- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Заявления МИД Турции после очередного заседания в Астаниснком формате по Сирии в Нур-Султане

7-8 июля с.г. в   столице Казахстана Нур-Султане состоялось очередное заседание в так называемом Астанинском формате по сирийскому урегулированию в составе делегаций России, Турции и Ирана.

На тему итогов этого мероприятия турецкое Министерство иностранных дел отреагировало пресс-релизом №247 от 8 июля. Приведем ниже текст этого документа (перевод – неофициальный, подчеркивание ключевых для Турции аспектов – авторские – И.С.):

«Шестнадцатый раунд Международной встречи по Сирии в формате Астаны прошел 7-8 июля 2021 года в Нур-Султане.

На встречах подробно обсуждались гуманитарная ситуация в Сирии и гуманитарная помощь, Конституционный комитет и политический процесс, текущая ситуация в Идлибе и борьба с терроризмом, особенно с сепаратистским образованием на востоке Евфрата.

Участники подчеркнули необходимость увеличения гуманитарной помощи Сирии и призвали к этому ООН и международное сообщество.

Участники подтвердили свою приверженность продвижению политического процесса в соответствии с резолюцией 2254 Совета Безопасности ООН. В этом контексте они подчеркнули важность проведения шестого раунда Конституционного комитета и соблюдения Положения и Базовых процедурных принципов работы Комитета.

Сепаратистские программы, угрожающие политическому единству и территориальной целостности Сирии, были отвергнуты. Подчеркнута неприемлемость незаконных инициатив самоуправления под предлогом борьбы с терроризмом. Осуждаются нападения на мирных жителей, а, в последнее время, и на гражданские объекты. В этом контексте мы упомянули террористическую атаку, совершенную РПК / СНС на поддерживаемую ООН больницу в Африне 12 июня. Кроме того, были повторены наши ожидания удаления террористической организации согласно соответствующим соглашениям из районов, где было совершено это нападение.

Была подтверждена приверженность сохранению спокойствия на земле, в Идлибе. Мы подчеркнули, что недавнее увеличение числа нарушений режима прекращения огня должно прекратиться как можно скорее.

На полях встречи в Астане также состоялось заседание Рабочей группы по освобождению задержанных / похищенных, передаче тел и опознанию пропавших без вести. Приветствовалось успешное обоюдное освобождение некоторых задержанных 2 июля в рамках пятого проекта Рабочей группы. Было решено продолжить такую ​​деятельность и сотрудничество в рамках Рабочей группы».

Кроме того, буквально на следующий день после проведения 16-го заседания в Астанинском формате, 9 июля с.г., Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию РФ, США, Ирландии и Норвегии по продлению работы КПП «Баб-эль-Хава» на турецко-сирийской границе.

Заметим, произошло это при том, что на протяжении всех дней, предшествовавших мероприятию в Нур-Султане и голосованию в СБ ООН, в России много говорили о том, что указанный мандат продлевать не следует, а следует, напротив, настаивать на том, чтобы вместо трансграничного механизма, поставка гуманитарной помощи осуществлялась бы, целиком и полностью, через официальный Дамаск.

Тем не менее, как мы видим, Россия не только не воспользовалась своим правом вето и не только не воздержалась, но и поддержала в ходе голосования в СБ ООН соответствующую резолюцию. Что, разумеется, не могло не быть самым положительным образом встречено в Турции, как стране, которая всеми силами и доводами настаивала на необходимости трансграничного механизма.

Приведем ниже текст пресс-релиза МИДа Турции (№250 от 09.07.21), опубликованного поводу голосования в СБ ООН (перевод – неофициальный, выделение наиболее значимых для Турции моментов — авторское – И.С.):

«Совет Безопасности ООН продлил на 12 месяцев разрешение на пограничный переход Хатай-Чилвегезю (Баб-эль-Хава) для доставки гуманитарной помощи ООН на северо-запад Сирии. За первым шестимесячным периодом реализации последует дополнительное шестимесячное продление на основе отчета Генерального секретаря ООН.

Гуманитарная помощь ООН через этот пункт пересечения границы имеет важное значение для продолжения эффективного реагирования на гуманитарный кризис в Сирии, а также для региональной стабильности и безопасности.

Поэтому мы приветствуем обновление трансграничного механизма ООН, который действует через Турцию с целью удовлетворения потребностей сирийского народа. Мы ожидаем, что Совет Безопасности ООН и ведущие международные участники продемонстрируют такой же конструктивный и примирительный подход к международным усилиям, направленным на прочное урегулирование сирийского кризиса, в частности политического процесса.

Турция и впредь будет оказывать решительную поддержку решению гуманитарного кризиса внутри Сирии, а также будет вносить активный вклад в сохранение режима прекращения огня и продвижение политического процесса».

Итак, как можно видеть это продление стало для Турции главным итогом заседания в Астанинском формате, что, собственно, и обуславливает то, что продлению практики трансграничного оказания гуманитарной помощи Сирии (а, точнее, Идлибу) турецким внешнеполитическим ведомством был даже опубликован отдельный пресс-релиз. Это – разительный контраст с теми недавними ещё заявлениями турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана о том, что «Астанинский формат – умер» и перспективы его «перезагрузки» — весьма туманны.

Следует заметить одно немаловажное обстоятельство, которое заключается в том, что 16-е заседание в формате Астаны и последующее голосование в СБ ООН не получило сколь-нибудь значимого освещения в Турции. На эту тему также либо не высказались, либо высказались крайне мало турецкие политики и аналитики, не выйдя за рамки приветствий в сторону решения СБ ООН. Можно сказать, что, в очередной раз, Россия пошла на встречу Турции в плане гуманитарного коридора в обмен на поддержку конституционного процесса в стране. Следующая сверка часов по этому вопросу состоится в конце года, на очередном заседании Астанинского формата.