- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Судане и Южном Судане: май 2021 г.

4 мая стало известно, что бывший губернатор штата Южный Кордофан и бывший госминистр внутренних дел Судана Ахмед Харун, обвиненный в преступлениях в Дарфуре, предпочел бы суданскому правосудию Международный уголовный суд (МУС) в Гааге. Как сообщила АФП его дочь Алийя Ахмед Харун, такой выбор ее отца связан с тем, что, по его убеждению, суданская Фемида не способна отправлять правосудие.

А.Харун разыскивается МУС уже в течение более чем 10 лет. Он обвиняется в преступлениях против человечности и военных преступлениях, совершенных в ходе конфликта в Дарфуре, разгоревшегося в 2003 г. и унесшего жизни 300 тысяч человек (данные ООН). А.Харун, а также несколько видных представителей прежнего режима Омара аль-Башира были арестованы после низложения последнего в апреле 2019 г. в результате массовых манифестаций.

В 5-страничном коммюнике, датированном 3 мая и распространенном в социальных сетях, бывший чиновник обвинил суданские власти в том, что его содержат в заключении «в нарушение закона», и в частности, в том, что он лишен права опротестовать его арест. «Власти, практикующие нарушения закона, неспособны и не хотят отправить правосудие, — утверждал он. – Именно поэтому я объявляю, что предпочел бы, если бы мое досье рассматривал МУС».

В 2007 г. МУС выписал мандат на арест А.Харуна. В нем содержалось 42 обвинения, и в частности, в убийствах, изнасилованиях, пытках и грабежах. В ходе конфликта в Дарфуре Хартум широко использовал арабские полувоенные формирования, составленные главным образом из арабов-кочевников, которые, в частности, обвиняются в «этнических чистках».

О.аль-Башир, находящийся под стражей в Хартуме, также разыскивается МУС по обвинениям в совершении «преступлений против человечности» и «геноциде» в Дарфуре. В декабре 2019 г. он был осужден по обвинению в коррупции. Ему предстоит также суд за организаию военного переворота в 1989 г.

В 2020 г. МУС сдался 70-летний Али Мухаммед Али абд ар-Рахман (боевой псевдоним — Али Кошейб), возглавлявший арабскую милицию «джанджавид», отметившуюся жестокостями в Дарфуре. МУС разыскивал А.Кошейба с 2007 г. по 31 обвинению. 24 мая МУС признал его личное участие в убийствах.

В мае ряд стран мирового сообщества продолжил оказание финансовой помощи Судану. Так, 5 мая в Хартуме было объявлено о получении кредита на 425 млн долларов от Великобритании, Швеции и Ирландии. Предполагается, что эти средства уйдут на погашение задолженности Судана перед Африканским банком развития. Как было заявлено, теперь Судан не имеет задолженности перед ним.

Экономика Судана находится в острейшем кризисе, унаследованном от прежнего режима и связанном с многолетними американскими санкциями, плохим управлением и вооруженными конфликтами. Выход из этого кризиса является важнейшей задачей для переходного правительства Судана.

В апреле США и МВФ призвали более чем 20 стран поддержать процесс снижения задолженности Судана. Ранее, в январе, Вашингтон выделил Судану в виде помощи 1,15 млрд долларов, которые пошли на выплату по долгу Всемирному банку.

10 мая административный совет МВФ одобрил план финансирования, который «будет способствовать мобилизации необходимых ресурсов в МВФ с тем, чтобы погасить перед ним долг» Судана. Необходимые средства поступят от стран-участниц этого финансового института и «внутренних ресурсов». Конкретные суммы при этом не назывались. Однако известно, что по данным МВФ и Всемирного банка, Судан был должен им по состоянию на конец 2019 г. порядка 49,8 млрд долларов.

17 мая в Париже было объявлено о намерении Франции выделить Судану в виде кредита 1,5 млрд долларов, которые пойдут на выплату по долгам этой страны МВФ. В тот же день президент Франции Эммануэль Макрон объявил о списании долга Хартума Парижу, составлявшего около 5 млрд долларов.

9 мая стало известно, что около 120 бывших «голубых касок» из Эфиопии, до недавнего времени проходивших службу в миротворческом контингенте в Дарфуре, запросили убежище в Судане. Это стало следствием нескольких смертоносных конфликтов в Эфиопии, в том числе в регионе Тыграй. Первоначально предполагалось, что солдаты вернутся в Эфиопию. Похоже, что отказники были родом из провинции Тиграй.

Мандат Миссии ООН и Африканского союза в Дарфуре (Minuad) истек 31 декабря 2020 г. Миссия была развернута в 2007 г. В его составе было 8 тысяч военных и полицейских. Вывод контингента Minuad начался в январе 2021 г.

