- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Вывод американских войск из Афганистана и интересы России

США, выводя войска из Афганистана, де-факто признали провал своей двадцатилетней операции в этой стране. Об этом заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, выступая в четверг 8 июля  в Дальневосточном федеральном университете с лекцией на тему «Международная деятельность России для развития российских регионов».  «США не просто выводят войска из Афганистана, они выводят их, де-факто признав провал своей двадцатилетней миссии», — сказал Лавров. По его словам, Вашингтон оставляет конфликт в стране для решения силовым путем.  «Талибы ведут себя более воинственно, потому что договоренность, которая была, предполагала формирование переходной власти, которая потом будет готовить уже условия для формирования более устойчивых государственных структур. К сожалению, руководители в Кабуле не очень хотят организовывать нечто переходное, опасаются, что это выведет их из политически активной деятельности. Получается, что и они, и американцы, уходя оттуда, оставляют всю ситуацию для решения силовым путем». Собственно о том, что Военная операция США в Афганистане завершился фиаско стало ясно еще лет десять назад. По крайней мере, такое положение дел констатировали как серьезные военные аналитики,  так и ЦРУ. прежде всего, с точки зрения создания самодостаточных местных вооруженных сил. После этого американцы, условно говоря, по классике «как Паниковский» «пилили гирю для виду, уже поняв, что она не золотая». В данном случае принципиальную роль играл Пентагон и его подрядчики, которые делали хорошие деньги с минимумом издержек, а тот же президент Д.Трамп был вынужден с ними заигрывать в силу необходимости их внутриполитической поддержки. И это положение дел всех устраивало, в том числе и прежде всего Москву.  О том, что наличие американских войск в Афганистане было главным условием относительной безопасности «южного подбрюшья»  России в лице центральноазиатского региона,  мы говорили всегда. Теперь просто настал момент истины. Можно сколько угодно говорить со всех экранов о позоре США  и их бегстве, но суть вопроса сейчас в ином. Отметим несколько моментов.

  1. Уход американцев, безусловно, связан с изменением стратегии США с переносом основной тяжести усилий на сдерживание России и Китая. Обвальный выход из Афганистана — это привет Москве от двух архитекторов этой стратегии в лице Блинкена и Салливана. И ход очень сильный.  Отметим, что США пока оставляют многонациональный контингент НАТО а Кабуле в качестве гарантии присутствия на сцене режима в Кабуле на какой-то нужный Вашингтону срок, при этом оставляя на усмотрение талибов 90 % границы с Таджикистаном.  То есть, сознательно растягивают силы и средства Москвы.    «Если будет нападение на Таджикистан, конечно, это будет немедленно предметом рассмотрения в ОДКБ», — сказал С.Лавров, говоря о возможном разрастании конфликта. 6 июля президент Таджикистана Эмомали Рахмон приказал направить 20 000 резервистов для защиты южной границы Таджикистана с Афганистаном на фоне недавних наступлений талибов. В явной попытке ослабить напряженность представитель «Талибана» Сухайл Шахин заявил, что группа будет «поддерживать хорошие отношения с дружественной страной Таджикистан» и уважать безопасность и неприкосновенность своего северного соседа. Американские аналитики полагают, что центральноазиатские государства, такие как Таджикистан, а также Россия, внешне признали господство талибов и, похоже, готовы представить себе соглашение о разделе власти в Афганистане, в котором они будут занимать видное место. Интересно, что официально «Талибан» в России до сих пор – это террористическая организация. В этой связи непонятно, как  МИД России собирается встречаться с талибами в Москве, а такие инициативы уже выдвинуты на Смоленской в рамках организации затухшего «московского формата внутриафганского урегулирования».  По закону, талибов надо арестовывать сразу после пересечения границы. Этот казус надо решать. Иранцы уже решили, и сейчас собрали у себя талибов и афганское правительство. 7 июля в Иране состоялась встреча высокого уровня между афганским правительством и талибами. Политический комитет «Талибана», возглавляемый главным переговорщиком Шер Мохаммадом Аббасом Станикзаем, вылетел в столицу Ирана Тегеран, чтобы встретиться с бывшим вице-президентом Афганистана Юнусом Кануни и другими высокопоставленными чиновниками правительства в Кабуле. Участие в мирном процессе в Афганистане —  это способ Ирана заявить о своей ведущей роли в нынешнем критическом кризисе безопасности в регионе. Тегеран также стремится подорвать влияние США в регионе, предлагая новую возможность новых внутриафганских переговоров после неубедительных мирных переговоров под руководством Катара. У Тегерана и талибов есть идеологические разногласия, но их общая враждебность как к США, так и к «Исламскому государству» (ИГ, запрещено в России) допускает определенную степень сотрудничества. Добавим к этому, что часть талибов вообще проходят подготовку в лагерях КСИР в Иране. А российский МИД пока только призывает такой диалог организовать.

