- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Польский закон о реституции еврейской собственности как испытание для нового правительства Израиля

На текущей неделе получил продолжение, набирающий обороты кризис в отношениях Иерусалима и Варшавы. Этот далеко не первый скандал начинался с того, что в конце июня нижняя палата польского парламента одобрила законопроект, предполагающий 30-летний крайний срок для решений по реституции еврейской собственности. Данная законодательная инициатива была одобрена 309 голосами «за» при 120 воздержавшихся, против не проголосовал никто.

Пока документ ожидает обсуждения в верхней палате парламента, а итоговое голосование назначено на 19 июля, между властями Израиля и Польши развернулись ожесточенные дебаты. Сначала министр иностранных дел ближневосточной страны Я.Лапид назвал закон «ужасающей несправедливостью и позором, которые ущемляют права переживших Холокост, их наследников и представителей еврейских общин, существовавших в Польше на протяжении сотен лет». Также политик добавил, что действия республики являются «непонятными» и «нанесут ущерб отношениям между странами». Затем глава польского правительства М.Моравецкий ответил на это фразой: «пока я буду премьер-министром, Польша не будет платить за преступления Германии ни злотый, ни евро, ни доллар».

На днях интервью СМИ дал лидер правящей партии «Право и справедливость», заместитель председателя Совета министров Я.Качиньский. Он заявил: «мы сами устанавливаем свои законы…мы никому ничего не должны», намекая таким образом на попытку вмешательства во внутренние дела государства, к коим относится законодательство. Временная поверенная в делах Израиля в Варшаве Т.Бен-Ари, в свою очередь, в среду обратилась к польскому Сенату, подчеркнув, что «проблема собственности – это вопрос достоинства, справедливости и памяти». Тем самым дипломат явно пыталась дать понять, что материальная составляющая, против которой так активно борются в республике, мотивируя это тем, что выплаты пойдут гражданам других государств, прежде всего Израиля и США, а также зарубежным еврейским организациям, имеет второстепенное значение.

Тупик, в который в очередной раз зашли польско-израильские отношения, на этот раз имеет важную особенность. Заключается она в существенно в большей вовлеченности внешних сил. Прежде всего, речь открыто идет о Германии, которую Польша не только делает единственным виновником преступлений против евреев, в очередной раз отвергая любую возможность дискуссий по проблеме коллаборационизма пособников нацистов в Европе. Кроме того, отсылка к тому, что польский глава правительства назвал «преступлениями Германии» вновь актуализирует и вопрос репараций, которые сама Варшава хочет взыскать с Берлина. Данная тема звучит в риторике партии «Право и справедливость» непрерывно с 2015 г. В последний раз отношения с ФРГ из-за этой проблематики заметно обострялись в 2019 г. Этот факт усиливает необходимость координации действий по указанной проблематике между Израилем ФРГ, особенно с учетом того, что мемориализация Холокоста была предметом особого внимания в ходе недавних переговоров между президентами двух стран Р.Ривлиным и Ф.-В. Штайнмайером.

Впрочем, пожалуй, большее значение в текущих условиях имеет позиция США. При Д.Трампе Вашингтон, с одной стороны, проводил особенно активную с 1990-х гг. политику защиты претензий на реституцию еврейской собственности в Европе. В 2018 г. в Соединенных Штатах был принят законопроект, по которому власти должны были контролировать процесс возвращения или компенсаций за утраченную собственность в Европе, а по американским оценкам исполнения закона в 2020 г. Польша была признана единственной не имеющей соответствующей полной законодательной базы на этот счет. Однако никаких конкретных действий в отношении республики Белым Домом предпринято не было. Более того, во время прошлого скандала между Израилем и Польшей, когда Б.Нетаньяху и И.Кац обвинили поляков в коллаборационизме, что привело к срыву саммита Израиля и Вышеградской группы, США отмечали, что властям ближневосточной страны следует принести извинения, дабы не нанести ущерб союзническим отношениям.

Теперь обозреватели и эксперты видят заметный сдвиг израильской политики кабинета Беннета-Лапида на польском направлении. Связан он также может быть с влиянием стратегических трансформаций в США, которые при Дж.Байдене не имеют столь значительной заинтересованности в восточноевропейских странах, характерной для Д.Трампа. Впрочем, это далеко не единственная мотивация израильского кабинета министров. Во главе МИД Я.Лапид явно пытается добиться смены курса, за который ранее упрекал Б.Нетаньяху, считая его слишком мягким. При этом основаны взгляды политика на истории семьи. Отец министра Йосеф Лапид (Томислав Лампел) родился на территории нынешней Сербии, позднее оккупированной Венгрией, и чудом спасся во время Холокоста вместе с матерью, в то время как дед Я.Лапида погиб в концентрационном лагере.

В целом, помимо объективных возражений в связи с очередной польской законодательной инициативой, израильское правительство явно стремится максимально дистанцироваться от курса, к которому был склонен Б.Нетаньяху, в том числе в Восточной Европе. В этом заметно влияние попыток добиться большего сближения интересов с демократической администрацией США, менее склонной поддерживать тесные политические связи с такими региональными игроками, как Польша и Венгрия. Также на примере тех же государств кабинет Беннета-Лапида, судя по всему, хочет продемонстрировать общие просчеты политики лидера Ликуда, готового закрыть глаза на их позиции в отношении антисемитизма и Холокоста. Вместе с тем экс-премьер-министр шел на это в интересах получения поддержки в ЕС, когда там готовились на основе консенсуса утвердить антиизраильские резолюции. И если Польша в этом процессе играла менее заметную роль, что позволяло и Б.Нетаньяху вступать в аналогичные конфликты с ней по тем же пунктам, то, например, Венгрия традиционно демонстрирует особую поддержку ближневосточной страны по иранской и палестинской проблемам. В связи с этим возможное ухудшение отношений с Будапештом на основании пребывания у власти там правого правительства В.Орбана может привести к серьезным проблемам для израильской дипломатии на европейском треке.