11 мая сотни манифестантов собрались в Хартуме перед штаб-квартирой суданской армии с тем, чтобы потребовать правосудия в отношении тех, чьи действия двумя годами ранее привели к гибели свыше 120 участников антиправительственных выступлений, приведших к отставке О.аль-Башира. Манифестация стартовала незадолго до ифтара. 12 мая стало известно, что при силовом разгоне этой манифестации погибли 2 человека. Премьер-министр Судана Абдалла Хамдок в этой связи заявил, что «шокирован» гибелью манифестантов. Он назвал «преступлением стрельбу по участникам мирного шествия», явно дистанцируясь таким образом от силовиков.

24 мая генералы нашли крайнего. В тот день к смерти был приговорен полевой командир полувоенных Сил быстрой поддержки по обвинению в убийстве участника продемократической манифестации в июне 2019 г. Но ведь он, как представляется, был простым исполнителем приказа!

11 мая Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию, продлившую до 15 ноября 2021г. мандат миротворческой миссии в суданском приграничном регионе Абьей, принадлежность которого оспаривают Судан и Южный Судан. Подготовленная США, резолюция предусматривает сохранение на текущем уровне численности миротворческой миссии Fisnua, то есть около 4 тысяч военных и полицейских, главным образом – из Эфиопии. Миссия Fisnua находится в Абьей с 2011 г.

17 мая стало известно о гибели в Абьей 12 гражданских лиц. Власти Южного Судана обвинили в их убийстве суданских кочевников – скотоводов. Атака была совершена бойцами суданского племени миссерия на деревню Дунгуоб в 65 км к востоку от г.Абьей – основного города региона, находящегося под защитой миротворцев ООН с 2011 г. Судан никак не отреагировал на эту атаку. Право на Абьей оспаривают на племенном уровне южносуданское нгок динка и суданское миссерия.

17 мая глава Суверенного совета Судана Абдель Фаттах аль-Бурхан подтвердил курс на нормализацию отношений с Израилем. При этом он утверждал, что этот курс «не имеет ничего общего с правом палестинцев на создание собственного государства». По его оценке, это – «примирение с мировым сообществом, в которое входит Израиль». Напомним, что в январе Хартум подписал под эгидой США соглашение о нормализации отношений с Израилем. Несколько месяцев спустя США убрали Судан из своего «черного» списка стран, поддерживающих терроризм.

9 мая президент Южного Судана Сальва Киир распустил парламент страны, открыв дорогу новому парламенту более широкого состава, о чем было договорено в ходе переговоров о заключении мирного соглашения 2018 года. Глава государства своим указом распустил обе палаты парламента – Национальную законодательную переходную ассамблею и Государственный совет. В документе не уточнялась дата начала работы двух палат в новом составе. Первоначально предполагалось, что это должно было произойти еще в феврале 2020 г. одновременно с формированием правительства национального единства, однако С.Киир не пошел на это, несмотря на многочисленные требования оппозиции.

Согласно соглашению 2018 г., численность депутатов новой нижней палаты южносуданского парламента будет увеличена с 400 до 550. Из них 332 будут назначены С.Кииром, 128 – Риеком Машаром, 90 – другими участниками соглашения. Численность депутатов Государственного совета предполагалось увеличить с 50 до 100. Отсутствие нового парламента было источником дисфункции органов государственной власти. Хотя сейчас сложно предположить, насколько он будет дееспособным после реконституции.

Уже 10 мая Национальная законодательная переходная ассамблея была «восстановлена». В указе С.Киира ничего не говорилось про Госсовет.

14 мая 3 офицера из числа охраны губернатора штата Центральный экваториальный были убиты в засаде, устроенной на дороге, ведущей в ДРК и Уганду. Сам губернатор не пострадал, поскольку он и часть его охранников полетели в город Эй на самолете. В штате Центральный экваториальный находится столица Южного Судана Джуба. Власти обвинили в нападении на офицеров Национальный фронт спасения (НФС), который возглавляет бывший генерал Томас Кирилло Свака. НФС не подписал мирное соглашение от сентября2018 г.

25 мая в Джубе под руководством С.Киира прошла церемония начала разработки конституции страны, как это было предусмотрено мирным соглашением 2018 г. До этого Южный Судан жил без постоянного основного закона страны, в стране действовали переходные конституции. На церемонии присутствовали представители всех южносуданских сторон, а также международные партнеры в лице Африканского союза, Евросоюза и ООН. На разработку конституции отводится 24 месяца.

28 мая Совбез ООН продлил на один год вплоть до 31 мая 2022 г. эмбаргоь на поставки оружия в Южный Судан, введенное в 2018 г. За соответствующую резолюцию, подготовленную США,  проголосовали 13 стран. Воздержались Индия и Кения.

В целом, мировое сообщество пытается оказать финансовую помощь переходным властям Судана в решении его проблем. В этих условиях представляются тщетными попытки некоторых «посадить» пункт материально-технического обеспечения ВМФ России в районе Порт-Судана. Как представляется, на суданском «рынке», где торг – обязательное условие, все давно решили.