеве дали отличный козырь Египту продемонстрировать скепсис относительно миротворческих устремлений Берлина и Парижа.

Что он и сделал 3 июля, открыв модернизированную приграничную военную базу. Это событие готовилось уже давно и женевская неудача дала отличную возможность показать готовность продолжить противостояние в тот самый момент, когда его оппоненты показали свою слабость в решении ливийского вопроса.