Американцы уверенно говорят о том, что  опасения по поводу последствий для безопасности Афганистана, в котором талибы обладают широким влиянием, скорее всего, все же заставят  соседние страны укрепить свои границы и подготовиться к увеличению потоков беженцев через Центральную Азию. За последние две недели в Таджикистане наблюдается приток афганских солдат, спасающихся от боевиков исламистского движения «»Талибан». Президент России Владимир Путин, один из ключевых союзников Эмомали Рахмона, заявил, что российские войска, базирующиеся в Таджикистане, в случае необходимости помогут обеспечить безопасность его границы с Афганистаном. Ну и кто в выигрыше? При этом отметим, что основную опасность в данном контексте представляют не талибы-пуштуны (они дальше своих традиционных ареалов не пойдут; у них интерес другой), а та часть таджиков, которые после репрессий против оппозиции  перебрались в Афганистан. А это уже риск не экспансии пуштунов, а стимул к новым разборкам в клановой элите Таджикистана, в которые будет обязательно втянута Москва. Она собственно уже втянута: резкий рост актов и попыток т.н. «среднеазиатского террора» в России в последние годы – это предельно понятный индикатор этого.   Кстати, возможности узбекской ИДУ для такой экспансии сильно меньше.

  1. Ситуация после ухода американцев принципиально иная, чем после ухода СССР из Афганистана Главное — больше нет единого «Северного альянса», который был щитом на границе с Таджикистаном и Узбекистаном. Попытки его воссоздать путем возвращения Дустума из Турции и попыткой выдвинуть в качестве лидеров таджиков сына Ахмад Шаха Масуда, очевидно не получились, если мы имеем в виду последние по времени факты массового бегства афганских таджиков через границу и общего падения местного авторитета их командиров среди соплеменников. И воссоздать такой щит в полной мере уже не получится. Кроме того, талибы оседлали границу с Таджикистаном не случайно. Это вытекает из простого факта: за время пребывания американцев в стране талибы из силы, которая за наркотики казнила, превратилась в силу, которая полностью инкорпорировалась и возглавила наркоторговлю. Именно по этой линии, а не по попыткам некой пуштунской исламистской экспансии, будет проходить основная линия напряжения. И если Москва начнет активно этому процессу мешать, то талибы сами на север не пойдут, а вот таджиков из оппозиции на вторжение на историческую родину простимулируют.
  2. Надо прекратить стебы на тему панического бегства американцев и оставления ими кучи снаряжения и оружия тем же талибам. Американцы — люди практичные: если они оставляют технику и другое «гражданское» оборудование, значит, они уже посчитали, что вывозить их будет дороже. Тем более, что все, кто надо, за них деньги получил и поделился. Другое дело – оружие, многое из которого еще «в смазке». Рискнем предположить, что речь идет не о  разгильдяйстве, а о сознательной схеме тайного вооружения талибов в надежде на их бросок на север в перспективе. Или, если вернее, для уверенной военной поддержки наркотраффика.   Такую же операцию американцы уже проводили в свое время в Сирии, вооружая якобы умеренные силы, которые после перехода турецко-сирийской границы тут же вливались с этим оружием в ряды «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в России). Иными словами, США уверенно и без оглядки на моральные обязательства  делают очень весомые шаги в рамках своей новой стратегии  «сдерживания» России, и до «момента икс» у Москвы осталось примерно полгода-год.